Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" г. Ижевск к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г. Ижевск об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.10.2015, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее ООО "УК "Жилфонд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - управление, ответчик, административный орган) от 14.10.2015 по делу об административном правонарушении N 1557, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные ответчиком 26.11.2015.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 16.09.2015 N 749, выданного на основании обращения гражданина, в период с 21.09.2015 по 24.09.2015 в отношении ООО "УК "Жилфонд" проведена внеплановая выездная проверка изложенных в обращении фактов нарушения законодательства о защите прав потребителей по вопросам предоставления информации при оказании жилищно-коммунальных услуг потребителю, проживающему в жилом многоквартирном доме N 39 по ул. Красногеройская г. Ижевска, находящемся в управлении общества.
Распоряжение о проведении проверки 21.09.2015 доставлено в адрес общества, о чем имеется соответствующая отметка. Проверка проведена в присутствии представителя заявителя по доверенности.
В ходе проверки установлено, что на досках объявлений, расположенных в подъездах указанного дома, отсутствует обязательная для доведения до потребителей информация: сведения о государственной регистрации юридического лица, режиме работы, адресе сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилии, имени и отчестве руководителя; об адресе диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, которыми они установлены; о порядке и форме оплаты коммунальных услуг; о показателях качества коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), а также информация о Правилах N 354; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; адреса органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.09.2015 N 633 с фотоматериалами. Акт проверки и предписание об устранении нарушения 28.09.2015 доставлены в адрес общества, о чем имеются соответствующие отметки на сопроводительных письмах.
28.09.2015 обществу также вручено определение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
24.09.2015 уполномоченным лицом управления в отношении ООО "УК "Жилфонд" в присутствии представителя заявителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
24.09.2015 представителю общества по доверенности вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, протокол об административном правонарушении и определение доставлены в адрес общества нарочно, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.
14.10.2015 постановлением административного органа N 1557, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, ООО "УК "Жилфонд" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал, что административным органом при проведении проверки допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Оснований для проведения проверки не имелось, проверка с органами прокуратуры не согласована. Проводившее проверку должностное лицо не имело соответствующих полномочий на ее проведение. Приказ (распоряжение) о проведении проверки заявителю не вручался. Результаты проведенной с грубыми нарушениями проверки не могут являться доказательствами нарушения.
Оспариваемое постановление по окончании рассмотрения дела 14.10.2015 не оглашалось, изготовлено в полном объеме 19.10.2015.
Кроме того, все необходимые сведения, отсутствие которых на досках объявлений вменяется ООО "УК "Жилфонд", доведены до сведения потребителей в договоре управления многоквартирным домом, а также регулярно предоставляются в выставляемых для оплаты платежных документах. По состоянию на 09.10.2015 нарушения были устранены, что подтверждается фотоматериалами.
Возражая против требований заявителя, административный орган указал на законность и обоснованность привлечения общества к ответственности, отсутствие нарушений при проведении проверки и вынесении постановления о привлечении к ответственности, законное и обоснованное установление размера штрафной санкции.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.ст. 9, 10, 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "п" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей), в том числе следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем, ООО "УК "Жилфонд" по состоянию на 21.09.2015 не были в полной мере исполнены требования законодательства о доведении до потребителей - собственников помещений, находящегося в управлении общества жилого многоквартирного дома N 39 по ул. Красногеройская г. Ижевска, информации о предоставляемых услугах в соответствии с требованиями пп. "п" п. 31 Правил N 354, путем ее размещения на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома.
Доведение информации до потребителей путем включения ее в договор управления многоквартирным домом, а также в платежные документы, факт нарушения не исключает, соответствующий довод заявителя основан на неверном толковании правовых норм. Подпункт "п" пункта 31 Правил N 354 не устанавливает альтернативные способы доведения информации, содержит императивное требование о ее предоставлении потребителю как путем включения в договор, так и размещения на досках объявлений в подъездах (на территории) многоквартирного дома и в помещении исполнителя.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества установлена административным органом и подтверждается материалами дела. В материалы дела не представлены доказательства объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства о размещении и доведении до потребителей обязательной при оказании услуг по управлению жилищным фондом информации, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения.
Устранение нарушения вину и ответственность в совершении правонарушения не исключает. Кроме того, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ доказательства устранения нарушения и размещения всей необходимой информации на досках объявлений в подъездах спорного дома заявитель не представил.
В действиях ООО "УК "Жилфонд" содержится состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при проведении проверочных мероприятий и привлечении заявителя к ответственности, судом не установлено.
Внеплановая выездная проверка в соответствии с положениями пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ проведена в целях проверки фактов, изложенных в обращении гражданина о нарушении его прав как потребителя. Распоряжение о проведении проверки нарочно доставлено в адрес общества, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Полномочия ответчика, а также проводивших на основании распоряжения внеплановую выездную проверку должностных лиц, сомнений не вызывают.
Как следует из материалов дела и подтверждается изложенными ООО "УК "Жилфонд" в заявлении доводами, резолютивная часть оспариваемого постановления была оглашена уполномоченным лицом административного органа 14.10.2015, при этом доказательств изготовления и вручения постановления 19.10.2015, на что ссылается заявитель, в материалах дела не имеется. Более того, согласно отметке на стр. 4 постановления, последнее было направлено 14.10.2015 заказной почтовой корреспонденцией и получено заявителем 19.10.2015, что подтверждается представленным уведомлением о вручении.
Таким образом, нарушений, допущенных ответчиком при вынесении, изготовлении и вручении постановления заявителю, судом не усматривается.
Довод ООО "УК "Жилфонд" о наличии безусловной обязанности административного органа по оглашению и вручению полного текста постановления в момент его вынесения, основан на неверном толковании норм ст. 29.11 КоАП РФ и п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Нарушение требований законодательства о доведении до потребителей необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, в особенности в сфере ЖКХ, создает непосредственную угрозу причинения вреда интересам граждан-потребителей, может повлечь для них неблагоприятные материальные последствия.
Между тем, суд приходит к выводу о необоснованности установления заявителю наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частями 1, 2 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения.
Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, материалами дела не подтверждается. Доказательств причинения обществом вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба административным органом не представлено. Правонарушение совершено обществом впервые. В оспариваемом постановлении не мотивировано применение в отношении общества наказания в виде штрафа. Следовательно, назначение административного наказания в виде штрафа суд считает необоснованным.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
На основании изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2003 N 116-О и от 05.11.2003 N 349-О, суд считает возможным изменить меру наказания на предупреждение.
Принимая во внимание, что цель административного наказания будет достигнута путем вынесения в отношении заявителя предупреждения, суд принимает решение об изменении постановления от 14.10.2015 по делу об административном правонарушении N 1557. ООО "УК "Жилфонд" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
1. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г. Ижевск от 14.10.2015 по делу об административном правонарушении N 1557, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" г. Ижевск признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" г. Ижевск, ОГРН 1121831007540 административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22.12.2015 ПО ДЕЛУ N А71-12898/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. по делу N А71-12898/2015
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Н.Г. Зориной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" г. Ижевск к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г. Ижевск об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.10.2015, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее ООО "УК "Жилфонд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - управление, ответчик, административный орган) от 14.10.2015 по делу об административном правонарушении N 1557, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб.
Ответчик требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Судом приобщены к материалам дела дополнительные документы, представленные ответчиком 26.11.2015.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 16.09.2015 N 749, выданного на основании обращения гражданина, в период с 21.09.2015 по 24.09.2015 в отношении ООО "УК "Жилфонд" проведена внеплановая выездная проверка изложенных в обращении фактов нарушения законодательства о защите прав потребителей по вопросам предоставления информации при оказании жилищно-коммунальных услуг потребителю, проживающему в жилом многоквартирном доме N 39 по ул. Красногеройская г. Ижевска, находящемся в управлении общества.
Распоряжение о проведении проверки 21.09.2015 доставлено в адрес общества, о чем имеется соответствующая отметка. Проверка проведена в присутствии представителя заявителя по доверенности.
В ходе проверки установлено, что на досках объявлений, расположенных в подъездах указанного дома, отсутствует обязательная для доведения до потребителей информация: сведения о государственной регистрации юридического лица, режиме работы, адресе сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилии, имени и отчестве руководителя; об адресе диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; о размерах тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизитах нормативных правовых актов, которыми они установлены; о порядке и форме оплаты коммунальных услуг; о показателях качества коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правила N 354), а также информация о Правилах N 354; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; адреса органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 24.09.2015 N 633 с фотоматериалами. Акт проверки и предписание об устранении нарушения 28.09.2015 доставлены в адрес общества, о чем имеются соответствующие отметки на сопроводительных письмах.
28.09.2015 обществу также вручено определение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
24.09.2015 уполномоченным лицом управления в отношении ООО "УК "Жилфонд" в присутствии представителя заявителя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
24.09.2015 представителю общества по доверенности вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, протокол об административном правонарушении и определение доставлены в адрес общества нарочно, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.
14.10.2015 постановлением административного органа N 1557, вынесенным в присутствии представителя общества по доверенности, ООО "УК "Жилфонд" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование требований заявитель указал, что административным органом при проведении проверки допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Оснований для проведения проверки не имелось, проверка с органами прокуратуры не согласована. Проводившее проверку должностное лицо не имело соответствующих полномочий на ее проведение. Приказ (распоряжение) о проведении проверки заявителю не вручался. Результаты проведенной с грубыми нарушениями проверки не могут являться доказательствами нарушения.
Оспариваемое постановление по окончании рассмотрения дела 14.10.2015 не оглашалось, изготовлено в полном объеме 19.10.2015.
Кроме того, все необходимые сведения, отсутствие которых на досках объявлений вменяется ООО "УК "Жилфонд", доведены до сведения потребителей в договоре управления многоквартирным домом, а также регулярно предоставляются в выставляемых для оплаты платежных документах. По состоянию на 09.10.2015 нарушения были устранены, что подтверждается фотоматериалами.
Возражая против требований заявителя, административный орган указал на законность и обоснованность привлечения общества к ответственности, отсутствие нарушений при проведении проверки и вынесении постановления о привлечении к ответственности, законное и обоснованное установление размера штрафной санкции.
Оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.ст. 9, 10, 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пп. "п" п. 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей), в том числе следующую информацию: сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя; размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены; порядок и форма оплаты коммунальных услуг; показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах; сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заявителем, ООО "УК "Жилфонд" по состоянию на 21.09.2015 не были в полной мере исполнены требования законодательства о доведении до потребителей - собственников помещений, находящегося в управлении общества жилого многоквартирного дома N 39 по ул. Красногеройская г. Ижевска, информации о предоставляемых услугах в соответствии с требованиями пп. "п" п. 31 Правил N 354, путем ее размещения на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома.
Доведение информации до потребителей путем включения ее в договор управления многоквартирным домом, а также в платежные документы, факт нарушения не исключает, соответствующий довод заявителя основан на неверном толковании правовых норм. Подпункт "п" пункта 31 Правил N 354 не устанавливает альтернативные способы доведения информации, содержит императивное требование о ее предоставлении потребителю как путем включения в договор, так и размещения на досках объявлений в подъездах (на территории) многоквартирного дома и в помещении исполнителя.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества установлена административным органом и подтверждается материалами дела. В материалы дела не представлены доказательства объективной невозможности соблюдения заявителем требований законодательства о размещении и доведении до потребителей обязательной при оказании услуг по управлению жилищным фондом информации, а также принятия всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения.
Устранение нарушения вину и ответственность в совершении правонарушения не исключает. Кроме того, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ доказательства устранения нарушения и размещения всей необходимой информации на досках объявлений в подъездах спорного дома заявитель не представил.
В действиях ООО "УК "Жилфонд" содержится состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при проведении проверочных мероприятий и привлечении заявителя к ответственности, судом не установлено.
Внеплановая выездная проверка в соответствии с положениями пп. "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ проведена в целях проверки фактов, изложенных в обращении гражданина о нарушении его прав как потребителя. Распоряжение о проведении проверки нарочно доставлено в адрес общества, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Полномочия ответчика, а также проводивших на основании распоряжения внеплановую выездную проверку должностных лиц, сомнений не вызывают.
Как следует из материалов дела и подтверждается изложенными ООО "УК "Жилфонд" в заявлении доводами, резолютивная часть оспариваемого постановления была оглашена уполномоченным лицом административного органа 14.10.2015, при этом доказательств изготовления и вручения постановления 19.10.2015, на что ссылается заявитель, в материалах дела не имеется. Более того, согласно отметке на стр. 4 постановления, последнее было направлено 14.10.2015 заказной почтовой корреспонденцией и получено заявителем 19.10.2015, что подтверждается представленным уведомлением о вручении.
Таким образом, нарушений, допущенных ответчиком при вынесении, изготовлении и вручении постановления заявителю, судом не усматривается.
Довод ООО "УК "Жилфонд" о наличии безусловной обязанности административного органа по оглашению и вручению полного текста постановления в момент его вынесения, основан на неверном толковании норм ст. 29.11 КоАП РФ и п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Нарушение требований законодательства о доведении до потребителей необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, в особенности в сфере ЖКХ, создает непосредственную угрозу причинения вреда интересам граждан-потребителей, может повлечь для них неблагоприятные материальные последствия.
Между тем, суд приходит к выводу о необоснованности установления заявителю наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с частями 1, 2 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения.
Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, материалами дела не подтверждается. Доказательств причинения обществом вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба административным органом не представлено. Правонарушение совершено обществом впервые. В оспариваемом постановлении не мотивировано применение в отношении общества наказания в виде штрафа. Следовательно, назначение административного наказания в виде штрафа суд считает необоснованным.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
На основании изложенного, с учетом фактических обстоятельств дела и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.04.2003 N 116-О и от 05.11.2003 N 349-О, суд считает возможным изменить меру наказания на предупреждение.
Принимая во внимание, что цель административного наказания будет достигнута путем вынесения в отношении заявителя предупреждения, суд принимает решение об изменении постановления от 14.10.2015 по делу об административном правонарушении N 1557. ООО "УК "Жилфонд" подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ и ст. 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике г. Ижевск от 14.10.2015 по делу об административном правонарушении N 1557, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" г. Ижевск признать незаконным и изменить в части назначения наказания, назначив обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" г. Ижевск, ОГРН 1121831007540 административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
Н.Г.ЗОРИНА
Н.Г.ЗОРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)