Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.06.2017 N 07АП-3414/2017(1) ПО ДЕЛУ N А45-22096/2016

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2017 г. N 07АП-3414/2017(1)


Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2017 года.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: М.Ю. Кайгородовой,
судей: Д.Г. Ярцева,
Е.В. Афанасьевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С. Винник без использования средств аудиозаписи,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "Бор" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 марта 2017 года по делу N А45-22096/2016 (Лузарева И.В.)
по иску товарищества собственников недвижимости "Бор", г. Новосибирск к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бор", г. Новосибирск о понуждении исключения из реестра лицензии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области,

установил:

Товарищество собственников недвижимости "Бор" (ТСН "Бор", товарищество) обратилось в Арбитражный суда Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Бор" (ООО "УК "Бор") об обязании ответчика обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением об исключении многоквартирных жилых домов по адресу: микрорайон Зеленый Бор, N 3, N 5, N 7, N 9, N 11 в г. Новосибирске из реестра лицензий Новосибирской области.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Государственная жилищная комиссия по Новосибирской области (далее - ГЖИ по НСО).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 06 марта 2017 года иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, отказав в удовлетворении иска, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
По мнению подателя жалобы, судом необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства.
Кроме того, апеллянт ссылается на то обстоятельство, что существенным обстоятельством, подлежащим установлению в настоящем деле, является установление даты и самого факта получения ответчиком именно всех, предусмотренных действующим законодательством РФ документов.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец и третье лицо просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, товарищество собственников недвижимости "Бор" создано на основании пункта 1, части 2, статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Товарищество является добровольным объединением собственников помещений в многоквартирных домах N 3, N 5, N 7, N 9, N 11, расположенных в микрорайоне Зеленый Бор в Октябрьском районе города Новосибирска.
Товарищество создано для совместного управления, обеспечения эксплуатации комплекса движимого и недвижимого имущества, владения, пользования и распоряжения общим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, регулирующими гражданские и жилищные правоотношения.
Товарищество зарегистрировано в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц за ОГРН: 1165476123427; ИНН: 5405979030; КПП: 540501001, что подтверждается приобщенными к делу копиями регистрационных документов.
Общими собраниями, проведенными в многоквартирных жилых домах (МКД) N 3; N 5; N 7; N 9; N 11, расположенных в микрорайоне Зеленый Бор в Октябрьском районе г. Новосибирска, решения которых оформлены протоколами от 10.05.2016, в числе прочих были приняты следующие решения:
- - о расторжении договорных отношений с ООО "Управляющая компания "Бор", по причине некачественного обслуживания МКД;
- - о выборе способа управления МКД - управление товариществом собственников недвижимости (ТСН);
- - о создании ТСН из собственников помещений малоэтажных многоквартирных домов N 3; N 5; N 7; N 9; N 11 расположенных в микрорайоне Зеленый Бор в Октябрьском районе г. Новосибирска;
- - об утверждении Устава ТСН и об избрании правления ТСН;
- - о наделении председателя правления ТСН избранного правлением ТСН на основании пункта 11.2.3. Устава, полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, с целью государственной регистрации ТСН;
- - о поручении председателю правления ТСН, избранному правлением ТСН, уведомить государственные контролирующие органы и органы местного самоуправления о смене способа управления малоэтажными многоквартирными домами N 3; N 5; N 7; N 9; N 11, расположенными в микрорайоне Зеленый Бор в Октябрьском районе г. Новосибирска, о начале деятельности ТСН по управлению и обслуживанию указанных домов;
- - о поручении председателю правления ТСН, избранному правлением ТСН, уведомить управляющую организацию ООО "Управляющая компания "Бор", ранее обслуживающую дома N 3; N 5; N 7; N 9; N 11, расположенные в микрорайоне Зеленый Бор в г. Новосибирске, о расторжении договорных отношений, о смене способа управления указанными домами, и затребовать передачи технической и иной документации необходимой для управления этими многоквартирными домами;
- - об утверждении условий договора о совместном управлении общим имуществом в многоквартирном доме, о его содержании и ремонте, для собственников, не вступивших в ТСН.
Письмом от 28.06.2016 N 01 ТСН "Бор" уведомило ООО "УК "Бор" о решениях общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах N 3, N 5, N 7, N 9, N 11, расположенных в микрорайоне Зеленый Бор в Октябрьском районе города Новосибирска; об изменении способа управления указанными многоквартирными домами; об аннулировании договоров ранее заключенных в отношении этих домов; об обязанности ответчика передать правлению ТСН "Бор" техническую и иную документацию необходимую для управления многоквартирными домами N 3, N 5, N 7, N 9, N 11, расположенными в микрорайоне Зеленый Бор в Октябрьском районе города Новосибирска, а также о направлении ответчиком в орган государственного жилищного надзора (ГЖИ) сведений о прекращении договоров управления указанными МКД для исключения их из лицензии ответчика на основании ч. 2 ст. 198 ЖК РФ.
К данному уведомлению были приобщены протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в МКД NN 3, 5, 7, 9, 11 расположенных в микрорайоне Зеленый Бор в г. Новосибирске от 10.05.2016, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица - ТСН "Бор" от 24.06.2016, серия 54 N 005141526, копия свидетельства о постановке на налоговый учет ТСН "Бор" от 24.06.2016, серия 54 N 005141527, перечень технической и иной документации, необходимой для управления многоквартирными домами и подлежащей передаче от ООО "УК "Бор" в ТСН "Бор".
Письмами от 04.07.2016 N 04 и от 07.07.2016 N 05 ТСН "Бор" повторно уведомило ООО "УК "Бор" о необходимости исполнить решения собственников и передать техническую и иную документацию необходимую для управления оспариваемыми многоквартирными домами.
Государственная жилищная инспекция письмом от 29.06.2016 N 02 была уведомлена о решениях, принятых собственниками многоквартирных домов N 3, N 5, N 7, N 9, N 11 в микрорайоне "Зеленый бор", а также о создании ТСН "Бор".
Истец неоднократно обращался в адрес Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (ГЖИ НСО) с требованием об исключении многоквартирных домов N 3, N 5, N 7, N 9, N 11 в микрорайоне Зеленый Бор из реестра лицензий Новосибирской области в связи со сменой способа управления.
В ответе от 13.07.2016 N 3218/48-10 ГЖИ НСО указало, что сведения о вышеуказанных многоквартирных домах размещены в реестре лицензий НСО, как дома, находящиеся в управлении лицензиата - ООО "Управляющая компания "Бор".
При этом, ГЖИ НСО, ссылаясь на ч. 2, 4 ст. 198 ЖК РФ, а также на Приказ Минстроя от 25.12.2015 N 938/пр., разъяснило порядок исключения из реестра лицензий, в соответствии с которым правом подачи заявления на внесение изменений в реестр лицензий имеет только лицензиат, предоставивший исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Приказ Минстроя от 25.12.2015 N 938/пр. У собственников МКД такое право отсутствует. В связи с чем, основанием внесения изменений в реестр лицензий не может быть протокол общего собрания собственников многоквартирного дома о смене управления МКД.
В ответ на заявление истца от 01.08.2016 N 8983/48, направленное в адрес ГЖИ НСО по вопросу расторжения договора управления с ООО "Управляющая компания "Бор" и передачи технической и иной документации, в письме от 30.08.2016 N 3931/48-10 ГЖИ НСО сообщило, что ООО "Управляющая компания "Бор", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области N 054-000110 от 29.04.2015, выданную на основании Приказа N 124/10 от 29.04.2015, (в реестр многоквартирных домов Новосибирской области, в том числе включены многоквартирные дома N 3, N 5, N 7, N 9, N 11 в микрорайоне Зеленый Бор, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Управляющая компания "Бор"), не обращалась в адрес ГЖИ НСО с уведомлением о расторжении договоров управлений с собственниками указанных многоквартирных домов и об исключении указанных домов из реестра.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 208-п, инспекция ведет реестр лицензий Новосибирской области.
Исходя из положений части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации, в реестре лицензий субъекта РФ содержатся сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система, ГИС ЖКХ).
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее -Порядок).
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка).
Согласно пп. "г" п. 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Таким образом, в отсутствие заявления лицензиата инспекция не вправе исключить многоквартирный дом из реестра лицензий.
В соответствии с частью 8 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно части 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Отказ от исполнения договора регламентирован статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором".
Согласно п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Исходя из положений вышеуказанных норм, договор управления считается расторгнутым с момента получения управляющей организацией от уполномоченного общим собранием лица уведомления о расторжении (отказе от исполнения) договора управления с приложением копии протокола общего собрания собственников, на котором было принято решение об отказе от исполнения договора управления и его расторжении.
Таким образом, в случае расторжения договора управления многоквартирным домом, управляющая организация, с которой расторгнут договор, обязана разместить сведения о расторжении договора на сайте www.dom.gosuslugi.ru и подать заявление в ГЖИ НСО об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий.
Несоблюдение ответчиком вышеуказанных требований является препятствием для осуществления истцом деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как было установлено судом, на основании обращения истца инспекцией проведена внеплановая проверка в отношении ответчика.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 10-02-040/4783 от 30.08.2016.
Так, у ответчика имеется обязанность обратиться в орган государственного жилищного надзора с заявлением об исключении многоквартирных домов из реестра лицензий в связи с расторжением договора управления многоквартирными домами N 3, 5, 7, 9, 11.
Несовершение ответчиком указанных действий препятствует истцу в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно по заключению договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Подтверждая невозможность заключения договоров ресурсоснабжения, истцом в материалы дела представлены ответы ресурсоснабжающих организаций, в соответствии с которыми истцу отказано в заключении договоров ресурсоснабжения на основании, что многоквартирные дома содержатся в реестре лицензий как управляемые ответчиком, с которым уже имеется договор ресурсоснабжения.
Таким образом, доводы апеллянта о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, отклоняются апелляционной коллегий за необоснованностью.
Ссылки подателя жалобы на незаконный отказ суда в приостановлении производства по делу не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Рассмотрение одного дела до разрешения другого следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют существенное значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу. Следовательно, критерием для определения невозможности рассмотрения дела при рассмотрении вопроса о приостановлении производства по делу является наличие существенных для дела обстоятельств, подлежащих установлению при разрешении другого дела в арбитражном суде.
Заявляя ходатайство о приостановлении производства по делу, лицо, участвующее в деле, должно указать и обосновать необходимость приостановления производства. Заявитель должен также обосновать невозможность разрешения спора на момент подачи ходатайства.
В данном случае рассмотрение дела N А45-19431/2016 не препятствовало и не препятствует рассмотрению настоящего дела, учитывая характер заявленных требований по настоящему делу, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований, для приостановления производству по делу на основании статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, предметом иска по делу N А45-19431/2016 являлось оспаривание ненормативного правового акта инспекции.
Следовательно, нарушения в действиях должностных лиц инспекции при издании данного акта не могут свидетельствовать об отсутствии у ответчика обязанности по обращению в орган государственного жилищного надзора с заявлением об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.01.2017 по делу А45-16687/2016 на ответчика возложена обязанность по передаче технической документации.
Данное решение основано на тех же обстоятельствах, что и решение по настоящему делу, поскольку обязанность по передаче технической документации и обязанность по обращению с заявлением об исключении многоквартирного дома из реестра лицензий законодатель связывает с наступлением одних и тех же юридических фактов (принятие собственниками решения о смене способа управления и расторжении (отказе от исполнения) договора управления многоквартирным домом).
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 156, 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 06 марта 2017 года по делу N А45-22096/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.Ю.КАЙГОРОДОВА

Судьи
Д.Г.ЯРЦЕВ
Е.В.АФАНАСЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)