Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Бабиной О.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2016 г. по делу N А07-7646/2016 (судья Галимова Н.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" - Усманова Г.И. (доверенность от 27.09.2016 N 10/2224).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - истец, ООО "Жилкомзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ответчик, ООО "ЭСКБ") о признании незаконными действий по начислению, предъявлению гражданам-потребителям в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомзаказчик", платежных документов и сбору платежей по коммунальной услуге "электроснабжение" с 01.01.2016, а также обязании ООО "ЭСКБ" прекратить указанные действия с момента вступления настоящего решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие ЭС городского округа г. Салават Республики Башкортостан (далее - третье лицо, предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2016 (резолютивная часть объявлена 15.08.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Жилкомзаказчик" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает истец, действия по начислению, предъявлению гражданам-потребителям в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомзаказчик", платежных документов и сбору платежей по коммунальной услуге "электроснабжение", вправе совершать только исполнитель коммунальных услуг, которым ответчик не является. Пункт 3.3 договора электроснабжения от 01.01.2016 N 530232102 (в редакции протокола урегулирования согласования разногласий к договору) является ничтожным, не соответствует интересам собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, так как собственники помещений лишены возможности контроля накоплений по повышающему коэффициенту при отсутствии внутриквартирного прибора учета электроэнергии. Данное право возможно реализовать только через управляющую компанию, которой является ООО "Жилкомзаказчик". Кроме того, данный пункт договора противоречит пунктам 4.1, 4.3 и 4.4 этого же договора.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что заключенные ответчиком с собственниками жилых помещений типовые договоры энергоснабжения не расторгнуты и являются юридически действительными. С момента заключения договора электроснабжения от 01.01.2016 N 530232102 собственники жилых помещений не вправе самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, а ранее заключенные договоры утрачивают юридическую силу. Ни в одном многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ООО "Жилкомзаказчик" не принято решение общего собрания собственников о прямых расчетах гарантирующему поставщику за поставленную электроэнергию. Таким образом, заключение договоров электроснабжения ООО "ЭСКБ" с собственниками жилых помещений в отсутствие решения собственников помещений противоречит положениям ч. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "ЭСКБ" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомзакачик" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов г. Салават Республики Башкортостан.
В рамках осуществления функций по управлению многоквартирными домами 01.01.2016 между ООО "Жилкомзаказчик" (исполнитель) и ООО "ЭСКБ" (гарантирующий поставщик) заключен договор электроснабжения N 530232102 в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик (ответчик):
- - осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности исполнителю коммунальных услуг, приобретающему электрическую энергию (мощность) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (гражданам-потребителям) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- - обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности сетевой организации и исполнителя коммунальных услуг и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, путем привлечения третьих лиц.
Исполнитель коммунальных услуг (истец):
- - принимает и своевременно оплачивает приобретенную электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством;
- - обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности граждан-потребителей и предоставление коммунальных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией граждан-потребителей.
Перечень многоквартирных домов, в которых истец выступает исполнителем коммунальных услуг, и на которые осуществляется поставка электроэнергии приведен в приложении N 3а указанного договора электроснабжения.
Пунктами 1.1, 2.3.3 договора на ООО "Жилкомзаказчик" возложена обязанность по оплате приобретаемой электрической энергии (мощности) и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 2.3.2 исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять снятие показаний приборов учета и предоставлять показания в соответствии с требованиями Приложения N 2 договора электроснабжения. В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.3 Приложения N 2 к договору электроснабжения исполнитель коммунальных услуг принимает от граждан-потребителей показания приборов учета и предоставляет ответчику информацию об оплате гражданами-потребителями потребленной электроэнергии.
ООО "Жилкомзаказчик" считает, что ответчик чинит препятствия в выполнении истцом всего объема функций исполнителя коммунальных услуг по данному договору, указывая на то, что ответчик, не являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых в качестве управляющей организации избрано ООО "Жилкомзаказчик", незаконно выставляет собственникам и нанимателям жилых помещений платежные документы на оплату электроэнергии и осуществляет сбор платежей с населения.
В связи с этим истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 10.03.2016 N 10/514 о приведении в соответствие с действующим законодательством порядка расчетов за потребленную в многоквартирных домах электроэнергию (т. 3, л.д. 40-42).
В свою очередь ООО "ЭСКБ" обратилось в Прокуратуру г. Салавата с заявлением от 31.03.2016 о совершении ООО "Жилкомзаказчик" незаконных действий в части начисления и выставления собственникам жилых помещений счетов на оплату электроэнергии в нарушение заключенного с ООО "ЭСКБ" договора электроснабжения и прямых договоров с гражданами-потребителями (т. 3, л.д. 44).
Истец, ссылаясь на невозможность выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, нарушение ответчиком статей 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также положений договора электроснабжения, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется помимо прочего нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. В этом случае ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В силу положений статей 153, 155 ЖК РФ, если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
Положениями пункта 63 Правил N 354 также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Таким образом, действующее законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В то же время внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также в случае выбора собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не изменяется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Согласно пункту 3.1 заключенного между сторонами договора, учет поставленной (потребленной) электрической энергии осуществляется приборами учета в точках поставки (присоединения, учета) электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3.3 заключенного сторонами договора электроснабжения объем электрической энергии, поставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний данного прибора учета за вычетом объемов поставки электрической энергии собственникам жилых и нежилых помещений в этом доме, имеющим прямые договоры электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Данный пункт 3.3 договора принят в редакции подписанного сторонами протокола урегулирования согласования разногласий к договору (т. 3, л.д. 155-157).
Кроме того, в силу императивных норм, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 32 "Основных положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ООО "ЭСКБ", как гарантирующий поставщик в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне своей деятельности, обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом.
Таким образом, действия гарантирующего поставщика по выставлению платежных документов, счетов гражданам-потребителям и взиманию с них платежей соответствуют заключенным договорам с непосредственными потребителями электрической энергии - гражданами.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Ответчиком представлены в материалы дела типовые договоры энергоснабжения, заключенные с собственниками жилых помещений, с гражданами, использующими электроэнергию для бытового потребления, а также реестр заключенных напрямую договоров энергоснабжения с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в обслуживании истца (т. 5, л.д. 32-47; т. 6, т. 7).
Согласно условиям данных договоров гарантирующий поставщик обязуется открыть лицевой счет потребителю, обеспечивать потребителя платежными документами и обеспечить прием платежей.
Указанные договоры с потребителями не расторгнуты гарантирующим поставщиком. Доказательства того, что индивидуальные договоры энергоснабжения, заключенные между ООО "ЭСКБ" и собственниками жилых помещений кем-либо оспорены, признаны недействительными или незаключенными в материалах дела отсутствуют.
Согласно пояснениям ответчика, лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения, самостоятельно оплачивают потребленную электрическую энергию и с отказом от исполнения заключенных с ними договоров электроснабжения в адрес ООО "ЭСКБ" не обращались.
Таким образом, действия ответчика по выставлению счетов и взиманию платежей с граждан-потребителей не противоречат статьям 155, 162 ЖК РФ, которые предусматривают возможность осуществления собственниками жилых помещений прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
При этом, заключенный сторонам договор электроснабжения также предусматривает, что объем поставленной электроэнергии определяется за вычетом объемов поставки электрической энергии собственникам жилых и нежилых помещений в этом доме, имеющим прямые договоры электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Истец указывает, что судом первой инстанции не были учтены положения пунктов 2.1.8, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.19, 2.3.20, 2.3.21, 2.3.23, 4.1, 4.3, 4.4 договора.
Вопреки доводам апеллянта, судом принят во внимание не только пункт 3.3 договора электроснабжения от 01.01.2016 N 530232102, но и все условия данного договора, а также фактические обстоятельства дела в совокупности.
Так, в пункте 2.1.8 договора предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан в случаях, установленных пунктом 2.2.4 договора и действующим законодательством, принять на обслуживание граждан-потребителей в целях обеспечения их бесперебойного электроснабжения.
Однако, как указывалось выше, лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения, заключенные ранее с ООО "ЭСКБ", самостоятельно оплачивают потребленную электрическую энергию и с отказом от исполнения заключенных с ними договоров электроснабжения в адрес ООО "ЭСКБ" не обращались.
Согласно приведенных в апелляционной жалобе пунктов договора, исполнитель коммунальных услуг обязуется:
- - осуществлять снятие показаний приборов учета и предоставлять показания в соответствии с требованиями Приложения N 2 по форме Приложения N 5 к договору. При наличии автоматизированной системы учета в целях контроля за соблюдением установленных режимов потребления электрической энергии (мощности) предоставить гарантирующему поставщику удаленный доступ к интервальным приборам учета (пункт 2.3.2);
- - пункт 2.3.4 договора согласно протоколу урегулирования согласований разногласий (т. 3, л.д. 155-157) исключен;
- - самостоятельно вводить частичное и полное ограничение режима потребления гражданами-потребителями, имеющим задолженность за электрическую энергию в размере стоимости, превышающей 3 расчетных периода (пункт 2.3.19);
- - в случаях поступления жалоб от граждан-потребителей, свидетельствующих о поставке электрической энергии (мощности) недолжного качества и (или) не в должном объеме, организовать заседание Комиссии (пункт 2.3.20);
- - письменно уведомлять гарантирующего поставщика за пять рабочих дней о сроках проведения проверки достоверности представленных гражданами-потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, проверки их состояния, и предоставлять право представителям гарантирующего поставщика участвовать в таких проверках (пункт 2.3.21);
- - осуществлять проверки условий эксплуатации, сохранности и состояния приборов учета, а также проверки достоверности передаваемых гражданами-потребителями показаний приборов учета самостоятельно и (или) с привлечением представителей сетевой организации (иного владельца электросетевого хозяйства) не чаще одного раза в шесть месяцев, в случае установки приборов учета в жилых (нежилых) помещениях и не реже одного раза в шесть месяцев в случае установки приборов учета вне жилых (нежилых) помещений (пункт 2.3.23 договора).
Согласно пункту 4.1 договора электрическая энергия в соответствии с настоящим договором поставляется исполнителю коммунальных услуг для последующей поставки гражданам-потребителям по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на следующий рабочий день, после поступления денежных средств граждан-потребителей на расчетный счет в качестве платы за электрическую энергию (мощность), перечисляет ее в полученном объеме платежным поручением. В случае, если исполнитель коммунальных услуг не производил платежи в течение 10 рабочих дней, он обязан направить в адрес гарантирующего поставщика разъяснения причин задержки платежей.
Согласно пункту 4.4 договора исполнителем коммунальных услуг может быть предоставлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (членов товарищества, кооператива) о внесении платы за электрическую энергию непосредственно гарантирующему поставщику.
Гарантирующий поставщик еженедельно во второй рабочий день недели доводит на электронный адрес до исполнителя коммунальных услуг сведения о поступивших на прошедшей неделе платежах, с указанием ФИО гражданина-потребителя, даты, суммы платежа по форме, утвержденной Приложением N 13 к настоящему договору.
Подателем апелляционной жалобы не доказано, что действия ООО "ЭСКБ" по начислению, выставлению счетов и взиманию платежей с граждан-потребителей препятствуют истцу совершать действия, предусмотренные данными пунктами договора, в связи с чем возможность их исполнения ООО "Жилкомзаказчик" является реальной. Истец имеет право осуществлять снятие показаний приборов учета, осуществлять проверки условий эксплуатации, сохранности и состояния приборов учета, организовывать заседании Комиссии. Относительно ввода ограничения потребления энергии при наличии задолженности следует отметить, что гарантирующий поставщик уведомляет управляющую организацию о наличии таковой. Согласно пункта 2.1.12 договора в редакции протокола урегулирования согласования разногласий, гарантирующий поставщик обязуется ежемесячно в срок до десятого числа, следующего за расчетным месяцем предоставить исполнителю коммунальных услуг информацию по форме, согласованной сторонами в Приложении N 14 (реестр платежей и объема потребленной электроэнергии гражданами-потребителями (т. 1, л.д. 29)), являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.
Относительно возможности выполнения пунктов 4.1, 4.3, 4.4 договора, суд апелляционной инстанции отмечает, что в случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Довод истца о том, что порядок оплаты напрямую ресурсоснабжающей организации нарушает его права, несостоятелен, поскольку, в связи с наличием заключенных индивидуальных договоров энергоснабжения, суммарный расход потребленной каждым абонентом по индивидуальному договору энергоснабжения электроэнергии подлежит вычету из общего объема потребленной электроэнергии в многоквартирном доме, определенного по показаниям общедомового прибора учета.
Таким образом, действия ООО "ЭСКБ" по начислению, выставлению счетов и взиманию платежей с граждан-потребителей не могут нарушать права истца как исполнителя коммунальных услуг, что также обеспечивается согласованным договором порядком обмена информацией о произведенных платежах населения.
С учетом изложенного, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2016 г. по делу N А07-7646/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.10.2016 N 18АП-12688/2016 ПО ДЕЛУ N А07-7646/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. N 18АП-12688/2016
Дело N А07-7646/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Арямова А.А. и Бабиной О.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2016 г. по делу N А07-7646/2016 (судья Галимова Н.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" - Усманова Г.И. (доверенность от 27.09.2016 N 10/2224).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - истец, ООО "Жилкомзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - ответчик, ООО "ЭСКБ") о признании незаконными действий по начислению, предъявлению гражданам-потребителям в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомзаказчик", платежных документов и сбору платежей по коммунальной услуге "электроснабжение" с 01.01.2016, а также обязании ООО "ЭСКБ" прекратить указанные действия с момента вступления настоящего решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие ЭС городского округа г. Салават Республики Башкортостан (далее - третье лицо, предприятие).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.08.2016 (резолютивная часть объявлена 15.08.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Жилкомзаказчик" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает истец, действия по начислению, предъявлению гражданам-потребителям в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "Жилкомзаказчик", платежных документов и сбору платежей по коммунальной услуге "электроснабжение", вправе совершать только исполнитель коммунальных услуг, которым ответчик не является. Пункт 3.3 договора электроснабжения от 01.01.2016 N 530232102 (в редакции протокола урегулирования согласования разногласий к договору) является ничтожным, не соответствует интересам собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, так как собственники помещений лишены возможности контроля накоплений по повышающему коэффициенту при отсутствии внутриквартирного прибора учета электроэнергии. Данное право возможно реализовать только через управляющую компанию, которой является ООО "Жилкомзаказчик". Кроме того, данный пункт договора противоречит пунктам 4.1, 4.3 и 4.4 этого же договора.
Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что заключенные ответчиком с собственниками жилых помещений типовые договоры энергоснабжения не расторгнуты и являются юридически действительными. С момента заключения договора электроснабжения от 01.01.2016 N 530232102 собственники жилых помещений не вправе самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией, а ранее заключенные договоры утрачивают юридическую силу. Ни в одном многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ООО "Жилкомзаказчик" не принято решение общего собрания собственников о прямых расчетах гарантирующему поставщику за поставленную электроэнергию. Таким образом, заключение договоров электроснабжения ООО "ЭСКБ" с собственниками жилых помещений в отсутствие решения собственников помещений противоречит положениям ч. 7.1. ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ООО "ЭСКБ" просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителя истца, не находит оснований для отмены либо изменения судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилкомзакачик" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов г. Салават Республики Башкортостан.
В рамках осуществления функций по управлению многоквартирными домами 01.01.2016 между ООО "Жилкомзаказчик" (исполнитель) и ООО "ЭСКБ" (гарантирующий поставщик) заключен договор электроснабжения N 530232102 в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик (ответчик):
- - осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности исполнителю коммунальных услуг, приобретающему электрическую энергию (мощность) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (гражданам-потребителям) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- - обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности сетевой организации и исполнителя коммунальных услуг и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, путем привлечения третьих лиц.
Исполнитель коммунальных услуг (истец):
- - принимает и своевременно оплачивает приобретенную электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством;
- - обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности граждан-потребителей и предоставление коммунальных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией граждан-потребителей.
Перечень многоквартирных домов, в которых истец выступает исполнителем коммунальных услуг, и на которые осуществляется поставка электроэнергии приведен в приложении N 3а указанного договора электроснабжения.
Пунктами 1.1, 2.3.3 договора на ООО "Жилкомзаказчик" возложена обязанность по оплате приобретаемой электрической энергии (мощности) и оказанных услуг.
В соответствии с пунктом 2.3.2 исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять снятие показаний приборов учета и предоставлять показания в соответствии с требованиями Приложения N 2 договора электроснабжения. В соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.3 Приложения N 2 к договору электроснабжения исполнитель коммунальных услуг принимает от граждан-потребителей показания приборов учета и предоставляет ответчику информацию об оплате гражданами-потребителями потребленной электроэнергии.
ООО "Жилкомзаказчик" считает, что ответчик чинит препятствия в выполнении истцом всего объема функций исполнителя коммунальных услуг по данному договору, указывая на то, что ответчик, не являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах, в которых в качестве управляющей организации избрано ООО "Жилкомзаказчик", незаконно выставляет собственникам и нанимателям жилых помещений платежные документы на оплату электроэнергии и осуществляет сбор платежей с населения.
В связи с этим истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 10.03.2016 N 10/514 о приведении в соответствие с действующим законодательством порядка расчетов за потребленную в многоквартирных домах электроэнергию (т. 3, л.д. 40-42).
В свою очередь ООО "ЭСКБ" обратилось в Прокуратуру г. Салавата с заявлением от 31.03.2016 о совершении ООО "Жилкомзаказчик" незаконных действий в части начисления и выставления собственникам жилых помещений счетов на оплату электроэнергии в нарушение заключенного с ООО "ЭСКБ" договора электроснабжения и прямых договоров с гражданами-потребителями (т. 3, л.д. 44).
Истец, ссылаясь на невозможность выполнять функции исполнителя коммунальных услуг, нарушение ответчиком статей 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также положений договора электроснабжения, обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления коммунальных услуг, определение порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставленных в жилые дома, регулируется помимо прочего нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, пункты 2, 8 статьи 5 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. В этом случае ресурсоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В силу положений статей 153, 155 ЖК РФ, если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, коммунальные услуги оплачиваются управляющей организации, которая в свою очередь осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключен договор ресурсоснабжения.
Положениями пункта 63 Правил N 354 также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В силу пункта 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.
Таким образом, действующее законодательство допускает внесение платежей за коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
В то же время внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Из содержания указанной нормы права следует, что собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги в ресурсоснабжающую организацию на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также в случае выбора собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным домом.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не изменяется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Согласно пункту 3.1 заключенного между сторонами договора, учет поставленной (потребленной) электрической энергии осуществляется приборами учета в точках поставки (присоединения, учета) электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3.3 заключенного сторонами договора электроснабжения объем электрической энергии, поставленный за расчетный период в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний данного прибора учета за вычетом объемов поставки электрической энергии собственникам жилых и нежилых помещений в этом доме, имеющим прямые договоры электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Данный пункт 3.3 договора принят в редакции подписанного сторонами протокола урегулирования согласования разногласий к договору (т. 3, л.д. 155-157).
Кроме того, в силу императивных норм, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 32 "Основных положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, ООО "ЭСКБ", как гарантирующий поставщик в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне своей деятельности, обязан заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом.
Таким образом, действия гарантирующего поставщика по выставлению платежных документов, счетов гражданам-потребителям и взиманию с них платежей соответствуют заключенным договорам с непосредственными потребителями электрической энергии - гражданами.
В соответствии с пунктом 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Ответчиком представлены в материалы дела типовые договоры энергоснабжения, заключенные с собственниками жилых помещений, с гражданами, использующими электроэнергию для бытового потребления, а также реестр заключенных напрямую договоров энергоснабжения с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, находящихся в обслуживании истца (т. 5, л.д. 32-47; т. 6, т. 7).
Согласно условиям данных договоров гарантирующий поставщик обязуется открыть лицевой счет потребителю, обеспечивать потребителя платежными документами и обеспечить прием платежей.
Указанные договоры с потребителями не расторгнуты гарантирующим поставщиком. Доказательства того, что индивидуальные договоры энергоснабжения, заключенные между ООО "ЭСКБ" и собственниками жилых помещений кем-либо оспорены, признаны недействительными или незаключенными в материалах дела отсутствуют.
Согласно пояснениям ответчика, лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения, самостоятельно оплачивают потребленную электрическую энергию и с отказом от исполнения заключенных с ними договоров электроснабжения в адрес ООО "ЭСКБ" не обращались.
Таким образом, действия ответчика по выставлению счетов и взиманию платежей с граждан-потребителей не противоречат статьям 155, 162 ЖК РФ, которые предусматривают возможность осуществления собственниками жилых помещений прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
При этом, заключенный сторонам договор электроснабжения также предусматривает, что объем поставленной электроэнергии определяется за вычетом объемов поставки электрической энергии собственникам жилых и нежилых помещений в этом доме, имеющим прямые договоры электроснабжения с гарантирующим поставщиком.
Истец указывает, что судом первой инстанции не были учтены положения пунктов 2.1.8, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.19, 2.3.20, 2.3.21, 2.3.23, 4.1, 4.3, 4.4 договора.
Вопреки доводам апеллянта, судом принят во внимание не только пункт 3.3 договора электроснабжения от 01.01.2016 N 530232102, но и все условия данного договора, а также фактические обстоятельства дела в совокупности.
Так, в пункте 2.1.8 договора предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан в случаях, установленных пунктом 2.2.4 договора и действующим законодательством, принять на обслуживание граждан-потребителей в целях обеспечения их бесперебойного электроснабжения.
Однако, как указывалось выше, лица, имеющие прямые договоры энергоснабжения, заключенные ранее с ООО "ЭСКБ", самостоятельно оплачивают потребленную электрическую энергию и с отказом от исполнения заключенных с ними договоров электроснабжения в адрес ООО "ЭСКБ" не обращались.
Согласно приведенных в апелляционной жалобе пунктов договора, исполнитель коммунальных услуг обязуется:
- - осуществлять снятие показаний приборов учета и предоставлять показания в соответствии с требованиями Приложения N 2 по форме Приложения N 5 к договору. При наличии автоматизированной системы учета в целях контроля за соблюдением установленных режимов потребления электрической энергии (мощности) предоставить гарантирующему поставщику удаленный доступ к интервальным приборам учета (пункт 2.3.2);
- - пункт 2.3.4 договора согласно протоколу урегулирования согласований разногласий (т. 3, л.д. 155-157) исключен;
- - самостоятельно вводить частичное и полное ограничение режима потребления гражданами-потребителями, имеющим задолженность за электрическую энергию в размере стоимости, превышающей 3 расчетных периода (пункт 2.3.19);
- - в случаях поступления жалоб от граждан-потребителей, свидетельствующих о поставке электрической энергии (мощности) недолжного качества и (или) не в должном объеме, организовать заседание Комиссии (пункт 2.3.20);
- - письменно уведомлять гарантирующего поставщика за пять рабочих дней о сроках проведения проверки достоверности представленных гражданами-потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета, проверки их состояния, и предоставлять право представителям гарантирующего поставщика участвовать в таких проверках (пункт 2.3.21);
- - осуществлять проверки условий эксплуатации, сохранности и состояния приборов учета, а также проверки достоверности передаваемых гражданами-потребителями показаний приборов учета самостоятельно и (или) с привлечением представителей сетевой организации (иного владельца электросетевого хозяйства) не чаще одного раза в шесть месяцев, в случае установки приборов учета в жилых (нежилых) помещениях и не реже одного раза в шесть месяцев в случае установки приборов учета вне жилых (нежилых) помещений (пункт 2.3.23 договора).
Согласно пункту 4.1 договора электрическая энергия в соответствии с настоящим договором поставляется исполнителю коммунальных услуг для последующей поставки гражданам-потребителям по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 4.3 договора предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на следующий рабочий день, после поступления денежных средств граждан-потребителей на расчетный счет в качестве платы за электрическую энергию (мощность), перечисляет ее в полученном объеме платежным поручением. В случае, если исполнитель коммунальных услуг не производил платежи в течение 10 рабочих дней, он обязан направить в адрес гарантирующего поставщика разъяснения причин задержки платежей.
Согласно пункту 4.4 договора исполнителем коммунальных услуг может быть предоставлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (членов товарищества, кооператива) о внесении платы за электрическую энергию непосредственно гарантирующему поставщику.
Гарантирующий поставщик еженедельно во второй рабочий день недели доводит на электронный адрес до исполнителя коммунальных услуг сведения о поступивших на прошедшей неделе платежах, с указанием ФИО гражданина-потребителя, даты, суммы платежа по форме, утвержденной Приложением N 13 к настоящему договору.
Подателем апелляционной жалобы не доказано, что действия ООО "ЭСКБ" по начислению, выставлению счетов и взиманию платежей с граждан-потребителей препятствуют истцу совершать действия, предусмотренные данными пунктами договора, в связи с чем возможность их исполнения ООО "Жилкомзаказчик" является реальной. Истец имеет право осуществлять снятие показаний приборов учета, осуществлять проверки условий эксплуатации, сохранности и состояния приборов учета, организовывать заседании Комиссии. Относительно ввода ограничения потребления энергии при наличии задолженности следует отметить, что гарантирующий поставщик уведомляет управляющую организацию о наличии таковой. Согласно пункта 2.1.12 договора в редакции протокола урегулирования согласования разногласий, гарантирующий поставщик обязуется ежемесячно в срок до десятого числа, следующего за расчетным месяцем предоставить исполнителю коммунальных услуг информацию по форме, согласованной сторонами в Приложении N 14 (реестр платежей и объема потребленной электроэнергии гражданами-потребителями (т. 1, л.д. 29)), являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.
Относительно возможности выполнения пунктов 4.1, 4.3, 4.4 договора, суд апелляционной инстанции отмечает, что в случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
Довод истца о том, что порядок оплаты напрямую ресурсоснабжающей организации нарушает его права, несостоятелен, поскольку, в связи с наличием заключенных индивидуальных договоров энергоснабжения, суммарный расход потребленной каждым абонентом по индивидуальному договору энергоснабжения электроэнергии подлежит вычету из общего объема потребленной электроэнергии в многоквартирном доме, определенного по показаниям общедомового прибора учета.
Таким образом, действия ООО "ЭСКБ" по начислению, выставлению счетов и взиманию платежей с граждан-потребителей не могут нарушать права истца как исполнителя коммунальных услуг, что также обеспечивается согласованным договором порядком обмена информацией о произведенных платежах населения.
С учетом изложенного, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2016 г. по делу N А07-7646/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
В.В.БАКАНОВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Е.БАБИНА
В.В.БАКАНОВ
Судьи
А.А.АРЯМОВ
О.Е.БАБИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)