Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2017 N 17АП-14712/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-6239/2017

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2017 г. N 17АП-14712/2017-АК

Дело N А71-6239/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Урсегова А.П., паспорт, доверенность от 30.12.2016 N 01-13/3939; Кырова Е.В., паспорт, доверенность от 04.01.2017 N 01-13/20;
- от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Глазова,
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 09 августа 2017 года по делу N А71-6239/2017,
вынесенное судьей Л.Ф.Мосиной,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (ИНН 1829007320, ОГРН 1021801092400)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Глазова (ИНН 1829005605, ОГРН 1021801095260)
об оспаривании предписания,
установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования "Город Глазов" (далее - предприятие, МУП "ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Глазова (далее - административный орган, Управление ЖКХ Администрации г. Глазова) от 22.03.2017 N 24-17.
Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 09 августа 2017 года заявленные требования удовлетворены: предписание Управления ЖКХ Администрации г. Глазова от 22.03.2017 N 24-17 признано незаконным и отменено, на административный орган судом возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление ЖКХ Администрации г. Глазова обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что предприятием произведена корректировка размера платы за отопление некорректно: по формуле, не предусмотренной действующим законодательством РФ (с учетом только жилых помещений); из представленных документов следует, что в многоквартирном жилом доме N 23 по ул. Сибирской г. Глазова расположено несколько нежилых помещений, в то время как в мотивировочной части решения суда указано только одно нежилое помещение - ООО "Нива"; выявлены несоответствия в суточных показаниях ОДПУ и предъявляемых населению.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Участвовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители МУП "ЖКУ" ссылались на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражали.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжении Управления ЖКХ Администрации г. Глазова от 21.02.2017 N 19-17 в отношении МУП "ЖКУ" МО "Город Глазов" в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в части определения размера начисления платы (проведения корректировки) за коммунальные услуги "отопление".
В ходе проверки установлено, что МУП "ЖКУ" в апреле 2016 года плата за коммунальную услугу по отоплению собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, начислена с учетом проведения корректировки размера платы за 2015 год.
По результатам проверки Управление ЖКХ пришло к выводу о том что, в нарушение требований подп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при начислении корректировки размера платы за отопление за 2015 год, предприятием необоснованно учтены площади исключительно жилых помещений в многоквартирном доме, в то время как, следовало учитывать общую площадь дома, то есть, площадь всех помещений в доме (как жилых, так и нежилых помещений).
Также, по мнению Управления ЖКХ, аналогичные нарушения в части необоснованного применения при расчете корректировки размера площади только жилых помещений дома допущены при начислении платы за апрель 2016 года в отношении иных жилых помещений. Кроме того, имеются несоответствия в суточных показаниях ОДПУ и предъявляемых населению Гкал, так, например, за период 23.11.2015 по 21.12.2015 по суточным показаниям объем коммунальной услуги отопление составил 204,335 Гкал в то время как МУП "Глазовские теплосети" указывают в представленных документах за идентичный период 288,824 Гкал.
По результатам проверки составлен акт от 22.03.2017 N 52-17.
МУП "ЖКУ" выдано предписание от 22.03.2017 N 24-17, с требованием произвести расчет платы коммунальной услуги отопление - корректировка размера платы за 2015 год по МКД N 23 по ул. Сибирская г. Глазов в строгом соответствии с требованиями законодательства (пп. 3 п. 2 приложения N 2 (формула 8)) Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", исходя из показаний общедомового прибора учета и начисленного размера платы за отопление потребителем за 2015 год.
Полагая, что указанное предписание является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания предписания незаконным и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложено на орган или лицо, принявший данный акт.
Исходя из ч. 16 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 20, ч.ч. 2, 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", Положения об органе Администрации г. Глазова с правами юридического лица "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Глазова", утвержденного решением Глазовской городской Думы от 22 ноября 2006 года N 259, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и должностным лицом в пределах предоставленных данному органу и должностному лицу полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого предписания послужили выводы административного органа о допущенных заявителем нарушениях требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений многоквартирного дома N 23 по ул. Сибирская г. Глазова, выразившихся в произведении корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" с применением сведений о площади жилых помещений в многоквартирном доме, а не общей площади помещений дома (жилых и нежилых).
В качестве мероприятий, подлежащих исполнению в целях устранения выявленных нарушений, административным органом предписано произвести расчет платы коммунальной услуги отопление - корректировку размера платы за 2015 год в строгом соответствии с требованиями законодательства (пп. 3 п. 2 приложения N 2 (формула 8), Правил N 307, исходя из показаний общедомового прибора учета и начисленного размера платы за отопление потребителям за 2015 год.
Оспаривая данное предписание, заявитель ссылается на то, что МУП "ЖКУ" при расчетах жилых помещений учитывало площади дома без учета нежилых помещений, а количество потребленной тепловой энергии учитывалось за вычетом тепловой энергии потребленной нежилыми помещениями; у собственников нежилых помещений заключены прямые договоры на поставку тепловой энергии с ресурсоснабжающей организацией в 2015 году с МУП "Глазовские теплосети"; МУП "ЖКУ" не выставляет счета собственникам нежилых помещений на оплату услуги "отопление".
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности предписания, тем самым признав позицию заявителя верной.
При этом суд исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.09.2012 N 397 "Об особенностях применения в Удмуртской Республике Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила N 307).
В части расчета размера платы за отопление Правительством Российской Федерации принято Постановление от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которым продлено действие Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", действовавшего до 01.07.2016.
Согласно пункту 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 (формула N 7), исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам (формула N 8), исходя из показаний общедомового прибора учета за истекший год.
Согласно подпункту 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: P{\sub oi = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T (7), где: S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В силу подпункта 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле: P{\sub o2.i = P{\sub k.пр x S{\sub i / S{\sub D - P{\sub fh.i (8), где: P{\sub k.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м); P{\sub fh.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Соответственно, объем потребленной коммунальной услуги отопления подтверждается показаниями общедомового прибора учета и на абоненте лежит обязанность оплатить фактически потребленную коммунальную услугу.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период) объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Глазов, ул. Сибирская, 23 оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. В указанном многоквартирном доме расположены нежилые помещения, потребителями в которых являются ООО "Нива", ООО "Милан", имеющие свои приборы учета потребления тепловой энергии и оплачивающие тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации МУП "Глазовские теплосети" на основании отдельных договоров с ресурсоснабжающей организацией на отпуск и потребление тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, с учетом толкования вышеприведенных норм, суд обоснованно признал верным произведенный заявителем расчет корректировки платы за коммунальную услугу "отопление", в котором при расчете корректировки платы за указанную услугу не учитывается площадь всех нежилых помещений, а производится расчет, исходя из показаний домовых приборов учета тепловой энергии, из которых были вычтены объемы, приходящиеся на нежилые помещения.
Суд апелляционной инстанции также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что в данном конкретном случае при наличии в спорном многоквартирном доме нежилых помещений, предлагаемый Управлением способ проведения корректировки платы за отопление приводит к двойной оплате за нежилое помещение: самими собственниками нежилого помещения непосредственно ресурсоснабжающей организации и повторно предъявляется собственникам жилых помещений.
Таким образом, бремя по содержанию нежилого помещения (коммунальная услуга "отопление") вторично будет возложено на собственников жилых помещений.
В рассматриваемом случае при распределении фактического объема потребленной тепловой энергии всеми помещениями по нежилым и жилым помещениям, общество не может производить корректировку платы по нежилому помещению в составе жилых помещений в связи с расчетами собственников нежилых помещений напрямую с ресурсоснабжающей организацией - МУП "Глазовские теплосети".
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания апелляционный суд считает правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и основанным на правильном применении норм материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы общества выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 09 августа 2017 года по делу N А71-6239/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Глазова - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)