Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что постоянно зарегистрирован в городе. Он является инвалидом, ветераном труда. Постоянно проживает у дочери в деревне, в доме, принадлежащем дочери на праве собственности, где имеет регистрацию по месту пребывания. Ответчик отказал ему в назначении ежемесячной денежной компенсации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Байчоров Р.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мертехина М.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года апелляционную жалобу В.В. решение Солнечногорского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску В.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания на территории Московской области,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца и его представителя, представителя ответчика,
установила:
В.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении ему ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и назначении такой компенсации по месту пребывания на территории Московской области по адресу: <...>.
Требования мотивировал тем, что постоянно зарегистрирован в Москве. Он является инвалидом 3 группы, ветераном труда. Постоянно проживает у дочери В.Л. в деревне Пикино Московской области, в доме, принадлежащем дочери на праве собственности, где имеет регистрацию по месту пребывания. Ответчик отказал ему в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области. Отказ считает незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд.
Ответчик иск не признал.
Решением Солнечногорского городского суда от 08 февраля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжалует его в апелляционном порядке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В.В. является инвалидом 3 группы по профессиональному заболеванию, ветераном труда. Постоянно зарегистрирован по месту жительства в <...>. Фактически проживает по адресу: <...>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его дочери В.Л., зарегистрирован по месту пребывания на территории Московской области сроком на 5 лет, с 14.04.2015 года по 14.04.2020 года. Мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Москве он не пользуется.
Отказывая в удовлетворении требований В.В. о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по месту пребывания на территории Московской области, суд исходил из того, что указанная мера социальной поддержки предоставляется по месту жительства гражданина. Истец постоянно зарегистрирован в г. Москве, препятствий к постановке на регистрационный учет в жилом помещении в Московской области у него не имеется, но менять регистрацию по месту жительства он не желает, так как утратит возможность проходить лечение в медицинском учреждении в Москве. Жилое помещение в деревне Пикино Московской области не может быть признано местом его жительства. Право на льготы может быть реализовано им по месту регистрации в Москве. Решение органа социальной защиты об отказе в предоставлении ему мер социальной поддержки направлено на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в Московской области.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу ч. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ (ст. 5) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми истец является инвалидом 3 группы, проживает в принадлежащем его дочери доме в деревне Пикино Московской области, зарегистрирован по указанному выше адресу в данном субъекте РФ как по месту пребывания, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту жительства в г. Москве не пользуется, право на реализацию указанной льготы истцу должно быть гарантировано по месту его пребывания, т.е. на территории Московской области.
Таким образом, на Министерство социальной защиты населения Московской области должна быть возложена обязанность предоставить В.В. меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное в настоящем определении, судебная коллегия, отменяя решение суда, постановляет новое решение об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года отменить. Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить В.В. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания на территории Московской области по адресу: <...>.
Апелляционную жалобу В.В. удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 25.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14204/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец указал, что постоянно зарегистрирован в городе. Он является инвалидом, ветераном труда. Постоянно проживает у дочери в деревне, в доме, принадлежащем дочери на праве собственности, где имеет регистрацию по месту пребывания. Ответчик отказал ему в назначении ежемесячной денежной компенсации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 мая 2016 г. по делу N 33-14204/2016
Судья Байчоров Р.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мертехина М.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2016 года апелляционную жалобу В.В. решение Солнечногорского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года по гражданскому делу по иску В.В. к Министерству социальной защиты населения Московской области о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания на территории Московской области,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения истца и его представителя, представителя ответчика,
установила:
В.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении ему ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и назначении такой компенсации по месту пребывания на территории Московской области по адресу: <...>.
Требования мотивировал тем, что постоянно зарегистрирован в Москве. Он является инвалидом 3 группы, ветераном труда. Постоянно проживает у дочери В.Л. в деревне Пикино Московской области, в доме, принадлежащем дочери на праве собственности, где имеет регистрацию по месту пребывания. Ответчик отказал ему в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области. Отказ считает незаконным, что и послужило основанием для обращения в суд.
Ответчик иск не признал.
Решением Солнечногорского городского суда от 08 февраля 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обжалует его в апелляционном порядке.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, В.В. является инвалидом 3 группы по профессиональному заболеванию, ветераном труда. Постоянно зарегистрирован по месту жительства в <...>. Фактически проживает по адресу: <...>, в жилом доме, принадлежащем на праве собственности его дочери В.Л., зарегистрирован по месту пребывания на территории Московской области сроком на 5 лет, с 14.04.2015 года по 14.04.2020 года. Мерами социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Москве он не пользуется.
Отказывая в удовлетворении требований В.В. о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по месту пребывания на территории Московской области, суд исходил из того, что указанная мера социальной поддержки предоставляется по месту жительства гражданина. Истец постоянно зарегистрирован в г. Москве, препятствий к постановке на регистрационный учет в жилом помещении в Московской области у него не имеется, но менять регистрацию по месту жительства он не желает, так как утратит возможность проходить лечение в медицинском учреждении в Москве. Жилое помещение в деревне Пикино Московской области не может быть признано местом его жительства. Право на льготы может быть реализовано им по месту регистрации в Москве. Решение органа социальной защиты об отказе в предоставлении ему мер социальной поддержки направлено на защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в Московской области.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанций согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В силу ч. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29.12.2004 года N 199-ФЗ (ст. 5) Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнен нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми истец является инвалидом 3 группы, проживает в принадлежащем его дочери доме в деревне Пикино Московской области, зарегистрирован по указанному выше адресу в данном субъекте РФ как по месту пребывания, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту жительства в г. Москве не пользуется, право на реализацию указанной льготы истцу должно быть гарантировано по месту его пребывания, т.е. на территории Московской области.
Таким образом, на Министерство социальной защиты населения Московской области должна быть возложена обязанность предоставить В.В. меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая изложенное в настоящем определении, судебная коллегия, отменяя решение суда, постановляет новое решение об удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года отменить. Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить В.В. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту пребывания на территории Московской области по адресу: <...>.
Апелляционную жалобу В.В. удовлетворить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)