Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 13АП-6185/2017 ПО ДЕЛУ N А56-75602/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. N 13АП-6185/2017

Дело N А56-75602/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен, ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя
от ответчика: представителя Алексеевой Р.Н., доверенность от 30.12.2014
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6185/2017) ООО "Главное управление жилищным фондом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2017 по делу N А56-75602/2016 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ООО "Главное управление жилищным фондом"
к Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области
3-е лицо: Администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области
о признании незаконным бездействия, обязании принять решение
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Лужского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) по неустановлению экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилого фонда; об обязании принять решение об установлении размера платы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права.
В обоснование жалобы истец указал, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования, а также генеральному плану Толмачевского городского поселения территория, на которой располагаются спорные объекты, не относится к территории муниципального образования Толмачевского городского поселения, а относится к территории Лужского муниципального района Ленинградской области, состав территории и описание границ которого определяется статьями 2 и 3 Устава, то есть в административные границы. Толмачевского городского поселения не включается территория с государственным жилым фондом, обслуживаемым ООО "ГУЖФ".
Таким образом, судом не принят во внимание тот факт, что расположение объектов на территории Лужского муниципального района Ленинградской области, исключает возможность ООО "ГУЖФ" обратиться в Толмачевское городское поселение, у которого отсутствует обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов и наделяет администрацию (муниципальный район, который объединяет все территории поселений (городских и сельских) всеми полномочиями по установлению экономически обоснованного размера платы за содержание жилых помещений для нанимателей государственного жилого фонда, находящегося территориально в пределах административных границ Лужского муниципального района Ленинградской области.
По мнению истца, полномочия по установлению экономически обоснованного размера платы за содержание жилых помещений для нанимателей государственного жилого фонда предусмотрены Уставом администрации, а именно пп. 10 п. 2 ст. 7, устанавливающей иные полномочия Администрации, в соответствии с федеральными законами, Уставом по вопросам, отнесенным к вопросам местного значения муниципального района, Уставом Лужского городского поселения (при исполнении полномочий администрации поселения), а также п. 2.1. и п. 3 ст. 7 Устава Администрации.
Истец указал, что Жилищный кодекс РФ (Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ), частью 3 ст. 156 устанавливает, что размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
В соответствии с письмом от 06.03.2009 N 6175-АД/14 Министерства регионального развития Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления для нанимателей по договорам социального найма и договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и муниципального жилищного фонда.
Истец считает неправомерным вывод суда об отсутствии доказательств обращения к собственнику помещений специализированного жилищного фонда с требованиями принять решение об установлении размера платы за содержание и ремонт, полагая, что суд неверно истолкована ч. 3 ст. 156 ЖК РФ.
Истец обосновывает свои требования тем, что в силу статьи 156 ЖК РФ собственник устанавливает размер платы за содержание и ремонт лишь для собственников, а для нанимателей, в силу прямого указания закона, размер платы устанавливает орган местного самоуправления, поэтому Министерство обороны РФ, являющееся собственником государственного жилищного фонда, не имеет прав в силу закона устанавливать размер платы за содержание и ремонт для нанимателей государственного жилищного фонда; установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда является обязанностью органов местного самоуправления.
Истец считает необоснованным вывод суда об отсутствии у Администрации полномочий на установление размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей государственного жилого фонда.
Суд апелляционной инстанции откладывал рассмотрение дела для представления дополнительных доказательств, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие четко определить принадлежность спорных домом расположенных по следующим адресам:
Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, 131 км, дома 61, 62, 64, 66, 67
- Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, д. 3/2;
- Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, 4/182;
- Ленинградская область, Лужский район, г. Луга, д. 5/271
к соответствующему хозяйствующему субъекту.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Ответчик представил ответ на запрос о принадлежности спорных домов, из которого следует, что спорные жилые дома расположены на территории Толмачевского городского поселения, просил оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в соответствии с договором от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02, заключенным между Министерством обороны РФ и Обществом, последнее приняло на себя обязательства по управлению жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, в том числе, общежитиями по адресам: Ленинградская область, г. Луга, 131 км, д. 61, 62, 64, 66, 67, д. 3/2, 4/182, 5/271.
Письмом от 20.05.2016 N 654 Общество обратилось в Администрацию с просьбой рассмотреть и установить экономически обоснованный размер платы на содержание и текущий ремонт для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилого фонда - дифференцированно для каждого многоквартирного дома.
Письмом от 31.05.2016 Администрация запросила пакет документов на установление размера платы. Общество в адрес Администрации направило запрашиваемые документы. Письмом от 22.07.2016 Администрация сообщила Общество о том, что направлено сообщение в адрес Правительства Ленинградской области с просьбой дать разъяснения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия. Администрации.
Полагая, что у ответчика отсутствует обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает правильными изложенные в решении выводы, а жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Как следует из приведенных выше положений пункта 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, у органов местного самоуправления имеется право устанавливать размер платы на содержание и ремонт жилого помещения для двух категорий граждан: собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, проживающих в многоквартирном доме.
Жилищный фонд, в котором находятся жилые помещения, плату за содержание и ремонт которых просит установить Общество, относится к государственному жилищному фонду, собственником жилых помещений является Минобороны России.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно статье 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В материалы дела ответчиком представлено Решение Совета депутатов Лужского городского поселения Лужского муниципального района N 311 от 26.06.2013 об установлении платы за жилищные услуги для населения (т. 1, л.д. 111-116) и третьим лицом представлены аналогичные решения (т. 1, л.д. 118-139). Доказательства невозможности использования данных тарифов истцом не представлено.
Таким образом, вывод суда о том, что у ответчика отсутствует обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилого помещения, в том числе государственного жилищного фонда, является обоснованным.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2017 по делу N А56-75602/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Я.Г.СМИРНОВА
Судьи
Т.В.ЖУКОВА
С.И.НЕСМИЯН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)