Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2017 N Ф09-6229/17 ПО ДЕЛУ N А60-55729/2016

Требование: О взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Управляющая организация ссылалась на неисполнение казенным учреждением обязанности по оплате оказанных в рамках договоров управления многоквартирными жилыми домами коммунальных услуг.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. N Ф09-6229/17

Дело N А60-55729/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лимонова И.В., Васильченко Н.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2017 по делу N А60-55729/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Минобороны России - Скорикова Д.О. (доверенность от 19.12.2016 N 212/1/246).

Общество с ограниченной ответственностью "Агентство "Вертикаль" (далее - общество "Агентство "Вертикаль") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) о взыскании долга в сумме 761 793 руб. 35 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.05.2015 по 22.08.2016 в сумме 41 918 руб. 14 коп. (с учетом заявлений о частичном отказе от исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Минобороны России.
Решением суда от 10.03.2017 (судья Усова М.Г.) исковые требования общества "Агентство "Вертикаль" удовлетворены частично: с учреждения "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России в пользу общества "Агентство "Вертикаль" взыскан долг в сумме 761 793 руб. 35 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 41 918 руб. 14 коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 19 074 руб.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 (судьи Власова О.Г., Гладких Д.Ю., Иванова Н.А.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минобороны России просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, реорганизация федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Челябинская КЭЧ района") путем присоединения к учреждению "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России не свидетельствует о наличии у последнего зарегистрированного права оперативного управления на спорные квартиры. Как указывает кассатор, в рамках реформирования Вооруженных Сил России на основании распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Министра обороны Российской Федерации задачи по ремонту, обслуживанию недвижимого имущества Минобороны России были переданы другим организациям, с которыми были заключены государственные контракты.
Заявитель жалобы ссылается также на то, что учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России является учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета, с которым контрагенты могут вступать в договорные отношения, в том числе связанные с поставкой коммунальных услуг, только посредством заключения государственного контракта либо путем проведения торгов и запроса котировок, либо с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Между тем общество "Агентство "Вертикаль" не заключало государственный контракт на поставку коммунальных услуг для государственного учреждения, в то время как финансирование таких поставок для государственных учреждений осуществляется из федерального бюджета, поэтому заключение государственного контракта является обязательным условием для сторон.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Минобороны России поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Агентство "Вертикаль" является управляющей организацией для многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: Челябинская область, г. Копейск, ул. Калинина, дома N 11, N 11А, N 13, N 13А, N 15.
На основании государственного контракта купли-продажи квартир для нужд Минобороны России от 23.11.2009 N 231109/1, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "КПД "Заказчик" и Минобороны России, Приказа Министра обороны России от 24.02.2010 N 104 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района" квартиры N 85, 109 в доме N 11; квартиры N 111, 123 в доме N 11 А; квартиры N 98, 108, 112, 116, 132, 135, 136 в доме N 13; квартиры N 1, 17, 21, 25, 29, 33, 66, 68, 70, 72 в доме N 13 А; квартиры N 1, 9, 17, 25, 33, 41, 52, 56, 85, 109 в доме N 15 по ул. Калинина г. Копейска Челябинской области закреплены на праве оперативного управления к учреждению "Челябинская КЭЧ района".
Между учреждением "Челябинская КЭЧ района" и обществом "Агентство "Вертикаль" 01.06.2010 по данным квартирам заключены договоры управления многоквартирными жилыми домами от 01.06.2010 N ЖФ11, от 01.06.2010 N ЖФ11А, от 01.06.2010 N ЖФ13, от 01.06.2010 N ЖФ13А, от 01.06.2010 N ЖФ15.
Как следует из сведений, расположенных на сайте Федеральной налоговой службы России в сети Интернет (https://egrul.nalog.ru/) 19.08.2011 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности учреждения "Челябинская КЭЧ района" путем реорганизации в форме присоединения к учреждению "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России является правопреемником учреждения "Челябинская КЭЧ района".
Ссылаясь на неисполнение учреждением "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России обязанности по оплате коммунальных услуг, содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, оказанных в рамках договоров управления многоквартирным жилым домом от 01.06.2010 N ЖФ11, от 01.06.2010 N ЖФ11А, от 01.06.2010 N 13, от 01.06.2010 N 15, общество "Агентство "Вертикаль" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о взыскании с учреждения "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России задолженности за период с 01.04.2015 по 31.07.2016 в сумме 761 793 руб. 35 коп.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности факта оказания истцом услуг, наличия у ответчика обязанности по оплате оказанных услуг и отсутствия доказательств исполнения данной обязанности.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
На основании п. 1, 2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 1, 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 155 названного Кодекса собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за помещение вносят этой организации.
В силу п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (ст. 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В абзаце 2 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в спорный период функции управляющей организации в отношении многоквартирных жилых домов N 11, N 11А, N 13, N 13А, N 15, расположенных по ул. Калинина г. Копейска Челябинской области, осуществляло общество "Агентство "Вертикаль". Поскольку указанные дома в спорный период принадлежали на праве собственности Российской Федерации в лице Минобороны России и закреплены на праве оперативного управления за учреждением "Челябинская КЭЧ района", правопреемником которого является ответчик, а также не были переданы по договорам социального либо коммерческого найма, суды пришли к обоснованному выводу о возникновении у последнего обязанности по оплате оказанных и выполненных обществом "Агентство "Вертикаль" услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также коммунальных услуг. Признав верным представленный в материалы дела расчет стоимости оказанных услуг, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Вопреки доводам Минобороны России, отсутствие заключенного между истцом и ответчиком государственного контракта при изложенных обстоятельствах не исключает обязанность учреждения оплатить оказанные истцом услуги.
Кроме того, согласно пункту 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Доказательств заключения государственных контрактов на обслуживание спорных квартир с иными управляющими компаниями в материалы дела не представлено.
Доводы третьего лица со ссылкой на судебную практику подлежат отклонению, поскольку основаны на иных фактических обстоятельствах.
Таким образом, нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, следует отметить, что все изложенные в кассационной жалобе доводы Минобороны России являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены с указанием соответствующих мотивов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств и принятых доказательств не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции в силу норм ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба Минобороны России - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.03.2017 по делу N А60-55729/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.В.СИДОРОВА
Судьи
И.В.ЛИМОНОВ
Н.С.ВАСИЛЬЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)