Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2016 N 16АП-1819/2016 ПО ДЕЛУ N А20-4522/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2016 г. по делу N А20-4522/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эконова" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.03.2016 по делу N А20-4522/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Комфорт-сервис" (ОГРН 1130725001770, ИНН 0725012349) к обществу с ограниченной ответственностью "Эконова" (ОГРН 1080721004924, ИНН 0721060246) с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Зеленая марка" (ОГРН 1140726000425, ИНН 0726010312) и общества с ограниченной ответственностью "Гарант" об обязании прекратить незаконные действия,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт-сервис" (далее - истец, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Эконова" (далее - общество, ответчик) об обязании прекратить действия по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, по начислению и взиманию платы за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок следующих многоквартирных жилых домов: ул. Ахохова, 96-а, ул. Байсултанова, 3, Байсултанова, 15-а, ул. Головко, 3, ул. Головко, 20, ул. Горького, 12, ул. Горького, 22, ул. Кулиева, 2-а, ул. Кулиева, 6, ул. Кулиева, 6-а, ул. Кулиева, 6-б, ул. Кулиева, 13, ул. Кирова, 10, ул. Кирова, 14, ул. Кешокова, 79, ул. Кешокова, 83, ул. Лермонтова, 25-а, ул. Лермонтова, 27, ул. Лермонтова, 30, ул. Ленина, 13, ул. Ленина, 21, ул. Пачева, 3, Санаторный проезд, 3, ул. Хуранова, 6, ул. Шортанова, 109 (с учетом уточнения).
Заявленные требования мотивированы незаконным оказанием услуг при отсутствии договорных обязательств с истцом.
Решением от 18.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, суд первой инстанции не учел, что действующее законодательство не запрещает оказание спорных услуг на основании публичного договора, при этом отношения между сторонами не могут быть расторгнуты во внесудебном порядке.
Правильность решения от 18.03.2016 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что многоквартирные дома по ул. Ахохова, 96-а, ул. Байсултанова, 3, Байсултанова, 15-а, ул. Головко, 3, ул. Головко, 20, ул. Горького, 12, ул. Горького, 22, ул. Кулиева, 2-а, ул. Кулиева, 6, ул. Кулиева, 6-а, ул. Кулиева, 6-б, ул. Кулиева, 13, ул. Кирова, 10, ул. Кирова, 14, ул. Кешокова, 79, ул. Кешокова, 83, ул. Лермонтова, 25-а, ул. Лермонтова, 27, ул. Лермонтова, 30, ул. Ленина, 13, ул. Ленина, 21, ул. Пачева, 3, Санаторный проезд, 3, ул. Хуранова, 6, ул. Шортанова, 109 ул. Кабардинской, N 206 и N 212, по ул. Идарова, N 164 и N 168 в г. Нальчике находятся в управлении общества "Комфорт-Сервис" (т. 1, л.д. 123-155, т. 2, л.д. 1-91).
01.05.2015 между управляющей компанией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Зеленая Марка" был заключен договор N 3 на вывоз твердых бытовых отходов в установленные графиком дни с мусорных площадок многоквартирных жилых домов, указанных в приложении N 1 к договору. Согласно пункту 1.2 договора заказчик обязался производить сбор денежных средств за услуги по вывозу твердых бытовых отходов у собственников жилья в многоквартирных жилых домах и передавать их исполнителю с приложением списка собственников производивших оплату не реже одного раза в неделю (т. 1, л.д. 53-56). Согласно актам приема выполненных работ общество с ограниченной ответственностью "Зеленая Марка" с июля по сентябрь 2015 года оказывало услуги на основании вышеуказанного договора от 01.05.2015 и сдавало их результат истцу (т. 1, л.д. 84-89).
Дополнительным соглашением от 31.08.2015 к договору от 01.05.2015 N 3, стороны приостановили действие указанного договора на 12 месяцев (т. 1, л.д. 71).
01.09.2015 между истцом (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Гарант" (исполнитель) заключен договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, согласно которому исполнитель обязуется регулярно производить вывоз твердых бытовых отходов с мусорных площадок у собственником жилья в многоквартирных жилых домах, указанных в приложении N 1 к договору (т. 1, л.д. 72-77). Согласно пункту 1.2 договора заказчик обязался производить сбор денежных средств за услуги по вывозу твердых бытовых отходов у собственников жилья в многоквартирных жилых домах и передавать их исполнителю с приложением списка собственников производивших оплату не реже одного раза в неделю. Согласно актам приема выполненных работ общество с ограниченной ответственностью "Гарант" с сентября по декабрь 2015 оказывало услуги на основании вышеуказанного договора от 01.09.2015 и сдавало их результаты обществу "Комфорт-Сервис" (т. 1, л.д. 76-83).
14.05.2015 за исх. N 30 истец сообщил ответчику о том, что с 01.06.2015 будет самостоятельно оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов в многоквартирных домах, находящихся у него в управлении (список прилагается), а также просило с указанного периода прекратить вывоз твердых бытовых отходов из указанных многоквартирных домов (т. 1, л.д. 57).
Общество на данное уведомление в письме от 20.05.2015 за N 151186 сообщило, что между ним и управляющей компанией заключен договор на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от 24.09.2010 N 08/МС и что указанный договор не прекращен (т. 1, л.д. 58,59).
Ссылаясь на то, что ответчик без законных оснований занимается сбором, вывозом, утилизацией твердых бытовых отходов, начисляет и взимает плату за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных многоквартирных жилых домов, в отношении которых истец является управляющей компанией, последний обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 названной статьи определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
Пунктами 24 - 26 названного перечня предусмотрены работы по уборке контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома, работы по обеспечению вывоза бытовых отходов.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", содержание общего имущества включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
На основании статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 11 Закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства.
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с resource://pdf.js/web/санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила) представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 3.7.1 данных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Так, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, надлежащее содержание площадок под установку контейнеров (включая обязанность по уборке самих площадок и прилегающих к ним территорий) входят в объем комплекса услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Судом первой инстанции установлено, что управляющей компанией заключены с обществом с ограниченной ответственностью "Зеленая марка", а в последующем с обществом с ограниченной ответственностью "Гарант" договоры на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных многоквартирных жилых домов, в отношении которых оно является управляющей компанией.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Таким образом, в силу приведенных выше норм управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. И поскольку такие обязательства возложены на управляющие организации, действия ответчика по сбору, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, взиманию плату за сбор, вывоз, утилизацию твердых бытовых отходов с мусорных площадок спорных домов, в отношении которых истец является управляющей компанией, являются незаконными.
Довод о том, что ответчиком оказываются услуги по публичному договору на вывоз твердых бытовых отходов, судом апелляционной инстанции оценивается критически, поскольку с момента выбора новой управляющей организации в многоквартирном доме обязанности по предоставлению соответствующих услуг возлагаются на данную организацию в силу закона, в связи с чем договорные отношения с предшествующей управляющей организацией не распространяются на вновь избранную управляющую организацию по управлению многоквартирным домом.
Ссылка на действующий между сторонами договор на оказание спорных услуг не может быть принята во внимание, поскольку решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.11.2013 по делу N А20-1273/2013 подтвержден факт окончания хозяйственной деятельности управляющей организации ранее, до истца, занимавшейся управлением спорными многоквартирными домами, и с которой ответчик заключил договор на оказание услуг. Поскольку между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения по спорному предмету требований, постольку выводы суда первой инстанции об обоснованности иска являются верными.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.03.2016 по делу N А20-4522/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ

Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
Е.В.ЖУКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)