Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.12.2017 N Ф10-5079/2017 ПО ДЕЛУ N А23-2093/2017

Требование: О признании недействительным и отмене предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция установила, что управляющей компанией нарушены правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а именно договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией не заключен, и выдала предписание об устранении выявленных нарушений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. по делу N А23-2093/2017


Резолютивная часть постановления оглашена 4 декабря 2017 года,
в полном объеме постановление изготовлено 11 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Лукашенковой Т.В.
при участии в заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищного Ремонтно-эксплуатационного управления N 16" (248012, г. Калуга, ул. Кубяка, д. 16, оф. 2): Козыра О.В. по доверенности от 28.11.2017 N 28,
от Государственной жилищной инспекции Калужской области (248002, г. Калуга, ул. Суворова, д. 71а): Тетерина Т.Ю. по доверенности от 01.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Жилищное РЭУ N 16" на решение Арбитражного суда Калужской области от 09.06.2017 (судья Дорошина А.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 (судьи Рыжова Е.В., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) по делу N А23-2093/2017,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищное Ремонтно-эксплуатационное управление N 16" (далее - ООО "ЖРЭУ N 16, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 06.03.2017 N 1037.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель инспекции, возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал позицию, изложенную в ранее направленном отзыве.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установили суды, ООО "ЖРЭУ N 16" выдана лицензия от 03.04.2015 N 10 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно договорам управления многоквартирными домами, заключенным в 2008 году с собственниками помещений в этих многоквартирных домах, в управлении ООО "ЖРЭУ N 16" находятся, в том числе, дома, расположенные в городе Калуге (ул. Кубяка, Малоярославецкая, Кибальчича, Звездная, Б.Байконур, пл. 1-х Космонавтов).
Начальником Государственной жилищной инспекции Калужской области издан приказ от 01.02.2017 N 732 о проведении в отношении ООО "ЖРЭУ N 16" внеплановой документарной проверки. Срок проведения проверки определен с 27.02.2017 по 03.03.2017; основание - проверка исполнения ранее выданного ООО "ЖРЭУ N 16" предписания от 29.12.2016 N 5684 со сроком исполнения до 31.01.2017. Приказ от 01.02.2017 N 732 направлен в адрес общества 03.02.2017 и получен им 04.02.2017.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 03.03.2017 N 1252, в котором установлено, что обществом нарушены подпункты "а" и "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и пункт 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124); договор на поставку коммунального ресурса - электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией не заключен, мер по заключению договора энергоснабжения жилых помещений в многоквартирных домах управляющей организацией не предпринято.
На основании акта проверки от 03.03.2017 N 1252 управляющей компании - ООО "ЖРЭУ N 16" инспекцией выдано предписание от 06.03.2017 N 1037.
Несогласие с указанным предписанием послужило поводом для обращения в суд. При этом, по мнению ООО "ЖРЭУ N 16", заключение в рамках исполнения ранее выданных предписаний 20.02.2017 договора энергоснабжения N 40998/8-ГС с ОАО "Калужской сбытовой компанией" свидетельствует об исполнении обязанностей возложенных на общество действующим законодательством.
Суды двух инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, верно исходили из следующего.
Согласно частям 1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
На основании пп. "а" п. 7 Правил N 124 для управляющей организации документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
В силу пп. "б" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 в редакции, действующей в спорный период, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
С 01.07.2016 в связи с внесением изменений в п. 44 Правил N 354 при предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение собственниками помещений в многоквартирном доме не принято, объем коммунальной услуги (ресурса) в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, оплачивается управляющей организацией на основании договора ресурсоснабжения, заключаемого с управляющей организацией в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04).
В соответствии с п. 21.1 Правил N 124 управляющие организации, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями ч. ч. 17 и 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ, а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного п. 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В указанных целях внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в п. 2 Правил N 124, а также в п. 4 Правил N 124. Соответственно, управляющие организации, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в п. 21.1 Правил N 124 случаях, именуются для целей Правил N 124 исполнителями (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором, заключается коммерческой организацией, устанавливая ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Заключение договора электроснабжения является обязательным для Общества (управляющей организации) и для Компании (ресурсоснабжающей организации).
В пункте 12 статьи 161 ЖК РФ, в подпункте "б" пункта 31 Правил N 354 и в пунктах 10, 11 и 12 Правил N 124 приведен перечень действий, которые должна совершить сторона (управляющая организация), для которой заключение с ресурсоснабжающей организацией договора о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, является обязательным.
По общему правилу, установленному частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 64 Правил N 354 не регулируют вопросы, связанные с предметом договора энергоснабжения, а предоставляют потребителям право в рамках заключенных договоров энергоснабжения вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что внесение собственниками платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям не свидетельствует о том, что договор энергоснабжения в этом случае заключается только в отношении услуг на общедомовые нужды.
Из представленного управляющей компанией договора энергоснабжения от 20.02.2017 N 40998/8-ГС, заключенного с ОАО "Калужской сбытовой компанией", следует, что гарантирующий поставщик обязуется продавать электроэнергию для содержания общего имущества многоквартирных домов, за исключением объемов, предоставляемых к оплате непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах на основании заключенных с ними договоров (сложившихся договорных отношений).
Судами двух инстанций обоснованно учтено, что управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям и в отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией. Собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, но только при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установили суды, с 01.01.2008 управление общим имуществом собственников помещений в многоквартирных жилых домах осуществляет ООО "ЖРЭУ N 16" на основании заключенных договоров.
Исполнителем коммунальной услуги электроснабжения, в том числе на общедомовые нужды, является ОАО "Калужская сбытовая компания", которая осуществляет начисление платы и сбор денежных средств за коммунальную услугу - электроэнергию непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах.
Судами установлено, что ООО "ЖРЭУ N 16" платежные документы по коммунальной услуге - электроснабжение собственникам помещений в многоквартирных жилых домах не выставляет. Доказательств, подтверждающих, что ООО "ЖРЭУ N 16" обращалось в ОАО "Калужская сбытовая компания" с целью заключения указанного договора электроснабжения, материалы дела не содержат. Данные выводы судом округа в силу положений статьи 286 АПК РФ не подлежат.
На основании изложенного, суды верно пришли к выводу, что ООО "ЖРЭУ N 16" не исполнило возложенную на него законом обязанность по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией на предоставление коммунальной услуги по электроснабжению потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах. При этом в отсутствие решения общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме представленный договор энергоснабжения от 20.02.2017 также не может свидетельствовать об исполнении ранее выданных предписаний в полном объеме.
Суды, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, верно заключили, что оспариваемое предписание инспекции соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 09.06.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 по делу N А23-2093/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Т.В.ЛУКАШЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)