Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 21АП-1859/2016 ПО ДЕЛУ N А84-1741/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу N А84-1741/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
- при участии: представителей потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" - Половкова Ильи Валерьевича, доверенность от 20.05.2016 N 54; Кручининой Екатерины Евгеньевны, доверенность от 27.09.2016 N 99; представителя Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя - Мыхашулы Евгении Ивановны, доверенность от 11.01.2016 N 92-01-02;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.08.2016 по делу N А84-1741/2016 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" (ул. Галины Прокопенко, д. 52, г. Севастополь, 299003) к Управлению государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (площадь Восставших, д. 6, г. Севастополь, 299008), с участием заинтересованного лица: Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011) о признании бездействия незаконными и об обязании совершить определенные действия,

установил:

потребительский жилищный кооператив "Лермонтова 1" (ул. Галины Прокопенко, д. 52, г. Севастополь, 299003) (далее - ПЖК "Лермонтова 1", Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным бездействия Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя (площадь Восставших, д. 6, г. Севастополь, 299008) (далее - Севгосстройнадзор), выразившегося в не принятии Извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция жилищного комплекса многоквартирного дома с придомовой территорией по ул. Лермонтова, 1 в г. Севастополе" за N 27 от 19.02.2016 (входящий Севгосстройнадзора "92-674 от 19.02.2016) с приложенными документами; обязании принять Извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция жилищного комплекса многоквартирного жилого дома с придомовой территорией по ул. Лермонтова, 1 в г. Севастополе" с приложенными документами, издать распорядительный документ о назначении ответственных лиц за осуществление государственного строительного надзора на объекта капитального строительства, разработать программу проведения проверок на объекта капитального строительства, сформировать дело в отношении поднадзорного объекта капитального строительства; взыскании государственной пошлины и расходов на оплату услуг адвоката в сумме 30 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 17.08.2016 в удовлетворении требований потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, потребительский жилищный кооператив "Лермонтова 1" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Кооператива. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, который не соответствует обстоятельствам дела, а также неправильно применил нормы материального права, в результате чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов Кооператива.
Представители потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" в ходе судебного разбирательства поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.08.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Кооператива.
Представитель Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обосновывая свои возражения тем, что заявителем не было представлено доказательств того, что письмо Севгосстройнадзора от 26.02.2016 за исх. N 92-03-674-682 о возвращении документации объекта капитального строительства, привело к нарушению прав и законных интересов ПЖК "Лермонтова 1".
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее извещение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.
Законность и обоснованность решения от 17 августа 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 14.10.2014 ПЖК "Лермонтова 1" направил в адрес Севгосстройнадзора уведомление (за исх. N 102/14) о консервации объекта "Реконструкция комплекса многоквартирного жилого дома с придомовой территорией по ул. Лермонтова, 1 в г. Севастополе" (том 1 л.д. 46)., которое, в свою очередь, было принято Управлением к сведению, согласно направленного сообщения от 17.10.2014 N 92-03-1754-1709 (том 1 л.д. 47).
В дальнейшем, 30.11.2015 комиссией был составлен акт на окончание работ по консервации объекта, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Лермонтова, 1, согласно которого, консервация объекта "Реконструкция комплекса многоквартирного жилого дома с придомовой территорией по ул. Лермонтова, 1 в г. Севастополе", выполнена в полном объеме согласно технической документации от 10.11.2014, разработанной ООО "Рианон" и письму Севгосстройнадзора от 17.10.2014 N 92-03-1754-1709 (том 1 л.д. 51).
19.02.2016 за исх. N 27 ПЖК "Лермонтова 1" Управлению было направлено извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства (том 1 л.д. 23).
Однако, 26.02.2016 за исх. N 92-03-674-682 Севгосстройнадзор возвратил Кооперативу представленную документацию, ссылаясь на то, что представленная документация разработана на основании градостроительных условий и ограничений, отличных от имеющихся в распоряжении Департамента - распорядителя архива Управления градостроительства и архитектуры СГГА, и не может считаться разработанной в соответствии с законодательством Украины.
Не согласившись с вышеуказанными действиями Севгосстройнадзора, ПЖК "Лермонтова 1" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Кооперативом не было представлено доказательств того, что письмо Севгосстройнадзора от 26.02.2016 за исх. N 92-03-674-682 о возвращении документации объекта капитального строительства привело к нарушению его прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлены способы защиты гражданских прав, которые включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы, предусмотренные законом.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 10.07.2013 Кооперативом было получено заключение ООО "Украинская строительная экспертиза" N 3-051-13-КЧ/КО, согласно которому, по результатам рассмотрения проектной документации установлено, что документация разработана с соблюдением требований к прочности, надежности и долговечности объекта строительства.
В свою очередь, земельный участок площадью 0,1603 га, расположенный по улице Лермонтова, д. 1, кадастровый номер Украины 8536600000:01:007:0021, принадлежит ПЖК "Лермонтова 1" на основании государственного акта на право собственности на земельный участок, серия ЯИ N 043668 от 02.03.2010, целевое назначение - для реконструкции и обслуживания жилищного комплекса многоквартирного дома с придомовой территорией.
При этом, 18.03.2013 Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе была зарегистрирована декларация N СТ 083130720668 о начале выполнения строительных работ.
Вместе с тем, 18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 N 6 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (далее - Закон N 6-ФКЗ).
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с Законом N 6-ФКЗ, в Единый государственный реестр юридических лиц, в отношении юридического лица Потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1", была внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя 09.12.2014 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1149204044505.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: 1) копия разрешения на строительство; 2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; 3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; 4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Как указывалось судом выше, 19.02.2016 ПЖК "Лермонтова 1" направило в адрес Севгосстройнадзор извещение за исх. N 27 о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, которое Севгосстройнадзор письмом от 26.02.2016 за исх. N 92-03-674-682 возвратил Заявителю.
При этом, порядок принятия извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства определен Административным регламентом исполнения Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального надзора государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя, утвержденным Приказом Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя от 27 мая 2016 г. N 27-од.
Исходя из положений пункта 3.5.5 Административного регламента следует, что извещение и приложенные к нему документы принимаются должностным лицом отдела информационно-аналитической работы от застройщика (заказчика) под расписку, оформленную по образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Регламенту, регистрируются в электронном журнале по образцу, приведенном в Приложении N 3 к настоящему Регламенту, и рассматриваются по правилам делопроизводства в установленном Севгосстройнадзором порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Согласно части 8 статьи 54 указанного Кодекса, порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Согласно пункту 8 названного Положения, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, извещения о начале работ, до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Таким образом, осуществление государственного строительного надзора является государственной функцией.
При этом, градостроительным законодательством не определен конкретный порядок и основания возврата извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства надзорным органом.
Из письма Севгосстройнадзора от 26.02.2016 за исх. N 92-03-674-682 следует, что заявителю была возвращена документация объекта капитального строительства "Реконструкция жилищного комплекса многоквартирного дома с придомовой территорией по ул. Лермонтова, 1 в г. Севастополе", в связи с тем, что представленная документация разработана на основании градостроительных условий и ограничений, отличных от имеющихся в распоряжении Департамента - распорядителя архива Управления градостроительства и архитектуры СГГА, и не может считаться разработанной в соответствии с законодательством Украины.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно того, что из действующего градостроительного законодательства усматривается, что прямой запрет на осуществление строительства, реконструкции объекта капитального строительства при наличии разрешения, выданного в установленном порядке, отсутствует.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, заявителем не было представлено доказательств того, что письмо Севгосстройнадзора от 26.02.2016 за исх. N 92-03-674-682 о возвращении документации объекта капитального строительства, привело к нарушению его прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Кооператива.
Между тем, доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводам, указанным в заявлении, поданном в суд первой инстанции, которым, в свою очередь, была дана оценка в решении суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 17.08.2016, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 17 августа 2016 года по делу N А84-1741/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу потребительского жилищного кооператива "Лермонтова 1" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.КАРЕВ

Судьи
О.Г.ГРАДОВА
Н.П.ГОРОШКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)