Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2016 по делу N А47-9391/2015 (судья Сукачева Н.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - Миляков Денис Вячеславович (доверенность от 20.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - ООО "Орск Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик", ответчик) с исковым заявлением о понуждении к заключению договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг на условиях прилагаемого к исковому заявлению проекта договора (т. 1, л.д. 7-9).
Определениями суда первой инстанции от 15.12.2015, 21.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Лещенко Оксана Анатольевна (далее - Лещенко О.А., третье лицо), Мартынова Диана Олеговна (далее - Мартынова Д.О.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.06.2016 в удовлетворении исковых требований ООО "Орск Водоканал" отказано (т. 7, л.д. 38-45).
В апелляционной жалобе ООО "Орск Водоканал" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 7, л.д. 50-52).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Орск Водоканал" ссылалось на то, что Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства N 124 от 14.02.2012 (ред. от 29.06.2016, далее - Правила N 124) предоставляют право истца, как ресурсоснабжающей организации, обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения. Утверждает, что собственники помещений МКД обязали ответчика заключить договор на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями - приложение N 5 к договору на управление МКД. Полагает, что с момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, между собственниками помещений в МКД под управлением ООО "Коммунальщик-сервис" и ООО "Орск Водоканал" не может быть заключен договор водоснабжения/водоотведения. Утверждает, что отсутствует заключенный публичный договор от 2006 года между собственниками и истцом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец, третьи лица не явились. С учетом мнения ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца, третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договоров на управление многоквартирным домом N 47 от 23.03.2011, N 5 от 02.03.2011, N 9 от 03.03.2011, N 14 от 04.03.2011, N 28 от 14.03.2011, N 18 от 07.03.2011, N 17 от 07.03.2011, N 6 от 02.03.2011, N 11 от 04.03.2011, N 10 от 04.03.2011, N 51 от 25.03.2011, N 52 от 25.03.2011, N 53 от 25.03.2011, N 2 от 01.03.2011, N 50 от
24.03.2011, N 49 от 24.03.2011, N 41 от 21.03.2011, N 42 от 22.03.2011, N 38 от 18.03.2011, от 01.03.2009, N 40 от 21.03.2011, N 1 от 01.03.2011, N 43 от 22.03.2011, N 48 от 24.03.2011, N 47 от 23.03.2011, N 46 от 23.03.2011, N 45 от 23.03.2011, N 44 от 22.03.2011, N 37 от 18.03.2011, N 36 от 18.03.2011, 34 от 16.03.2011, N 33 от 15.03.2011, N 7 от 03.03.2011, N 32 от 15.03.2011, N 29 от 14.03.2011, N 35 от 16.03.2011, N 20 от 09.03.2011, N 22 от 10.03.2011, N 23 от 10.03.2011, от 01.03.2009, N 8 от 03.03.2011, N 26 от 11.03.2011, N 25 от 11.03.2011, N 15 от 04.03.2011, N 13 от 04.03.2011, N 19 от 09.03.2011, N 54 от 28.03.2011, N 27 от 11.03.2011, N 21 от 09.03.2011, N 12 от 04.03.2011, N 4 от 02.03.2011, N 3 от 01.03.2011, N 31 от 15.03.2011, N 16 от 07.03.2011, N 54 от 28.03.2011 (т. 1, л.д. 66-70, т. 2, л.д. 8-12, 16-20,27-31,36-40,46-50,56-60,65-69, 75-79,85-89, 96-100, 106-110,116-120, 126-130,137-141,т.3 л.д. 1-5, 11-15,23-27, 34-38, 45-49, 50-54,61-65, 73-77, 84-88, 95-99, 101-105, 112-116,123-128, 134-139,т.4 л.д. 1-5, 12-16, 23-28,35-39,47-51, 56-60,67-71, 77-82, 88-92,99-103, 109-121, 129-133,140-144, т. 5 л.д. 1-5, 12-16,23-28, 34-37, 44-48,54-58,65-69,75-79,84-88, 96-100,107-111, 118-122, 129-136) ООО "Коммунальщик" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по следующим адресам в г. Орске: ул. Короленко, 24, ул. Короленко, 24а, ул. Короленко, 27, ул. Короленко, 29, ул. Короленко, 31, ул. Короленко, 33, ул. Короленко, 41, ул. Красная, 12, ул. Красная, 13, ул. Красная, 14, ул. Красная, 15, ул. Красная, 16, ул. Красная, 17, ул. Красная, 18, ул. Красная, пр. Ленина, 56а, пр. Ленина, 56, пр. Ленина, 58, пр. Ленина, 60, пр. Ленина, 62, пр. Ленина, 64, пр. Ленина, 66, пр. Ленина, 68, пр. Ленина, 76, пр. Ленина, 78, пр. Ленина, 78а,. Ленина, 80, пр. Ленина, 80а, пр. Ленина, 82, пр. Ленина, 82а, пр. Ленина, 84, пр. Ленина, 84а, пр. Ленина, 84б, ул. Тагильская, 9, ул. Тагильская, 9а, ул. Тагильская, 11, ул. Тагильская, 11а, ул. Тагильская, 13а, ул. Станиславского, 97, ул. Станиславского, 97а, Станиславского, 99, ул. Станиславского, 85, ул. Станиславского, 87, ул. Станиславского, 89а, ул. Станиславского, 91, ул. Станиславского, 91а, ул. Станиславского, 96, ул. Станиславского, 93, ул. Станиславского, 93а, ул. Нефтяников, 2а, ул. Нефтяников, 4, ул. Нефтяников, 6, ул. Нефтяников, 6а.
Согласно ст. 2.1 целью договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления и содержания, ремонта его общего та, инженерных систем, оборудования мест общего пользования и придомовой территории, не вопросов пользования - указанным имуществом собственниками помещений управления через "управляющую организацию", а также предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2.2 договоров предметом договоров является оказание управляющей организацией в течение согласованного срока за плату услуг по управлению общим имуществом собственников, производство работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников, организация обеспечения коммунальными услугами "собственников" жилых помещений, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным деятельности.
ООО "Орск Водоканал" направило в адрес ответчика письма от 21.06.2013, N 4260 от 07.07.2015 для согласования проекта договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (т. 1, л.д. 39-40).
Проект договора ответчиком не подписан, протокол разногласий к нему не направлен.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения иска о понуждении ответчика заключить договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг не имеется, в виду наличия между собственниками многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией заключенного публичного договора от 2006 года правоотношения по которому продолжаются, кроме того, оплата услуг по водоснабжению производится непосредственно собственниками жилых помещений на счет ресурсоснабжающей организации.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, иным федеральным законодательством или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ и ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По смыслу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: а) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; б) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; в) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В пункте 3 Правил N 124 установлено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных данными Правилами особенностей.
Согласно пункту 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 124).
Пунктом 12 Правил N 124 установлено, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
В случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным данными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 124).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд с требованиями о понуждении исполнителя коммунальных услуг к заключению договора ресурсоснабжения.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно абз. 7 п. 2 названных Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Абзацем 17 п. 2 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
При этом в силу подп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, наличия статуса управляющей организации и заключения с ней договора управления многоквартирным домом недостаточно для возникновения у такой организации статуса исполнителя коммунальных услуг. Для этого последней требуется также заключить договор поставки коммунального ресурса и приступить к фактическому его исполнению.
До заключения такого договора исполнителем коммунальных услуг при определенных в п. 17 Правил N 354 обстоятельствах, в том числе по энергоснабжению, выступает ресурсоснабжающая организация, которая в силу действующего законодательства обязана принимать оплату коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, в соответствии показаниями приборов учета.
Согласно п. 17 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключенные до дня вступления в силу данного Закона (30.06.2015) договоры между собственниками, пользователями помещений в МКД и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Из приведенных норм права суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг, в связи с чем, само по себе наличие у ответчика статуса управляющей компании не является основанием для его признания его исполнителем коммунальных услуг, в том числе по водоотведению.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в МКД приняли решение об осуществлении прямых расчетов за водоснабжение с ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается протоколами общих собраний.
Кроме того, оплата услуг по водоснабжению собственниками помещений в МКД непосредственно ресурсоснабжающей организации подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.
Также из материалов дела следует, что между собственниками помещений в МКД в 2006 году заключен публичный договор, который является действующим.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления о понуждении ООО "Коммунальщик" заключить договор с ресурсоснабжающей организацией.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Правила N 124 предоставляют право истца, как ресурсоснабжающей организации, обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела следует, что между истцом и собственниками помещений в МКД имеется публичный договор, заключенный в 2006 году, который не расторгнут.
Следовательно, для заключения договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией необходимо на общем собрании собственников принять решение о расторжении договора с ООО "Орск Водоканал".
Утверждение о том, что с момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией является несостоятельным.
Публичный договор между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией заключен в 2006 года, а договоры на управления многоквартирными домами в 2011 году.
Спорный договор в настоящее время является действующим, оплата услуг производится непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, указанные правоотношения не противоречат действующему законодательству.
Ссылка истца о том, что отсутствует заключенный публичный договор от 2006 года между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией, отклоняется как не соответствующая доказательствам, имеющимся в материалах дела
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2016 по делу N А47-9391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.08.2016 N 18АП-9665/2016 ПО ДЕЛУ N А47-9391/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. N 18АП-9665/2016
Дело N А47-9391/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Махровой Н.В.,
судей Бабиной О.Е., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Спириной О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2016 по делу N А47-9391/2015 (судья Сукачева Н.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" - Миляков Денис Вячеславович (доверенность от 20.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - ООО "Орск Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик", ответчик) с исковым заявлением о понуждении к заключению договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг на условиях прилагаемого к исковому заявлению проекта договора (т. 1, л.д. 7-9).
Определениями суда первой инстанции от 15.12.2015, 21.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены: Лещенко Оксана Анатольевна (далее - Лещенко О.А., третье лицо), Мартынова Диана Олеговна (далее - Мартынова Д.О.).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.06.2016 в удовлетворении исковых требований ООО "Орск Водоканал" отказано (т. 7, л.д. 38-45).
В апелляционной жалобе ООО "Орск Водоканал" просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт (т. 7, л.д. 50-52).
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Орск Водоканал" ссылалось на то, что Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства N 124 от 14.02.2012 (ред. от 29.06.2016, далее - Правила N 124) предоставляют право истца, как ресурсоснабжающей организации, обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения. Утверждает, что собственники помещений МКД обязали ответчика заключить договор на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями - приложение N 5 к договору на управление МКД. Полагает, что с момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией. Таким образом, между собственниками помещений в МКД под управлением ООО "Коммунальщик-сервис" и ООО "Орск Водоканал" не может быть заключен договор водоснабжения/водоотведения. Утверждает, что отсутствует заключенный публичный договор от 2006 года между собственниками и истцом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец, третьи лица не явились. С учетом мнения ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца, третьих лиц.
В судебном заседании представитель ответчика просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на правильность выводов суда и необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании договоров на управление многоквартирным домом N 47 от 23.03.2011, N 5 от 02.03.2011, N 9 от 03.03.2011, N 14 от 04.03.2011, N 28 от 14.03.2011, N 18 от 07.03.2011, N 17 от 07.03.2011, N 6 от 02.03.2011, N 11 от 04.03.2011, N 10 от 04.03.2011, N 51 от 25.03.2011, N 52 от 25.03.2011, N 53 от 25.03.2011, N 2 от 01.03.2011, N 50 от
24.03.2011, N 49 от 24.03.2011, N 41 от 21.03.2011, N 42 от 22.03.2011, N 38 от 18.03.2011, от 01.03.2009, N 40 от 21.03.2011, N 1 от 01.03.2011, N 43 от 22.03.2011, N 48 от 24.03.2011, N 47 от 23.03.2011, N 46 от 23.03.2011, N 45 от 23.03.2011, N 44 от 22.03.2011, N 37 от 18.03.2011, N 36 от 18.03.2011, 34 от 16.03.2011, N 33 от 15.03.2011, N 7 от 03.03.2011, N 32 от 15.03.2011, N 29 от 14.03.2011, N 35 от 16.03.2011, N 20 от 09.03.2011, N 22 от 10.03.2011, N 23 от 10.03.2011, от 01.03.2009, N 8 от 03.03.2011, N 26 от 11.03.2011, N 25 от 11.03.2011, N 15 от 04.03.2011, N 13 от 04.03.2011, N 19 от 09.03.2011, N 54 от 28.03.2011, N 27 от 11.03.2011, N 21 от 09.03.2011, N 12 от 04.03.2011, N 4 от 02.03.2011, N 3 от 01.03.2011, N 31 от 15.03.2011, N 16 от 07.03.2011, N 54 от 28.03.2011 (т. 1, л.д. 66-70, т. 2, л.д. 8-12, 16-20,27-31,36-40,46-50,56-60,65-69, 75-79,85-89, 96-100, 106-110,116-120, 126-130,137-141,т.3 л.д. 1-5, 11-15,23-27, 34-38, 45-49, 50-54,61-65, 73-77, 84-88, 95-99, 101-105, 112-116,123-128, 134-139,т.4 л.д. 1-5, 12-16, 23-28,35-39,47-51, 56-60,67-71, 77-82, 88-92,99-103, 109-121, 129-133,140-144, т. 5 л.д. 1-5, 12-16,23-28, 34-37, 44-48,54-58,65-69,75-79,84-88, 96-100,107-111, 118-122, 129-136) ООО "Коммунальщик" осуществляет управление жилыми домами, расположенными по следующим адресам в г. Орске: ул. Короленко, 24, ул. Короленко, 24а, ул. Короленко, 27, ул. Короленко, 29, ул. Короленко, 31, ул. Короленко, 33, ул. Короленко, 41, ул. Красная, 12, ул. Красная, 13, ул. Красная, 14, ул. Красная, 15, ул. Красная, 16, ул. Красная, 17, ул. Красная, 18, ул. Красная, пр. Ленина, 56а, пр. Ленина, 56, пр. Ленина, 58, пр. Ленина, 60, пр. Ленина, 62, пр. Ленина, 64, пр. Ленина, 66, пр. Ленина, 68, пр. Ленина, 76, пр. Ленина, 78, пр. Ленина, 78а,. Ленина, 80, пр. Ленина, 80а, пр. Ленина, 82, пр. Ленина, 82а, пр. Ленина, 84, пр. Ленина, 84а, пр. Ленина, 84б, ул. Тагильская, 9, ул. Тагильская, 9а, ул. Тагильская, 11, ул. Тагильская, 11а, ул. Тагильская, 13а, ул. Станиславского, 97, ул. Станиславского, 97а, Станиславского, 99, ул. Станиславского, 85, ул. Станиславского, 87, ул. Станиславского, 89а, ул. Станиславского, 91, ул. Станиславского, 91а, ул. Станиславского, 96, ул. Станиславского, 93, ул. Станиславского, 93а, ул. Нефтяников, 2а, ул. Нефтяников, 4, ул. Нефтяников, 6, ул. Нефтяников, 6а.
Согласно ст. 2.1 целью договоров является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в доме, обеспечение сохранности, надлежащего управления и содержания, ремонта его общего та, инженерных систем, оборудования мест общего пользования и придомовой территории, не вопросов пользования - указанным имуществом собственниками помещений управления через "управляющую организацию", а также предоставление коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2.2 договоров предметом договоров является оказание управляющей организацией в течение согласованного срока за плату услуг по управлению общим имуществом собственников, производство работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников, организация обеспечения коммунальными услугами "собственников" жилых помещений, а также осуществление иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным деятельности.
ООО "Орск Водоканал" направило в адрес ответчика письма от 21.06.2013, N 4260 от 07.07.2015 для согласования проекта договора снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (т. 1, л.д. 39-40).
Проект договора ответчиком не подписан, протокол разногласий к нему не направлен.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения иска о понуждении ответчика заключить договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг не имеется, в виду наличия между собственниками многоквартирного дома и ресурсоснабжающей организацией заключенного публичного договора от 2006 года правоотношения по которому продолжаются, кроме того, оплата услуг по водоснабжению производится непосредственно собственниками жилых помещений на счет ресурсоснабжающей организации.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, иным федеральным законодательством или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ и ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По смыслу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: а) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; б) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; в) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В пункте 3 Правил N 124 установлено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных данными Правилами особенностей.
Согласно пункту 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 124).
Пунктом 12 Правил N 124 установлено, что исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
В случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным данными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил N 124).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ресурсоснабжающая организация вправе обратиться в суд с требованиями о понуждении исполнителя коммунальных услуг к заключению договора ресурсоснабжения.
Согласно статье 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны, в частности, собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании пунктов 2, 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Правилами N 354 регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
В силу пункта 2 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг в роли исполнителя может выступать как управляющая компания, так и ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителям, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подп. "б" п. 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно абз. 7 п. 2 названных Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Абзацем 17 п. 2 Правил N 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
При этом в силу подп. "б" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в п. 14 или 15 настоящих Правил.
Таким образом, наличия статуса управляющей организации и заключения с ней договора управления многоквартирным домом недостаточно для возникновения у такой организации статуса исполнителя коммунальных услуг. Для этого последней требуется также заключить договор поставки коммунального ресурса и приступить к фактическому его исполнению.
До заключения такого договора исполнителем коммунальных услуг при определенных в п. 17 Правил N 354 обстоятельствах, в том числе по энергоснабжению, выступает ресурсоснабжающая организация, которая в силу действующего законодательства обязана принимать оплату коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, в соответствии показаниями приборов учета.
Согласно п. 17 ст. 12 Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключенные до дня вступления в силу данного Закона (30.06.2015) договоры между собственниками, пользователями помещений в МКД и РСО, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Из приведенных норм права суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг, в связи с чем, само по себе наличие у ответчика статуса управляющей компании не является основанием для его признания его исполнителем коммунальных услуг, в том числе по водоотведению.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение о том, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в МКД приняли решение об осуществлении прямых расчетов за водоснабжение с ресурсоснабжающей организацией, что подтверждается протоколами общих собраний.
Кроме того, оплата услуг по водоснабжению собственниками помещений в МКД непосредственно ресурсоснабжающей организации подтверждается представленными в материалы дела квитанциями.
Также из материалов дела следует, что между собственниками помещений в МКД в 2006 году заключен публичный договор, который является действующим.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления о понуждении ООО "Коммунальщик" заключить договор с ресурсоснабжающей организацией.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что Правила N 124 предоставляют право истца, как ресурсоснабжающей организации, обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора ресурсоснабжения, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела следует, что между истцом и собственниками помещений в МКД имеется публичный договор, заключенный в 2006 году, который не расторгнут.
Следовательно, для заключения договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией необходимо на общем собрании собственников принять решение о расторжении договора с ООО "Орск Водоканал".
Утверждение о том, что с момента принятия собственниками помещений в МКД решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией, собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией является несостоятельным.
Публичный договор между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией заключен в 2006 года, а договоры на управления многоквартирными домами в 2011 году.
Спорный договор в настоящее время является действующим, оплата услуг производится непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Кроме того, указанные правоотношения не противоречат действующему законодательству.
Ссылка истца о том, что отсутствует заключенный публичный договор от 2006 года между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающей организацией, отклоняется как не соответствующая доказательствам, имеющимся в материалах дела
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.06.2016 по делу N А47-9391/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.В.МАХРОВА
Судьи
О.Е.БАБИНА
В.В.БАКАНОВ
Н.В.МАХРОВА
Судьи
О.Е.БАБИНА
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)