Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ": Крахин Д.В., представитель по доверенности от 28.12.2015 N 143;
- от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 2;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ"
на решение от 01.06.2016
по делу N А73-6057/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - заявитель, ООО УК "Северный округ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства (далее - Управление контроля) о признании недействительным предписания от 02.03.2016 N 150 в части обязанности по устранению нарушений отделочного слоя стен 6-го подъезда.
Решением суда от 01.06.2016 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
Представитель Управления в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края N 494-р от 26.02.2016 в отношении ООО УК "Северный округ" проведена внеплановая выездная проверка по фактам, указанным в обращении гражданина от 19.02.2016, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 29А.
В ходе проверки выявлены факты повреждений в виде разрушений и отслоений поверхности штукатурного и окрасочного слоев, наличия надписей на ограждающих конструкциях подъезда N 6 с 1-го по 5-ый этажи указанного дома, что является нарушением пунктов 3.2.8, 3.2.9, 4.2.1.1, 4.2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170); оконные и дверные проемы имеют неисправности заполнений: на окнах местами разрушены горизонтальные откосы, имеются отслоения и разрушение окраски коробов, переплетов; штукатурка по периметру дверных проемов повреждена и местами отслоилась; деревянные поручни имеют местами повреждения (отслоения окраски, неровная поверхность, заусеницы); двери в тамбурном отсеке не утеплены (нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.5, 4.7.7, 4.8.6, 4.8.11 Правил N 170).
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 02.03.2016.
В этот же день Обществу выдано предписание N 150, согласно которому заявителю необходимо устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке в срок до 30.09.2016.
Общество, полагая, что предписание в части возложения обязанности по устранению нарушений отделочного слоя стен 6-го подъезда не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением, который отказывая в удовлетворении требования правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу приведенной нормы ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом (далее - МКД), определяемым по выбору собственников помещений МКД, является управление управляющей организацией. При таком способе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно пунктам 3.2.8.; 3.2.9. Правил N 170 - окраска лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1. Правил N 170 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток. (пункт 4.2.1.5. правил N 170).
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.01.2008 ООО УК "Северный округ" приняло на себя обязательство самостоятельно или с привлечением сторонних организаций организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в пределах денежных средств, поступающих в адрес управляющей организации от собственников.
Таким образом, ООО УК "Северный округ", обслуживая указанный жилой дом и получая от жителей в соответствии с договором плату за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок содержания общего имущества многоквартирного дома; обязано осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями и целями настоящего договора, а также требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов; оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Именно Общество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что оспариваемая часть предписания, возлагающая на Общество обязанность по устранению нарушений отделочного слоя стен 6-го подъезда, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя; у административного органа имелись основания для выдачи в адрес общества обязательного для исполнения предписания, целью которого является обеспечение безопасности и комфортного проживания в доме жильцов и сохранности жилого фонда, а также поддержание в исправном состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что собственникам предлагались работы по ремонту подъезда, но последние выбрали благоустройство придомовой территории, не могут быть учтены, поскольку законодатель не ставит обязанность по выполнению минимального перечня работ с наличием или отсутствием выделения собственниками денежных средств.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2016 по делу N А73-6057/2016- оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2016 N 06АП-3843/2016 ПО ДЕЛУ N А73-6057/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. N 06АП-3843/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ": Крахин Д.В., представитель по доверенности от 28.12.2015 N 143;
- от Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Жигаревич М.В., представитель по доверенности от 11.01.2016 N 2;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ"
на решение от 01.06.2016
по делу N А73-6057/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Северный округ"
к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Северный округ" (далее - заявитель, ООО УК "Северный округ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства (далее - Управление контроля) о признании недействительным предписания от 02.03.2016 N 150 в части обязанности по устранению нарушений отделочного слоя стен 6-го подъезда.
Решением суда от 01.06.2016 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, Общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
Представитель Управления в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края N 494-р от 26.02.2016 в отношении ООО УК "Северный округ" проведена внеплановая выездная проверка по фактам, указанным в обращении гражданина от 19.02.2016, по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 29А.
В ходе проверки выявлены факты повреждений в виде разрушений и отслоений поверхности штукатурного и окрасочного слоев, наличия надписей на ограждающих конструкциях подъезда N 6 с 1-го по 5-ый этажи указанного дома, что является нарушением пунктов 3.2.8, 3.2.9, 4.2.1.1, 4.2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановление Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170); оконные и дверные проемы имеют неисправности заполнений: на окнах местами разрушены горизонтальные откосы, имеются отслоения и разрушение окраски коробов, переплетов; штукатурка по периметру дверных проемов повреждена и местами отслоилась; деревянные поручни имеют местами повреждения (отслоения окраски, неровная поверхность, заусеницы); двери в тамбурном отсеке не утеплены (нарушены пункты 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.5, 4.7.7, 4.8.6, 4.8.11 Правил N 170).
Результаты проверки и выявленные нарушения отражены в акте проверки от 02.03.2016.
В этот же день Обществу выдано предписание N 150, согласно которому заявителю необходимо устранить выявленные нарушения в установленном законом порядке в срок до 30.09.2016.
Общество, полагая, что предписание в части возложения обязанности по устранению нарушений отделочного слоя стен 6-го подъезда не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением, который отказывая в удовлетворении требования правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу приведенной нормы ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом (далее - МКД), определяемым по выбору собственников помещений МКД, является управление управляющей организацией. При таком способе управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно пунктам 3.2.8.; 3.2.9. Правил N 170 - окраска лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1. Правил N 170 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Не допускается ослабление креплений выступающих деталей стен: карнизов, балконов, поясков, кронштейнов, розеток, тяги и др., разрушение и повреждение отделочного слоя, в том числе облицовочных плиток. (пункт 4.2.1.5. правил N 170).
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.01.2008 ООО УК "Северный округ" приняло на себя обязательство самостоятельно или с привлечением сторонних организаций организовать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в пределах денежных средств, поступающих в адрес управляющей организации от собственников.
Таким образом, ООО УК "Северный округ", обслуживая указанный жилой дом и получая от жителей в соответствии с договором плату за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок содержания общего имущества многоквартирного дома; обязано осуществлять управление общим имуществом в многоквартирном доме в соответствии с условиями и целями настоящего договора, а также требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов; оказывать услуги по содержанию и выполнять работы по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Именно Общество несет ответственность за невыполнение обязательных требований и правил.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что оспариваемая часть предписания, возлагающая на Общество обязанность по устранению нарушений отделочного слоя стен 6-го подъезда, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя; у административного органа имелись основания для выдачи в адрес общества обязательного для исполнения предписания, целью которого является обеспечение безопасности и комфортного проживания в доме жильцов и сохранности жилого фонда, а также поддержание в исправном состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что собственникам предлагались работы по ремонту подъезда, но последние выбрали благоустройство придомовой территории, не могут быть учтены, поскольку законодатель не ставит обязанность по выполнению минимального перечня работ с наличием или отсутствием выделения собственниками денежных средств.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.06.2016 по делу N А73-6057/2016- оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
И.И.БАЛИНСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)