Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Административный орган выдал оспариваемое предписание в связи с тем, что управляющей организацией в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги собственникам помещений в многоквартирных домах не заключены с ресурсоснабжающей организацией договоры энергоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" на постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.) по делу N А03-19256/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" (659335, г. Бийск, ул. Мухачева, 232/2, ИНН 2204063404, ОГРН 1132204001335) к Государственной инспекции Алтайского края (656031, г. Барнаул, ул. Крупская, 101, корпус 1) о признании недействительным предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" Кремер Е.А. по доверенности от 11.01.2016.
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" (далее - ООО "Управляющая организация "Центральная", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 07.08.2015 N 13-04П/114 "Об устранении факта нарушений лицензионных требований".
Решением от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) требование заявителя удовлетворено.
Постановлением от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая организация "Центральная" требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов этой судебной инстанции фактическим обстоятельствам, просит отменить постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края.
При этом заявитель указывает, что оспариваемое им предписание противоречит нормам действующего законодательства и является заведомо неисполнимым. Одновременно с этим ООО "Управляющая организация "Центральная" утверждает, что общество не отказывалось от заключения договора энергоснабжения и стремилось урегулировать имеющиеся между сторонами разногласия по условиям этого договора, разрешить которые можно только в судебном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы общества и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной инспекцией внеплановой документарной проверки составлен акт от 07.08.2015 N 13-04А/257, в котором содержатся выводы о допущенных ООО "Управляющая организация "Центральная" нарушениях части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 3 и 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), так как обществом в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Бийске по ул. Социалистическая, 44 и ул. Декабристов, 29, не были заключены с ресурсоснабжающей организацией договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности).
С целью устранения указанных нарушений административный орган выдал оспариваемое заявителем предписание от 07.08.2015 N 13-04П/114 "Об устранении факта нарушений лицензионных требований", которым на ООО "Управляющая организация "Центральная" возложена обязанность в срок до 01.10.2015 заключить договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) по указанным жилым домам (далее - спорные договоры энергоснабжения).
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, а оспариваемое заявителем предписание является заведомо неисполнимым.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в отношении общества, имеющего лицензию от 22.04.2015 N 97 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, может быть осуществлен лицензионный контроль.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания подпункта "д" пункта 4 Правил N 416 следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе и путем заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения и т.д. с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124) установлено, что исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 27 Постановления N 124 даже в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами N 354;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Исходя из смысла и содержания указанных норм права суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией последняя автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Таким образом, принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Принимая во внимание, что содержание оспариваемого предписания не противоречит упомянутым нормативным документам, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-19256/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.06.2016 N Ф04-1280/2016 ПО ДЕЛУ N А03-19256/2015
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений лицензионных требований.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Административный орган выдал оспариваемое предписание в связи с тем, что управляющей организацией в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги собственникам помещений в многоквартирных домах не заключены с ресурсоснабжающей организацией договоры энергоснабжения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2016 г. по делу N А03-19256/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Шаповаловой И.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" на постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.) по делу N А03-19256/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" (659335, г. Бийск, ул. Мухачева, 232/2, ИНН 2204063404, ОГРН 1132204001335) к Государственной инспекции Алтайского края (656031, г. Барнаул, ул. Крупская, 101, корпус 1) о признании недействительным предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кулакова Л.А.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" Кремер Е.А. по доверенности от 11.01.2016.
Суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Центральная" (далее - ООО "Управляющая организация "Центральная", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственной инспекции Алтайского края (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 07.08.2015 N 13-04П/114 "Об устранении факта нарушений лицензионных требований".
Решением от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) требование заявителя удовлетворено.
Постановлением от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного ООО "Управляющая организация "Центральная" требования отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие выводов этой судебной инстанции фактическим обстоятельствам, просит отменить постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение от 09.12.2015 Арбитражного суда Алтайского края.
При этом заявитель указывает, что оспариваемое им предписание противоречит нормам действующего законодательства и является заведомо неисполнимым. Одновременно с этим ООО "Управляющая организация "Центральная" утверждает, что общество не отказывалось от заключения договора энергоснабжения и стремилось урегулировать имеющиеся между сторонами разногласия по условиям этого договора, разрешить которые можно только в судебном порядке.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы общества и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной инспекцией внеплановой документарной проверки составлен акт от 07.08.2015 N 13-04А/257, в котором содержатся выводы о допущенных ООО "Управляющая организация "Центральная" нарушениях части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 3 и 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), так как обществом в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в г. Бийске по ул. Социалистическая, 44 и ул. Декабристов, 29, не были заключены с ресурсоснабжающей организацией договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности).
С целью устранения указанных нарушений административный орган выдал оспариваемое заявителем предписание от 07.08.2015 N 13-04П/114 "Об устранении факта нарушений лицензионных требований", которым на ООО "Управляющая организация "Центральная" возложена обязанность в срок до 01.10.2015 заключить договоры энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности) по указанным жилым домам (далее - спорные договоры энергоснабжения).
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий, а оспариваемое заявителем предписание является заведомо неисполнимым.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в отношении общества, имеющего лицензию от 22.04.2015 N 97 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, может быть осуществлен лицензионный контроль.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписания об устранении выявленных нарушений выдаются юридическому лицу в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований.
Частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из содержания подпункта "д" пункта 4 Правил N 416 следует, что управление многоквартирным домом обеспечивается путем организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе и путем заключения договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения и т.д. с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Постановление N 124) установлено, что исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 27 Постановления N 124 даже в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами N 354;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Исходя из смысла и содержания указанных норм права суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод, что с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией последняя автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Таким образом, принятие собственниками жилых помещений решения вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Принимая во внимание, что содержание оспариваемого предписания не противоречит упомянутым нормативным документам, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 12.02.2016 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-19256/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Г.А.ШАБАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)