Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2017 N Ф07-13063/2017 ПО ДЕЛУ N А56-58010/2016

Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции.

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Заявителю как организации, управляющей многоквартирными домами, предписано осуществить действия по заключению договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. по делу N А56-58010/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.12.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ИСТ" Волковой Н.С. (доверенность от 16.11.2017), от Товарищества собственников жилья "Октябрьская 118/1" Силантьевой Е.В. (доверенность от 20.05.2017), от Товарищества собственников жилья "Проспект Славы дом 30 корпус 1" Силантьевой Е.В. (доверенность от 05.05.2016), рассмотрев 30.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 1030, Товарищества собственников жилья "Проспект Славы дом 30 корпус 1" и Товарищества собственников жилья "Октябрьская 118/1" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу N А56-58010/2016 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Сомова Е.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ИСТ", место нахождения: 198095, Санкт-Петербург, улица Подвойского, дом 13, корпус 2, помещение 13Н, ОГРН 1057813023608 (далее - ООО "УК "ИСТ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 68, литера А, ОГРН 1037867000115 (далее - Инспекция), от 08.08.2016 N 06/8706-р. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Октябрьская 118/1", ТСЖ "Слава-30", Жилищно-строительный кооператив (ЖСК) N 1030, ТСЖ "Согласие", ТСЖ "Улица Софийская дом 23", ТСЖ "Улица Софийская дом 23 корпус 2", ТСЖ "Улица Белы Куна дом 26 корпус 5", ТСЖ "Железнодорожник".
Решением суда первой инстанции от 25.04.2017 (судья Галкина Т.В.) предписание Инспекции признано недействительным.
Постановлением апелляционного суда от 23.08.2017 указанное решение отменено, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ЖСК N 1030, ТСЖ "Октябрьская 118/1" и ТСЖ "Проспект Славы дом 30 корпус 1", ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, просит постановление отменить.
В судебном заседании представитель подателей жалобы представитель ООО "УК "ИСТ" поддержали доводы, изложенные в ней.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 02.08.2016 N 06/8706-р Инспекция в отношении Общества провела внеплановую документарную проверку с целью проверки фактов, изложенных в обращении Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга о нарушении Обществом лицензионных требований, в части отсутствия заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В ходе проверки Инспекция установила, что Общество на основании договоров управления, заключенных с ТСЖ и ЖСК, а также лицензии от 30.04.2016 N 78-000265 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в Санкт-Петербурге по адресам: улица Белы Куна, дом 26, корпус 5, литера "А", Пражская улица, дом 5, литера "А", проспект Славы, дом 30, корпус 1, литера "А", Софийская улица, дом 23, литера "А", Софийская улица, дом 23, корпус 2, литера "А", Будапештская улица, дом 106, корпус 2, литера "Б".
Однако Обществом допущены нарушения лицензионных требований, предусмотренных пунктом 3 "Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) в части несоблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Выявленное нарушение отражено в акте от 04.08.2016 N 06/8706-р.
Предписанием от 04.08.2016 N 06/8706-р Обществу предложено в срок до 01.10.2016 осуществить действия по заключению договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО).
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции исходя из того, что договоры на приобретение коммунальных ресурсов заключены между третьими лицами - ТСЖ (ЖСК) и РСО, многоквартирные дома в настоящий момент обеспечены водой, теплом, электроэнергией, водоотведением, в связи с чем пришел к выводу, что оспариваемым предписанием на Общество необоснованно возложена обязанность по заключению договоров с РСО.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом и отменил решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения апелляционной инстанцией норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Абзацем девятым пункта 2 Правил N 354 установлено, что коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил N 354).
Правительство Российской Федерации постановлением от 14.02.2012 N 124 утвердило "Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями" (далее - Правила N 124).
Согласно пункту 1 Правил N 124 настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил N 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В силу пункта 7 Правил N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, а также обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, являются для управляющей организации, если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства (договоры управления спорными многоквартирными домами (МКД), приложения N 3 к договорам, счета - извещения за ноябрь 2016 года и февраль 2017 года) в соответствии со статьей 71 АПК РФ, учитывая судебную практику по делам N А56-24933/2015, N А56-38291/2015, N А56-48841/2016, пришел к правильному выводу о том, что Общество не правомерно приступило к управлению спорными МКД без заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями. В связи с этим суд обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 по делу N А56-58010/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 1030, товарищества собственников жилья "Проспект Славы дом 30 корпус 1" и товарищества собственников жилья "Октябрьская 118/1" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.С.ЛЮБЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)