Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2017 N 02АП-7135/2017 ПО ДЕЛУ N А28-2012/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2017 г. по делу N А28-2012/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Поляшовой Т.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2017 по делу N А28-2012/2017, принятое судом в составе судьи Шубиной Н.М.,
по иску акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1084345012465, ИНН 4345230098)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (ОГРН 1094345021946, ИНН 4345269930),
о взыскании задолженности,

установил:

акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - истец, Компания) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к обществу с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" (далее - ответчик, Общество, заявитель) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в горячей воде в декабре 2016 года в сумме 141 544 рублей 19 копеек.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, делу присвоен номер А28-2012/2017.
Также Компания обратилась в Арбитражный суд Кировской области с иском к Обществу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в горячей воде в декабре 2016 года в сумме 18 878 143 рубля 43 копейки. Делу присвоен номер А28-2013/2017.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 20.06.2017 дело N А28-2012/2017 объединено с делом N А28-2013/2017, делу присвоен номер А28-2012/2017.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2017 исковые требования Компании удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 19 019 616 рублей 67 копеек, 118 098 рублей расходов по оплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. Заявитель указывает, что фактически выступает третьим лицом при осуществлении своей деятельности в интересах Компании, осуществляя сбор платежей с потребителей для перечисления ресурсоснабжающей организации. В связи с тем, что граждане - потребители коммунальных ресурсов несвоевременно оплачивают коммунальные услуги, ответчик не может в полном объеме перечислить денежные средства Компании за потребленный в спорный период коммунальный ресурс. Заявитель отмечает, что ответчик оплачивает объем коммунального ресурса только из поступивших платежей потребителей, однако истец просит оплатить расходы потребителей коммунальных услуг без учета степени вины ответчика. Также ответчик указывает, что разногласия сторон сводятся к определению тарифа, применяемого для расчета стоимости ОДН на горячую воду (компонент на тепловую энергию для горячей воды) по нежилым помещениям. Компания предъявляет к оплате стоимость данного ресурса по тарифу, установленному решением правления РСТ Кировской области от 30.11.2015 N 46/19-кс-2016 для исполнителей коммунальных услуг и собственников жилых помещений - 1697 рублей 64 копейки с учетом НДС, в то время как ответчик полагает, что стоимость ресурса подлежит оплате исходя из тарифа, установленного для прочих потребителей - 1614 рублей 23 копейки с учетом НДС.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что в соответствии с подпунктом "б(1)" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество и Компания являются контрагентами в рамках фактических отношений по поставке Обществу в адрес находящихся в его управлении многоквартирных жилых домов горячей воды и тепловой энергии в горячей воде.
За поставленную в декабре 2016 года (далее - спорный период) тепловую энергию и горячую воду, объем которой Компания отразила в акте поданной-принятой тепловой энергии от 30.09.2016 N 78857 (т. 1 л.д. 23-42), в который в последующем внесены исправления (т. 2 л.д. 73), истец выставил ответчику к оплате счет-фактуру от 30.09.2016 N 16341 (т. 1 л.д. 22) с последующим исправлением N 1 от 24.12.2016 (т. 2 л.д. 71-72).
Расчет стоимости поставленных ресурсов энергии произведен истцом по тарифам, установленным решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 N 46/5-тэ-2016, от 30.11.2015 N 46/19-кс-2016 (т. 1 л.д. 12-19).
Поскольку оплата поставленного в спорный период коммунального ресурса со стороны Общества не была произведена, истец 26.01.2017 направил ответчику претензию от 19.01.2017 N 503061-07-00197/5 (т. 1 л.д. 20-22) с просьбой в трехдневный срок с момента получения претензии погасить образовавшуюся задолженность.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в Арбитражный суд Кировской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статьям 309 - 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Письменный договор, распространяющий свое действие на спорный период, в деле отсутствует. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 10 пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки в спорный период тепловой энергии и горячей воды, их количество не оспариваются ответчиком; вместе с тем, заявитель полагает, что обжалуемый судебный акт вынесен без учета того, что оплата Обществом поставленного ресурса производится исключительно в пределах платежей, поступивших от граждан - потребителей коммунальных услуг, которые несвоевременно вносят коммунальные платежи.
Пунктом 25 Правил N 124 установлено, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Согласно пункту 1 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 устанавливаются обязательные требования, предъявляемые к исполнителю коммунальных услуг при осуществлении им расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, необходимые для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида. По смыслу и содержанию указанные Требования направлены на немедленное и своевременное перечисление исполнителем коммунальных услуг денежных средств, собираемых им с потребителей соответствующей коммунальной услуги, и не исключают обязанности ответчика исполнить обязательства по договору перед ресурсоснабжающей организацией в полном объеме.
Действующим законодательством оплата управляющей организацией поставленных ресурсоснабжающей организацией коммунальных ресурсов не обусловлена внесением платы конечными потребителями за предоставленные им управляющей организацией коммунальные услуги, в связи с чем вышеуказанный довод Общества подлежит отклонению.
Рассмотрев доводы ответчика относительно определения тарифа, применяемого для расчета стоимости компонента на тепловую энергию для горячей воды на общедомовые нужды по нежилым помещениям, судебная коллегия отклоняет их по следующим основаниям.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определено, что при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей с 30.06.2016 по 01.01.2017) Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения.
Таким образом, действующим в спорный период времени на федеральном уровне законодательством была прямо установлена необходимость расчета платы за коммунальную услугу на общедомовые нужды собственникам нежилых помещений с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 22 Правил N 124 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений (включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды), рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению.
В рассматриваемом случае имела место конкуренция двух правовых норм, закрепленных в нормативных правовых актах, имеющих одинаковую юридическую силу, - постановлениях Правительства Российской Федерации.
При этом приведенный выше абзац 3 пункта 44 Правил N 354 об использовании при расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, цен (тарифов), установленных для населения, был включен в пункт 44 Правил N 354 постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", которым вносились изменения как в Правила N 354, так и в Правила N 124.
В то же время норма подпункта "б" пункта 22 Правил N 124 указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 не была изменена и продолжала действовать в прежней редакции.
Таким образом, пункт 44 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) является по отношению к подпункту "б" пункта 22 Правил N 124 более поздней по времени принятия нормой, регулирующей одни и те же правоотношения по определению размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении.
В силу одного из основных правил толкования в случае коллизии между несколькими нормативными правовыми актами равной юридической силы, регулирующими один и тот же вопрос, применению подлежит акт более поздний по времени принятия.
Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям в спорный период (декабрь 2016 года) подлежит применению именно пункт 44 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603).
Вышеизложенное подтверждается изменениями, внесенными позднее в соответствующей части и в Правила N 124.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" подпункт "б" пункта 22 Правил N 124 был изложен в следующей редакции: "стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальной услуги пользователям нежилых помещений, рассчитывается исходя из тарифов для населения только в случае, если собственники нежилых помещений относятся к категории потребителей, приравненных к населению", то есть из указанного подпункта была исключена фраза "(включая подлежащий оплате этими лицами объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды)".
Одновременно пункт 22 Правил N 124 был дополнен подпунктом "б(1)" следующего содержания: "стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения".
Таким образом, после внесения данных изменений в Правила N 124 положения названного нормативного правового акта были приведены в рассматриваемой части в соответствие с положениями пункта 44 Правил N 354, которым ранее противоречили.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 30.11.2015 N 46/19-кс-2016 на 2016-2018 годы утверждены двухкомпонентные тарифы на горячую воду для Компании. Тариф на компонент на тепловую энергию для собственников жилых помещений и исполнителей коммунальных услуг (с учетом НДС) за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 составлял 1697 рублей 64 копейки.
С учетом вышеизложенного при определении стоимости тепловой энергии, поставленной на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, суд первой инстанции обоснованно применил тариф 1697 рублей 64 копейки (с учетом НДС).
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Поскольку определением о принятии апелляционной жалобы к производству заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, государственная пошлина в сумме 3 000 рублей подлежит взысканию с последнего в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2017 по делу N А28-2012/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий
И.Ю.БАРЬЯХТАР

Судьи
Д.Ю.БАРМИН
Т.М.ПОЛЯШОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)