Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 февраля 2016 года о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р "О мерах по предотвращению образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги" (в редакции от 28 января 2016 года N 28-р).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Республики Тыва Монгуш Т.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
распоряжением Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р "О мерах по предотвращению образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги" (в редакции распоряжения Правительства Республики Тыва от 28 января 2016 года N 28-р) утверждена форма обязательства о своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 1); руководителям органов исполнительной власти Республики Тыва предписано обеспечить подписание обязательства и соблюдение его условий государственными гражданскими служащими (пункт 2); органам местного самоуправления Республики Тыва рекомендовано при утверждении формы обязательства о своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги руководствоваться настоящим распоряжением (пункт 3).
Согласно утвержденной данным распоряжением форме обязательства лицо, замещающее государственную должность Республики Тыва, должность государственной гражданской службы Республики Тыва, обязуется не допускать нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги; соблюдать основные обязанности гражданского служащего, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (распространяется в отношении гражданских служащих); согласно статьям 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации своевременно (ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем) и полностью вносить оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги; не допускать образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающей один месяц; при образовании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги принять все необходимые меры по ее погашению; в случае невозможности произведения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (нахождение в больнице и прочие уважительные причины) письменно уведомить об этом представителя нанимателя; избегать ситуаций (возникновение задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги), способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу.
В обязательстве также указано: "Мне известно, что в случае нарушения мной норм Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении меня могут быть применены меры юридической ответственности; данное обязательство может быть приобщено к личному делу.
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р "О мерах по предотвращению образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги" (в редакции от 28 января 2016 года N 28-р), ссылаясь на его противоречие статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что возложение оспариваемым распоряжением на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, обязанности подписывать письменное обязательство по оплате потребленных коммунальных услуг свидетельствует о дополнительном, не предусмотренном федеральным законодательством обременении их статуса.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 4 февраля 2016 года административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено, оспариваемое им распоряжение Правительства Республики Тыва признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Тыва просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Тыва представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.
Отношения между потребителями коммунальных услуг и организациями, предоставляющими коммунальные услуги, по предоставлению этих услуг регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В частности обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, структура и размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг урегулированы статьями 153 - 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
За невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность (пункт 158 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что ни Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регламентируя правовой статус лиц, состоящих на государственной службе, и в связи с этим определяя их обязанности (статья 15), отнюдь не предполагают в рамках осуществления ими служебных полномочий подтверждения в форме письменного обязательства соблюдения обязанностей об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренных федеральным законодательством.
Вопреки этому Правительством Республики Тыва разработана форма обязательства о своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, из которой буквально следует, что с лиц, состоящих на государственной службе, должно браться письменное обязательство о недопущении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Очевидно, что при таких данных суд обоснованно расценил такое распоряжение Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р (в редакции от 28 января 2016 года N 28-р) как не соответствующее федеральному законодательству и, как следствие, справедливо признал его недействующим.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 11.05.2016 N 92-АПГ16-2
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. N 92-АПГ16-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Калининой Л.А.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 февраля 2016 года о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р "О мерах по предотвращению образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги" (в редакции от 28 января 2016 года N 28-р).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Республики Тыва Монгуш Т.О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
распоряжением Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р "О мерах по предотвращению образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги" (в редакции распоряжения Правительства Республики Тыва от 28 января 2016 года N 28-р) утверждена форма обязательства о своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 1); руководителям органов исполнительной власти Республики Тыва предписано обеспечить подписание обязательства и соблюдение его условий государственными гражданскими служащими (пункт 2); органам местного самоуправления Республики Тыва рекомендовано при утверждении формы обязательства о своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги руководствоваться настоящим распоряжением (пункт 3).
Согласно утвержденной данным распоряжением форме обязательства лицо, замещающее государственную должность Республики Тыва, должность государственной гражданской службы Республики Тыва, обязуется не допускать нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги; соблюдать основные обязанности гражданского служащего, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (распространяется в отношении гражданских служащих); согласно статьям 153, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации своевременно (ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем) и полностью вносить оплату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги; не допускать образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающей один месяц; при образовании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги принять все необходимые меры по ее погашению; в случае невозможности произведения оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (нахождение в больнице и прочие уважительные причины) письменно уведомить об этом представителя нанимателя; избегать ситуаций (возникновение задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги), способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа, в котором он проходит государственную гражданскую службу.
В обязательстве также указано: "Мне известно, что в случае нарушения мной норм Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении меня могут быть применены меры юридической ответственности; данное обязательство может быть приобщено к личному делу.
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в Верховный Суд Республики Тыва с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва о признании недействующим распоряжения Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р "О мерах по предотвращению образования задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги" (в редакции от 28 января 2016 года N 28-р), ссылаясь на его противоречие статье 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации.
Заявление мотивировано тем, что возложение оспариваемым распоряжением на лиц, состоящих на государственной гражданской службе, обязанности подписывать письменное обязательство по оплате потребленных коммунальных услуг свидетельствует о дополнительном, не предусмотренном федеральным законодательством обременении их статуса.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 4 февраля 2016 года административное исковое заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворено, оспариваемое им распоряжение Правительства Республики Тыва признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Тыва просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Тыва представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.
Отношения между потребителями коммунальных услуг и организациями, предоставляющими коммунальные услуги, по предоставлению этих услуг регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В частности обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, структура и размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставление субсидий и компенсаций на оплату жилых помещений и коммунальных услуг урегулированы статьями 153 - 160 Жилищного кодекса Российской Федерации.
За невнесение или несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги потребитель несет установленную законодательством Российской Федерации гражданско-правовую ответственность (пункт 158 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354).
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что ни Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ни Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регламентируя правовой статус лиц, состоящих на государственной службе, и в связи с этим определяя их обязанности (статья 15), отнюдь не предполагают в рамках осуществления ими служебных полномочий подтверждения в форме письменного обязательства соблюдения обязанностей об оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренных федеральным законодательством.
Вопреки этому Правительством Республики Тыва разработана форма обязательства о своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, из которой буквально следует, что с лиц, состоящих на государственной службе, должно браться письменное обязательство о недопущении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в части оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.
Очевидно, что при таких данных суд обоснованно расценил такое распоряжение Правительства Республики Тыва от 8 сентября 2015 года N 381-р (в редакции от 28 января 2016 года N 28-р) как не соответствующее федеральному законодательству и, как следствие, справедливо признал его недействующим.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Тыва - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)