Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2017 N Ф03-2279/2017 ПО ДЕЛУ N А73-4397/2016

Требование: О признании недействительным предписания органа, контролирующего безопасность дорожного движения.

Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган, контролирующий безопасность дорожного движения, вынес обществу предписание установить дорожный знак, информирующий о парковке инвалидов, нанести разметку на проезд у многоквартирного дома, находившегося в управлении общества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2017 г. N Ф03-2279/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Ширяева И.В.
Судей: Лесненко С.Ю., Михайловой А.И.
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЭКЖИЗ": представитель не явился;
- от управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску: представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017
по делу N А73-4397/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи Харьковская Е.Г., Брагина Т.Г., Швец Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭКЖИЗ"
к управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
о признании недействительным предписания
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКЖИЗ" (ОГРН 1022701407156, ИНН 2725028046, место нахождения: 680033, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 174Б, далее - ООО "ЭКЖИЗ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску (ОГРН 1092722002460, ИНН 2723117893, место нахождения: 680023, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Тимирязева, 65, далее - управление, УМВД России по г. Хабаровску) от 03.03.2016.
Решением суда от 21.06.2016 требование удовлетворено, оспариваемое предписание управления от 03.03.2016 признано недействительным.
Шестой арбитражный апелляционный суд, выявив наличие основания для отмены судебного акта суда первой инстанции, предусмотренного пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 21.09.2016 перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Постановлением апелляционного суда от 09.11.2016 решение Арбитражного суда Хабаровского края отменено, предписание управления от 03.03.2016 признано недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2017 вышеуказанное постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестой арбитражный апелляционный суд. Суд кассационной инстанции дал указание о необходимости исследования, в том числе, вопроса о наличии у ООО "ЭКЖИЗ" как управляющей организации многоквартирного дома обязанности по оборудованию места стоянки для инвалидов в месте, предписанном управлением.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017, принятом при новом рассмотрении дела, предписание управления от 03.03.2016 вновь признано недействительным. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения), Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах), установил, что расположенный возле многоквартирного дома проезд, на территории которого спорным предписание от 03.03.2016 предписано установить дорожный знак и нанести разметку, является дорогой местного значения, следовательно, ООО "ЭКЖИЗ", будучи управляющей организацией, не наделено полномочием по содержанию и ремонту данного проезда.
УМВД России по г. Хабаровску, не согласившись с постановлением апелляционного суда от 26.04.2017, ссылаясь на нарушения норм материального права, подало в Арбитражный суд Дальневосточного округа кассационную жалобу, в которой предлагает названный судебный акт отменить. По убеждению подателя жалобы, основанному на положениях статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 36, 39, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), обязанность по содержанию дороги вдоль многоквартирного дома, расположенной на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений указанного многоквартирного дома, возлагается на управляющую организацию, то есть на ООО "ЭКЖИЗ". В этой связи, как настаивает управление, предписание от 03.03.2016 об установке дорожного знака и нанесении разметки является законным, так как адресовано надлежащему субъекту.
Отзыв не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, их представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу управления обоснованной, а принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции - подлежащим отмене.
Из материалов дела усматривается, что Дроздова И.А. подала в отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) УМВД России по г. Хабаровску заявление о выделении места для парковки транспортных средств инвалидов во дворе дома N 186 по ул. Тихоокеанская г. Хабаровска и обозначении данного места соответствующим дорожным знаком и разметкой.
Актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 03.03.2016, составленным старшим государственным инспектором отделения дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску, установлено отсутствие дорожного знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличкой 8.17 "Инвалид" и нанесенной дорожной разметки 1.24.3 на парковке дома N 186 по ул. Тихоокеанской г. Хабаровска, на максимально близком расстоянии от подъезда N 7, обозначающих места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Учитывая установленные в ходе проверки обстоятельства, исходя из положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), управление вынесло ООО "ЭКЖИЗ" как управляющей организации предписание от 03.03.2016, которым последнему в срок до 03.04.2016 предписано устранить зафиксированное в акте от 03.03.2016 нарушение.
ООО "ЭКЖИЗ", не согласившись с вышеуказанным предписанием, оспорило его в арбитражный суд.
Шестой арбитражный апелляционный суд, при новом рассмотрении дела в соответствии с указаниями, данными Арбитражным судом Дальневосточного округа в постановлении от 07.02.2017, удовлетворяя требования ООО "ЭКЖИЗ" и признавая спорное предписание УМВД России по г. Хабаровску недействительным, исходил из того, что ООО "ЭКЖИЗ", являясь управляющей организацией, не наделено полномочием по содержанию и ремонту проезда, расположенного вдоль спорного многоквартирного дома, поскольку названный проезд является дорогой местного значения. Отсылки управления на нормы жилищного законодательства, касающиеся правил содержания общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции счел не обоснованными, так как отношения в области безопасности дорожного движения урегулированы иными нормативными актами.
Между тем, делая вышеуказанные выводы об отсутствии у ООО "ЭКЖИХ" обязанности по устранению отраженных в предписании от 03.03.2016 нарушений, апелляционный суд не учел следующего.
Как установлено частью 1 статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
По правилам части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В силу пункта 2 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включаются, помимо прочего, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил содержания общего имущества).
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из представленного в материалы дела договора от 30.09.2013 судом апелляционной инстанции установлено, что ООО "ЭКЖИЗ" приняло на себя обязанности по управлению, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома N 186, расположенного по ул. Тихоокеанская в г. Хабаровске. Также апелляционным судом признано доказанным то обстоятельство, что проезд, на территории которого спорным предписанием управления от 03.03.2016 предписано установить дорожный знак и нанести дорожную разметку, находится на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом; указанное следует из представленной УМВД России по г. Хабаровску в материалы дела кадастровой выписке о земельном участке (общая долевая собственность собственников помещений в многоквартирном доме) и схемы расположения данного земельного участка.
Согласно части 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 и статьей 15 Закона об автомобильных дорогах дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Исходя из того, что ООО "ЭКЖИЗ", являясь управляющей организацией многоквартирного дома N 186, расположенного по ул. Тихоокеанская в г. Хабаровске, обязана в силу положений жилищного законодательства обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, и к числу последнего относится земельный участок, на котором расположен названный многоквартирный дом, окружной суд, вопреки суждениям апелляционного суда, учитывая нормы Закона о безопасности дорожного движения, Закона об автомобильных дорогах, полагает, что обязанность по надлежащему содержанию проезда (автомобильной дороги), находящегося на рассматриваемом земельном участке, возлагается именно на управляющую организацию, то есть на ООО "ЭКЖИЗ".
При этом выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у ООО "ЭКЖИЗ" полномочий по содержанию и ремонту проезда, расположенного вдоль спорного многоквартирного дома ввиду того, что названный проезд - дорога местного значения, являются несостоятельными, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.
Частями 1, 8, 9 статьи 15 Закона о социальной защите инвалидов установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Места стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
Как усматривается из материалов дела, УМВД России по г. Хабаровску, выдавая ООО "ЭКЖИЗ" (управляющая организация) спорное предписание от 03.03.2016 об установке дорожного знака 6.4 "Парковка (парковочное место)" с табличкой 8.17 "Инвалиды" и нанесении горизонтальной дорожной разметки 1.24.3 на парковке жилого дома N 186 ул. Тихоокеанская г. Хабаровска на максимально близком расстоянии от подъезда N 7, руководствовалось вышеуказанным положением Закона о социальной защите инвалидов.
Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
Предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (пункт 8 Административного регламента).
При осуществлении данного вида федерального надзора подразделения Госавтоинспекции управлений МВД России по городам в пределах территории обслуживания уполномочены давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации (пункты 4, 9.7 Административного регламента).
Исходя из наличия у управления соответствующих полномочий по надзору за содержанием автомобильных дорог в пределах г. Хабаровска, учитывая, что предписание от 03.03.2016 об установке дорожного знака и нанесении разметки связано с установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения, о необходимости наличия которых указано в статье 15 Закона о социальной защите инвалидов, учитывая регламентированную жилищным законодательством обязанность ООО "ЭКЖИЗ", как управляющей организации жилого дома N 186 по ул. Тихоокеанская г. Хабаровска, надлежащим образом содержать общее имущество названного многоквартирного дома, в том числе поставленный на кадастровый учет земельный участок, на котором расположен рассматриваемый многоквартирный дом совместно с автомобильной дорогой (проездом), где предписано установить дорожный знак и нанести разметку, окружной суд, принимая во внимание необходимость обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, полагает, что спорное предписание УМВД России по г. Хабаровску от 03.03.2016, является законным, так как выдано надлежащему субъекту и не возлагает на последнего какие-либо чрезмерные обязанности.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, относительно расположения места установки знака и нанесения дорожной разметки, о котором заявлено в предписании 03.03.2016, в пределах земельного участка, являющегося общим имуществом многоквартирного дома жилого дома N 186 по ул. Тихоокеанская г. Хабаровска, апелляционным судом установлены на основе исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены нормы жилищного законодательства, законодательства в сфере безопасности дорожного движения, Закона о социальной защите инвалидов, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ отменяет постановление суда апелляционной инстанции и, не направляя дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления ООО "ЭКЖИЗ".
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 по делу N А73-4397/2016 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "ЭКЖИЗ" в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску от 03.03.2016 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
И.В.ШИРЯЕВ

Судьи
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
А.И.МИХАЙЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)