Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 21.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Можеевой Е.И., судей Дайнеко М.М. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро" - Белявцевой М.В. (доверенность от 11.01.2016 N 1), от открытого акционерного общества "МРСК Центра", в лице филиала "Брянскэнерго" - Кротова К.В. (доверенность от 25.05.2015 Д-БР/7), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра", в лице филиала "Брянскэнерго" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 по делу N А09-766/2014 (судья Прокопенко Е.Н.),
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Брянскэнерго" (далее - ответчик, ОАО "МРСК Центра") о взыскании 721 277 рублей 26 копеек долга (с учетом уточнения).
Определением суда от 05.03.2014 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением суда от 07.07.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной электрической энергии.
В жалобе ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Брянскэнерго" просит решение суда от 07.07.2014 отменить в части взыскания с ОАО "МРСК Центра" в пользу ООО "Брянскоблэлектро" 394 043 рублей 95 копеек и в удовлетворении требований в указанной части отказать. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, взыскание стоимости услуг по передаче электроэнергии, поставленной МУП "Дубровский районный водоканал", ООО "Жилкомводхоз" п. Ивот, МКП "ВК и ЖКХ", ОАО "Брянские коммунальные системы", является необоснованным, поскольку имеет место факт бездоговорного потребления электроэнергии. Считает расчет объема электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в многоквартирные жилые дома, с учетом площадей чердаков и подвалов неправомерным. Указывает на отсутствие расчета исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, заслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 11.12.2012 между ОАО "МРСК Центра" (заказчик) и ООО "Брянскоблэлектро" (исполнитель) заключен договор N 4632003749 оказания услуг по передаче электрической энергии (с приложением к договору и протоколом от 21.01.2013 урегулирования разногласий), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании (далее - объекты электросетевого хозяйства исполнителя), а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2.3 договора сторонами установлен порядок определения размера обязательств заказчика по оплате услуг по передаче электрической энергии, включающий:
- - порядок определения объема электрической энергии и мощности, используемого для определения размера обязательств, определен сторонами в приложении N 7;
- - порядок расчета стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии, определен сторонами в приложении N 1 к настоящему договору.
Пунктом 3.2.2 договора установлена обязанность заказчика оплачивать услуги исполнителя по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные настоящим договором.
Заказчик обязался направлять исполнителю оформленный со стороны заказчика акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц до 18-го числа месяца, следующего за расчетным. При возникновении претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг заказчик обязан с актом оказанных услуг, подписанным в неоспариваемой части, направить претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг с приложением обосновывающих ее документов (пункт 3.2.10 договора).
Пунктом 3.4.1 договора установлена обязанность исполнителя обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей/ССО, в интересах которых заключен настоящий договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с соблюдением величин аварийной и технологической брони (приложение N 6 к настоящему договору), в пределах максимальной мощности (приложение N 4 к настоящему договору).
Кроме того, исполнитель обязан направлять заказчику для оформления акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, и счет-фактуру, оформленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.4.16 договора в редакции протокола урегулирования разногласий).
Ежемесячно в порядке, определенном сторонами в приложении N 7 к настоящему договору, исполнитель определяет объемы переданной по настоящему договору электроэнергии (мощности) и объем потерь в сетях исполнителя (пункт 4.1 договора).
Стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 6 договора.
Согласно пунктам 6.1 - 6.5 договора расчеты за оказанные услуги производятся по индивидуальным тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Брянской области; вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору; расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц; оплата оказанных услуг производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании выставленного исполнителем счета на оплату; датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя; если срок оплаты приходится на выходной или праздничный день, то платеж производится в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем; счет на оплату за расчетный период формируется исполнителем на основании акта об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный период с учетом фактически поступивших платежей в счет за услуг за расчетный период.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 договор заключен по 31.12.2013, вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2013; договор считается ежегодно продленным на один календарный год на тех же условиях за исключением условий об объеме оказываемых услуг, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Согласно акту об оказании услуг по передаче электрической энергии и протокола разногласий к нему за декабрь 2013 года, стоимость услуг по передаче электроэнергии по данным истца составила 171 124 796,61 рублей, по данным ответчика - 169 797 150,80 рублей.
Ссылаясь на наличие задолженности за оказанные услуги в сумме 721 277,26 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Стоимость услуг определяется исходя из тарифа на эти услуги и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии. При определении объема услуг по передаче электроэнергии, оказанных сетевыми организациями, учитывается фактический объем потребления электроэнергии.
Как видно, факт передачи истцом электрической энергии в спорный период подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли по объему оказанных услуг.
Возражая против обоснованности взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении объема, потребленного МУП "Дубровский районный водоканал", ООО "Жилкомводхоз" п. Ивот, МКП "ВК и ЖКХ", ОАО "Брянские коммунальные системы", ответчик ссылается на то, что в данном случае имеет место факт бездоговорного потребления электрической энергии, в свою очередь, взыскание с гарантирующего поставщика стоимости услуг по передаче электрической энергии при выявлении факта бездоговорного потребления требованиями действующего законодательства не предусмотрено.
Действительно, из материалов дела усматривается, что с 01.02.2013 статус гарантирующего поставщика на территории Брянской области был присвоен ОАО "МРСК Центра". Письменный договор энергоснабжения между ОАО "МРСК Центра" и МУП "Дубровский районный водоканал" отсутствует.
При этом, судом области установлено, что потребитель (МУП "Дубровский районный водоканал") обратился в адрес ОАО "МРСК Центра", в лице филиала "Брянскэнерго" с заявлением о заключении договора энергоснабжения письмом от 24.04.2013 N 98, при этом договор энергоснабжения до настоящего времени не заключен.
На основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным.
В силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктами 9, 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) гарантирующий поставщик электрической энергии обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
С учетом вышеизложенного, ОАО "МРСК Центра" как коммерческая организация и гарантирующий поставщик не вправе отказаться от заключения публичного договора энергоснабжения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт поставки электрической энергии МУП "Дубровский районный водоканал" подтверждают акты снятия показаний приборов учета за декабрь 2013, подписанные представителем данного потребителя без возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сложившиеся отношения между ОАО "МРСК Центра" и МУП "Дубровский районный водоканал" должны рассматриваться как договорные.
В данном случае судом апелляционной инстанции принято во внимание и то обстоятельство, что постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в пункте 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства N 442, предусмотрена возможность введения ограничения режима потребления по инициативе гарантирующего поставщика в отношении его потребителя, которым не исполнены обязательства перед гарантирующим поставщиком или с которым прекращаются обязательства по договору. Также такое ограничение может быть введено и по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, на основании направленного им в адрес гарантирующего поставщика обслуживающего этого потребителя заявления.
Доказательства введения режима ограничения электропотребления в отношении потребителя - МУП "Дубровский районный водоканал" в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Соответственно, правовые основания для отказа во взыскании стоимости услуг с учетом объема энергии, потребленного указанным потребителем, отсутствуют.
Выводы суда в части взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении объема, потребленного - ООО "Жилкомводхоз" п. Ивот, МКП "ВК и ЖКХ", также являются правильными.
Судом области установлено, что объемы переданной истцом электрической энергии для данной группы потребителей подтверждаются актами снятия показаний приборов учета и расчета отпуска электрической энергии, подписанными представителями потребителей без возражений.
Необходимые документы, подтверждающие факт передачи потребителю электрической энергии направлялись ООО "Брянскоблэлектро" в адрес ОАО "МРСК "Центра", филиал "Брянскэнерго", но последним не были приняты для учета объема полезного отпуска электрической энергии, без указания правового обоснования.
Доводы заявителя жалобы о том, что договоры энергоснабжения с данными потребителями не заключались, не заслуживают внимания, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, и положениями пункта 3 статьи 438 ГК РФ, спорные отношения потребителей с гарантирующим поставщиком следует расценивать как договорные.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда области о том, что электрическая энергия в спорных объемах также должна быть включена ответчиком в общее количество переданного ресурса в декабре 2013 года, является правомерным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, касающиеся взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении потребителя - ОАО "Брянские коммунальные системы" были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, оснований для их переоценки у апелляционной коллегии не имеется.
В отношении разногласий, касающихся начисления стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении бытовых потребителей (физических лиц), имеющих нулевой расход потребления электрической энергии, представители сторон пояснили суду апелляционной инстанции, что по данному эпизоды разногласия между сторонами были урегулированы.
Вместе с тем, выводы суда в части взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении объема, потребленного - ТСЖ "Высотка", ООО "Комаричское домоуправление", ООО "Ивотжилье", ООО "Жилкомсервис" г. Клинцы, ООО "УК Управдом" г. Клинцы, ООО "Гарант" г. Клинцы (130 807 рублей 31 копейка), не могут быть признаны правильными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 48 указанных Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 Правил приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса, в том числе электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Vi одн.5 = N одн x S ои x Si/S об, где:
- N одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306);
- S оп - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- Следовательно, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по формуле, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами N 306 и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил N 306 установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении электроснабжения на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета установлен постановлением Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.06.2013 N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, применяемые для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области".
В письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно данным разъяснениям используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Следовательно, если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Как следует из представленных в материалы дела третьим лицом документов, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов и жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета для потребителей Брянской области, в составе общего имущества не учитывало площади чердаков и подвалов.
Из пояснений ответчика следует, что при применении установленных нормативов на общедомовые нужды к конечным потребителям, он руководствовался указаниями регулирующего уполномоченного органа и не учитывал площадь чердаков и подвалов, согласно правовой позиции, изложенной в письме Минрегионразвития от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования ООО "Брянскоблэлектро" к филиалу ОАО "МРСК Центра" -"Брянскэнерго" оплатить объем услуг, определяемый как произведение норматива на площадь, где площадь учитывает чердаки и подвалы в многоквартирных жилых домах, в то время как при установлении нормативов и при их применении к конечным потребителям площадь учитывается без чердаков и подвалов, удовлетворены судом необоснованно.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 следует изменить, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 590 469 рублей 95 копеек, в остальной части иска отказать.
Согласно статье 110 АПК РФ госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Поскольку требования истца удовлетворены частично, в доход федерального бюджета подлежит взысканию с истца - 1160 рублей 21 копейка государственной пошлины по иску и с ответчика - 14 265 рублей 32 копейки государственной пошлины по иску.
Учитывая, что апелляционная жалоба ответчика удовлетворена частично, расходы по уплате государственной пошлины в размере 663 рубля 93 копейки подлежат взысканию с ООО "Брянскоблэлектро", в остальной части отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 по делу N А09-766/2014 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала "Брянскэнерго", г. Брянск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро", г. Брянск, 590 469 рублей 95 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро", г. Брянск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 160 рублей 21 копейки.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала "Брянскэнерго", г. Брянск, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 14 265 рублей 32 копейки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро", г. Брянск, в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала "Брянскэнерго", г. Брянск, расходы по государственной пошлине в сумме 663 рубля 92 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2016 N 20АП-4914/2014 ПО ДЕЛУ N А09-766/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2016 г. по делу N А09-766/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2016
Постановление в полном объеме изготовлено 21.02.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Можеевой Е.И., судей Дайнеко М.М. и Токаревой М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамыриной Е.И., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро" - Белявцевой М.В. (доверенность от 11.01.2016 N 1), от открытого акционерного общества "МРСК Центра", в лице филиала "Брянскэнерго" - Кротова К.В. (доверенность от 25.05.2015 Д-БР/7), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "МРСК Центра", в лице филиала "Брянскэнерго" на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 по делу N А09-766/2014 (судья Прокопенко Е.Н.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Брянскэнерго" (далее - ответчик, ОАО "МРСК Центра") о взыскании 721 277 рублей 26 копеек долга (с учетом уточнения).
Определением суда от 05.03.2014 к участию в деле привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением суда от 07.07.2014 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате потребленной электрической энергии.
В жалобе ОАО "МРСК Центра" в лице филиала "Брянскэнерго" просит решение суда от 07.07.2014 отменить в части взыскания с ОАО "МРСК Центра" в пользу ООО "Брянскоблэлектро" 394 043 рублей 95 копеек и в удовлетворении требований в указанной части отказать. В обоснование своей позиции ссылается на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, взыскание стоимости услуг по передаче электроэнергии, поставленной МУП "Дубровский районный водоканал", ООО "Жилкомводхоз" п. Ивот, МКП "ВК и ЖКХ", ОАО "Брянские коммунальные системы", является необоснованным, поскольку имеет место факт бездоговорного потребления электроэнергии. Считает расчет объема электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в многоквартирные жилые дома, с учетом площадей чердаков и подвалов неправомерным. Указывает на отсутствие расчета исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, заслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 11.12.2012 между ОАО "МРСК Центра" (заказчик) и ООО "Брянскоблэлектро" (исполнитель) заключен договор N 4632003749 оказания услуг по передаче электрической энергии (с приложением к договору и протоколом от 21.01.2013 урегулирования разногласий), по условиям которого исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании (далее - объекты электросетевого хозяйства исполнителя), а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.2.3 договора сторонами установлен порядок определения размера обязательств заказчика по оплате услуг по передаче электрической энергии, включающий:
- - порядок определения объема электрической энергии и мощности, используемого для определения размера обязательств, определен сторонами в приложении N 7;
- - порядок расчета стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии, определен сторонами в приложении N 1 к настоящему договору.
Пунктом 3.2.2 договора установлена обязанность заказчика оплачивать услуги исполнителя по передаче электрической энергии в размере и сроки, установленные настоящим договором.
Заказчик обязался направлять исполнителю оформленный со стороны заказчика акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц до 18-го числа месяца, следующего за расчетным. При возникновении претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг заказчик обязан с актом оказанных услуг, подписанным в неоспариваемой части, направить претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг с приложением обосновывающих ее документов (пункт 3.2.10 договора).
Пунктом 3.4.1 договора установлена обязанность исполнителя обеспечить передачу электрической энергии в точки поставки потребителей/ССО, в интересах которых заключен настоящий договор, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании с соблюдением величин аварийной и технологической брони (приложение N 6 к настоящему договору), в пределах максимальной мощности (приложение N 4 к настоящему договору).
Кроме того, исполнитель обязан направлять заказчику для оформления акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный месяц до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, и счет-фактуру, оформленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.4.16 договора в редакции протокола урегулирования разногласий).
Ежемесячно в порядке, определенном сторонами в приложении N 7 к настоящему договору, исполнитель определяет объемы переданной по настоящему договору электроэнергии (мощности) и объем потерь в сетях исполнителя (пункт 4.1 договора).
Стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии и порядок расчетов согласованы сторонами в разделе 6 договора.
Согласно пунктам 6.1 - 6.5 договора расчеты за оказанные услуги производятся по индивидуальным тарифам, установленным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Брянской области; вариант применяемого тарифа, сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору; расчетным периодом по настоящему договору является один календарный месяц; оплата оказанных услуг производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя на основании выставленного исполнителем счета на оплату; датой оплаты считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет исполнителя; если срок оплаты приходится на выходной или праздничный день, то платеж производится в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем; счет на оплату за расчетный период формируется исполнителем на основании акта об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный период с учетом фактически поступивших платежей в счет за услуг за расчетный период.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 договор заключен по 31.12.2013, вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2013; договор считается ежегодно продленным на один календарный год на тех же условиях за исключением условий об объеме оказываемых услуг, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.
Согласно акту об оказании услуг по передаче электрической энергии и протокола разногласий к нему за декабрь 2013 года, стоимость услуг по передаче электроэнергии по данным истца составила 171 124 796,61 рублей, по данным ответчика - 169 797 150,80 рублей.
Ссылаясь на наличие задолженности за оказанные услуги в сумме 721 277,26 рублей, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 9 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Стоимость услуг определяется исходя из тарифа на эти услуги и объема оказанных услуг по передаче электрической энергии. При определении объема услуг по передаче электроэнергии, оказанных сетевыми организациями, учитывается фактический объем потребления электроэнергии.
Как видно, факт передачи истцом электрической энергии в спорный период подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли по объему оказанных услуг.
Возражая против обоснованности взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении объема, потребленного МУП "Дубровский районный водоканал", ООО "Жилкомводхоз" п. Ивот, МКП "ВК и ЖКХ", ОАО "Брянские коммунальные системы", ответчик ссылается на то, что в данном случае имеет место факт бездоговорного потребления электрической энергии, в свою очередь, взыскание с гарантирующего поставщика стоимости услуг по передаче электрической энергии при выявлении факта бездоговорного потребления требованиями действующего законодательства не предусмотрено.
Действительно, из материалов дела усматривается, что с 01.02.2013 статус гарантирующего поставщика на территории Брянской области был присвоен ОАО "МРСК Центра". Письменный договор энергоснабжения между ОАО "МРСК Центра" и МУП "Дубровский районный водоканал" отсутствует.
При этом, судом области установлено, что потребитель (МУП "Дубровский районный водоканал") обратился в адрес ОАО "МРСК Центра", в лице филиала "Брянскэнерго" с заявлением о заключении договора энергоснабжения письмом от 24.04.2013 N 98, при этом договор энергоснабжения до настоящего времени не заключен.
На основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения относится к публичным.
В силу пункта 3 статьи 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктами 9, 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) гарантирующий поставщик электрической энергии обязан заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем электрической энергии либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
С учетом вышеизложенного, ОАО "МРСК Центра" как коммерческая организация и гарантирующий поставщик не вправе отказаться от заключения публичного договора энергоснабжения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что факт поставки электрической энергии МУП "Дубровский районный водоканал" подтверждают акты снятия показаний приборов учета за декабрь 2013, подписанные представителем данного потребителя без возражений, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что сложившиеся отношения между ОАО "МРСК Центра" и МУП "Дубровский районный водоканал" должны рассматриваться как договорные.
В данном случае судом апелляционной инстанции принято во внимание и то обстоятельство, что постановление N 442 вступило в силу 12.06.2012, стало обязательным для сторон публичных договоров, и его действие распространилось на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (статья 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике").
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в пункте 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства N 442, предусмотрена возможность введения ограничения режима потребления по инициативе гарантирующего поставщика в отношении его потребителя, которым не исполнены обязательства перед гарантирующим поставщиком или с которым прекращаются обязательства по договору. Также такое ограничение может быть введено и по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, на основании направленного им в адрес гарантирующего поставщика обслуживающего этого потребителя заявления.
Доказательства введения режима ограничения электропотребления в отношении потребителя - МУП "Дубровский районный водоканал" в материалах дела отсутствуют и заявителем жалобы в нарушение статьи 65 АПК РФ суду апелляционной инстанции не представлено.
Соответственно, правовые основания для отказа во взыскании стоимости услуг с учетом объема энергии, потребленного указанным потребителем, отсутствуют.
Выводы суда в части взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении объема, потребленного - ООО "Жилкомводхоз" п. Ивот, МКП "ВК и ЖКХ", также являются правильными.
Судом области установлено, что объемы переданной истцом электрической энергии для данной группы потребителей подтверждаются актами снятия показаний приборов учета и расчета отпуска электрической энергии, подписанными представителями потребителей без возражений.
Необходимые документы, подтверждающие факт передачи потребителю электрической энергии направлялись ООО "Брянскоблэлектро" в адрес ОАО "МРСК "Центра", филиал "Брянскэнерго", но последним не были приняты для учета объема полезного отпуска электрической энергии, без указания правового обоснования.
Доводы заявителя жалобы о том, что договоры энергоснабжения с данными потребителями не заключались, не заслуживают внимания, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14, и положениями пункта 3 статьи 438 ГК РФ, спорные отношения потребителей с гарантирующим поставщиком следует расценивать как договорные.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда области о том, что электрическая энергия в спорных объемах также должна быть включена ответчиком в общее количество переданного ресурса в декабре 2013 года, является правомерным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, касающиеся взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении потребителя - ОАО "Брянские коммунальные системы" были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонены, оснований для их переоценки у апелляционной коллегии не имеется.
В отношении разногласий, касающихся начисления стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении бытовых потребителей (физических лиц), имеющих нулевой расход потребления электрической энергии, представители сторон пояснили суду апелляционной инстанции, что по данному эпизоды разногласия между сторонами были урегулированы.
Вместе с тем, выводы суда в части взыскания стоимости услуг по передаче электроэнергии в отношении объема, потребленного - ТСЖ "Высотка", ООО "Комаричское домоуправление", ООО "Ивотжилье", ООО "Жилкомсервис" г. Клинцы, ООО "УК Управдом" г. Клинцы, ООО "Гарант" г. Клинцы (130 807 рублей 31 копейка), не могут быть признаны правильными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 48 указанных Правил при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В силу пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15.
В соответствии с пунктом 17 приложения N 2 Правил приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса, в том числе электрической энергии, предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
Vi одн.5 = N одн x S ои x Si/S об, где:
- N одн - норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306);
- S оп - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
- Следовательно, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется по формуле, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, установленный в соответствии с Правилами N 306 и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 7 Правил N 306 установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели: в отношении электроснабжения на общедомовые нужды - кВт-ч на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Норматив потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии приборов учета установлен постановлением Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.06.2013 N 20/3-нэ "О нормативах потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов, применяемые для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета, для граждан, проживающих на территории Брянской области".
В письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 Министерством регионального развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также по вопросу учета значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Согласно данным разъяснениям используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (S°), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам установления и определения нормативов), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 354).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Следовательно, если при утверждении норматива потребления электроэнергии площади чердаков и подвалов не учитывались в акте об утверждении нормативов коммунальных услуг в составе помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, услуги по передаче электрической энергии подлежат оплате исходя из объема энергии, определенного без учета площади чердаков и подвалов.
Как следует из представленных в материалы дела третьим лицом документов, Управление государственного регулирования тарифов Брянской области при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов и жилых домов, применяемых для расчета платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета для потребителей Брянской области, в составе общего имущества не учитывало площади чердаков и подвалов.
Из пояснений ответчика следует, что при применении установленных нормативов на общедомовые нужды к конечным потребителям, он руководствовался указаниями регулирующего уполномоченного органа и не учитывал площадь чердаков и подвалов, согласно правовой позиции, изложенной в письме Минрегионразвития от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 "О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования ООО "Брянскоблэлектро" к филиалу ОАО "МРСК Центра" -"Брянскэнерго" оплатить объем услуг, определяемый как произведение норматива на площадь, где площадь учитывает чердаки и подвалы в многоквартирных жилых домах, в то время как при установлении нормативов и при их применении к конечным потребителям площадь учитывается без чердаков и подвалов, удовлетворены судом необоснованно.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 следует изменить, взыскать с ответчика в пользу истца задолженность в сумме 590 469 рублей 95 копеек, в остальной части иска отказать.
Согласно статье 110 АПК РФ госпошлина по иску и апелляционной жалобе относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Поскольку требования истца удовлетворены частично, в доход федерального бюджета подлежит взысканию с истца - 1160 рублей 21 копейка государственной пошлины по иску и с ответчика - 14 265 рублей 32 копейки государственной пошлины по иску.
Учитывая, что апелляционная жалоба ответчика удовлетворена частично, расходы по уплате государственной пошлины в размере 663 рубля 93 копейки подлежат взысканию с ООО "Брянскоблэлектро", в остальной части отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 07.07.2014 по делу N А09-766/2014 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала "Брянскэнерго", г. Брянск, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро", г. Брянск, 590 469 рублей 95 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро", г. Брянск, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 160 рублей 21 копейки.
Взыскать с открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала "Брянскэнерго", г. Брянск, государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 14 265 рублей 32 копейки.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Брянскоблэлектро", г. Брянск, в пользу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", г. Москва, в лице филиала "Брянскэнерго", г. Брянск, расходы по государственной пошлине в сумме 663 рубля 92 копейки.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.И.МОЖЕЕВА
Е.И.МОЖЕЕВА
Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
М.В.ТОКАРЕВА
М.М.ДАЙНЕКО
М.В.ТОКАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)