Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает необоснованным начисление платы за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования без договора, заключенного управляющей компанией, и платы за вывоз твердых бытовых отходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Михайлова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе
председательствующего Головиной Е.Б.
судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Т.В. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Т.В. к обществу с ограниченной ответственностью "УК Виким", Территориальному управлению <адрес> АО "Единый информационно-расчетный центр", обществу с ограниченной ответственностью "Ломоносовский топливно-энергетический комплекс" об обязании произвести перерасчет платы за обслуживание, ремонт, коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения Т.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
Т.В. обратился в Ломоносовский районный суд с иском к ООО "УК Виким", АО "ЕИРЦ", ООО "ЛР ТЭК" об обязании ответчиков произвести перерасчет платы за обслуживание и ремонт, коммунальные услуги, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что ответчиками ООО "УК Виким" и ООО "ЛР ТЭК" необоснованно начислена плата за техническое обслуживание и коммунальные услуги в части взимания без договора платы за обслуживание внутридомового газового оборудования и начисления платы за вывоз твердых бытовых отходов отдельной строкой. У ООО "УК Виким" отсутствуют документы о техническом состоянии дома с указанием общего имущества и инженерных устройств. Ответчики не зарегистрированы на общедоступных специализированных ресурсах.
Просил обязать ООО "УК Виким" произвести перерасчет платы за период с <...> по настоящее время; ООО "ЛР ТЭК" - за период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2015 года, АО "ЕИРЦ" - с 1 августа 2015 года по настоящее время.
Решением Ломоносовского районного суда от 12 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе Т.В. просит отменить решение суда как постановленное без исследования и установления фактических обстоятельств по делу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Т.В. не находит оснований для отмены решения Ломоносовского районного суда от 12 июля 2016 года, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч. ч. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Т.В. является членом семьи собственника <адрес> в г. <адрес>.
ООО "УК Виким" управляет многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании решений общего собрания собственников помещений от <...> и <...>.
Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> <...> ООО "УК Виким" выдана лицензия N на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
26 октября 2015 года состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, решением которого утверждены тарифы на текущий ремонт и содержание многоквартирного дома, который включает в себя расходы: по управлению МКД, очистке придомовой территории, аварийному обслуживанию, подготовке дома к сезонной эксплуатации, заявочному ремонту, уборке лестничных клеток, очистке кровли, по дератизации, транспортные расходы, по услугам по договору со спец. организациями, на технические осмотры и текущий ремонт, в размере 14,30 руб. за 1 кв. метр общей площади квартиры. Указанным решением также был утвержден тариф на вывоз мусора в размере 4,46 руб. за 1 кв. метр общей площади и тариф на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) в размере 0,66 руб. за 1 кв. метр.
<...> ОАО "<данные изъяты>" и ООО "Управляющая компания "ВИКИМ" заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, по условиям которого исполнитель обязался выполнить работы и оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирных жилых домом и имуществу собственников помещений в многоквартирных жилых домах, управляющей организацией в которых является заказчик, в том числе, в <адрес>.
Таким образом, довод Т.В. о том, что плата за техническое обслуживание ВДГО взимается без договора, заключенного управляющей компанией, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Довод истца о том, что начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов входит в оплату по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома и не может начисляться отдельно сверх установленной платы за содержание общего имущества, противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку структура платы за коммунальные услуги соответствует установленной частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Т.В. не представлено доказательств того, что указание в платежных документах стоимости содержания жилья и ТБО отдельными строками является двойным начислением. Материалами дела подтверждается, что в утвержденный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме тариф на содержание многоквартирного жилого дома плата за вывоз ТБО не включена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение общего собрания собственников помещений от 26 октября 2015 года никем не оспорено, поэтому подлежит исполнению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Требование Т.В. об отмене указанного решения, содержащееся в апелляционной жалобе истца, суд апелляционной инстанции не рассматривает, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В силу ч. 3 ст. 19 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае неисправности приборов учета. При этом расчет осуществляется по нормативу, определяемому по формуле, указанной в пп. "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124.
Материалами дела подтверждается, что узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме, где проживает истец, находится в нерабочем состоянии, в связи с чем ответчик правомерно производит начисление платы за отопление по нормативу.
Суд, при разрешении спора правомерно посчитал, что поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии находится в неисправном состоянии, то начисление оплаты за отопление по нормативу было произведено на законных основаниях и оснований для перерасчета произведенных истцом платежей за тепловую энергию не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления перерасчета платы за отопление при начислении платежа по данной услуге в случае отсутствия или неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии.
Согласно приложению N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, перерасчет коммунальной услуги осуществляется в случае представления услуги ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что услуги представлялись ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Ломоносовского районного суда от 12 июля 2016 года.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2016 N 33-5424/2016
Требование: Об обязании произвести перерасчет платы за обслуживание, ремонт, коммунальные услуги.Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец полагает необоснованным начисление платы за техническое обслуживание внутридомового газового оборудования без договора, заключенного управляющей компанией, и платы за вывоз твердых бытовых отходов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. N 33-5424/2016
Судья Михайлова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе
председательствующего Головиной Е.Б.
судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Т.В. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Т.В. к обществу с ограниченной ответственностью "УК Виким", Территориальному управлению <адрес> АО "Единый информационно-расчетный центр", обществу с ограниченной ответственностью "Ломоносовский топливно-энергетический комплекс" об обязании произвести перерасчет платы за обслуживание, ремонт, коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения Т.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Т.В. обратился в Ломоносовский районный суд с иском к ООО "УК Виким", АО "ЕИРЦ", ООО "ЛР ТЭК" об обязании ответчиков произвести перерасчет платы за обслуживание и ремонт, коммунальные услуги, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указал, что ответчиками ООО "УК Виким" и ООО "ЛР ТЭК" необоснованно начислена плата за техническое обслуживание и коммунальные услуги в части взимания без договора платы за обслуживание внутридомового газового оборудования и начисления платы за вывоз твердых бытовых отходов отдельной строкой. У ООО "УК Виким" отсутствуют документы о техническом состоянии дома с указанием общего имущества и инженерных устройств. Ответчики не зарегистрированы на общедоступных специализированных ресурсах.
Просил обязать ООО "УК Виким" произвести перерасчет платы за период с <...> по настоящее время; ООО "ЛР ТЭК" - за период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2015 года, АО "ЕИРЦ" - с 1 августа 2015 года по настоящее время.
Решением Ломоносовского районного суда от 12 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований Т.В. отказано.
В апелляционной жалобе Т.В. просит отменить решение суда как постановленное без исследования и установления фактических обстоятельств по делу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Т.В. не находит оснований для отмены решения Ломоносовского районного суда от 12 июля 2016 года, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (ч. ч. 3, 4 ст. 154 ЖК РФ).
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Т.В. является членом семьи собственника <адрес> в г. <адрес>.
ООО "УК Виким" управляет многоквартирным домом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании решений общего собрания собственников помещений от <...> и <...>.
Комитетом государственного жилищного надзора и контроля <адрес> <...> ООО "УК Виким" выдана лицензия N на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
26 октября 2015 года состоялось общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, решением которого утверждены тарифы на текущий ремонт и содержание многоквартирного дома, который включает в себя расходы: по управлению МКД, очистке придомовой территории, аварийному обслуживанию, подготовке дома к сезонной эксплуатации, заявочному ремонту, уборке лестничных клеток, очистке кровли, по дератизации, транспортные расходы, по услугам по договору со спец. организациями, на технические осмотры и текущий ремонт, в размере 14,30 руб. за 1 кв. метр общей площади квартиры. Указанным решением также был утвержден тариф на вывоз мусора в размере 4,46 руб. за 1 кв. метр общей площади и тариф на обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) в размере 0,66 руб. за 1 кв. метр.
<...> ОАО "<данные изъяты>" и ООО "Управляющая компания "ВИКИМ" заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, по условиям которого исполнитель обязался выполнить работы и оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирных жилых домом и имуществу собственников помещений в многоквартирных жилых домах, управляющей организацией в которых является заказчик, в том числе, в <адрес>.
Таким образом, довод Т.В. о том, что плата за техническое обслуживание ВДГО взимается без договора, заключенного управляющей компанией, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Довод истца о том, что начисление платы за вывоз твердых бытовых отходов входит в оплату по содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома и не может начисляться отдельно сверх установленной платы за содержание общего имущества, противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку структура платы за коммунальные услуги соответствует установленной частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что плата за коммунальные услуги включает в себя и плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Т.В. не представлено доказательств того, что указание в платежных документах стоимости содержания жилья и ТБО отдельными строками является двойным начислением. Материалами дела подтверждается, что в утвержденный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме тариф на содержание многоквартирного жилого дома плата за вывоз ТБО не включена.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение общего собрания собственников помещений от 26 октября 2015 года никем не оспорено, поэтому подлежит исполнению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом.
Требование Т.В. об отмене указанного решения, содержащееся в апелляционной жалобе истца, суд апелляционной инстанции не рассматривает, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В силу ч. 3 ст. 19 ФЗ РФ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае неисправности приборов учета. При этом расчет осуществляется по нормативу, определяемому по формуле, указанной в пп. "в" п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124.
Материалами дела подтверждается, что узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме, где проживает истец, находится в нерабочем состоянии, в связи с чем ответчик правомерно производит начисление платы за отопление по нормативу.
Суд, при разрешении спора правомерно посчитал, что поскольку общедомовой прибор учета тепловой энергии находится в неисправном состоянии, то начисление оплаты за отопление по нормативу было произведено на законных основаниях и оснований для перерасчета произведенных истцом платежей за тепловую энергию не имелось.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и отмечает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность осуществления перерасчета платы за отопление при начислении платежа по данной услуге в случае отсутствия или неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии.
Согласно приложению N 1 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, перерасчет коммунальной услуги осуществляется в случае представления услуги ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что услуги представлялись ненадлежащего качества, либо с перерывом, превышающим установленную продолжительность поставки услуги.
При указанных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Ломоносовского районного суда от 12 июля 2016 года.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)