Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ОТ 28.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-5613/2016

Требование: Об обязании произвести перерасчет за общедомовые нужды по нормативам.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Общедомовой прибор учета в доме истца установлен с нарушением норм действующего законодательства, его установка незаконна, в связи с чем начисленная ответчиком плата необоснованна.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2016 г. по делу N 33-5613


судья Баторова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Раднаевой Т.Н., Гимадеевой О.Л. при секретаре Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Л. к ОАО "Читаэнергосбыт" о понуждении произвести перерасчет на общедомовые нужды по нормативам, по апелляционной жалобе представителя ПАО "МРСК Сибири" С.М. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 06 июля 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования К.Л. к ОАО "Читаэнергосбыт" о понуждении произвести перерасчет на общедомовые нужды по нормативам удовлетворить.
Обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести К.Л. перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителей ПАО "МРСК Сибири С.М. и ОАО "Читаэнергосбыт" С.О., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Обращаясь в суд, К.Т. просила обязать ОАО "Читаэнергосбыт" произвести перерасчет за общедомовые нужды по нормативам, поскольку общедомовой прибор учета в ее доме установлен с нарушением норм действующего законодательства, его установка незаконна, в связи с чем начисленная ей плата за ОДН в размере.... необоснованна.
В судебное заседание истец К.Л. не явилась, извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика П. с иском не согласилась, указав, что установкой, допуском в эксплуатацию и снятием показаний с общедомового прибора учета занималась сетевая организация ПАО "МРСК Сибири", на основании предоставленных данных ими произведен перерасчет задолженности. Ввиду наличия установленного в доме общедомового прибора учета ими производится расчет по формуле N 12 Правил.
Представитель третьего лица ПАО "МРСК Сибири" в судебное заседание не явился, извещены надлежаще.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ПАО "МРСК Сибири" С.М. просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального права, применение закона, не подлежащего применению. Общедомовой прибор учета электрической энергии был установлен.... На тот момент отсутствовал установленный Законом порядок введения в эксплуатацию прибора учета, который установлен лишь 19.09.2013 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 824, путем внесения изменений в Постановление Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. Все необходимые параметры были соблюдены при установке данного прибора учета, что подтверждается актом допуска от.... В процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель Администрации МО СП "<...>" с двумя незаинтересованными лицами, которые привлекались к участию в установке прибора учета не в качестве уполномоченных от имени собственников, а в качестве лиц, засвидетельствовавших факт ввода в эксплуатацию исправного общедомового прибора учета. Установка прибора учета произведена ПАО "МРСК Сибири" за счет собственных средств без отнесения расходов на потребителей. Полагает, что несоблюдение предусмотренного порядка установки приборов учета за счет потребителей влечет лишь невозможность возложения на потребителей соответствующих расходов, но не влечет незаконности установки этих приборов учета в принципе. Судом не исследован вопрос о способе управления многоквартирным домом, хотя порядок оплаты коммунальных услуг зависит от способа управления, поскольку бремя расходов с.... по оплате ОДН, начисленных сверх норматива, ложится на управляющие компании, а в случае самостоятельного управления домом - на ТСЖ. Установка ОДПУ не нарушает прав собственников квартир. Вывод в решении суда об установке ОДПУ в нарушение Приказа Минрегионразвития РФ от 29.12.2011 г. N 627 неправомерен, поскольку в указанном документе речь о запрете установки ОДПУ не идет. Требование об обязании сделать перерасчет за ОДН по нормативам является ненадлежащим способом защиты права. В материалах дела отсутствуют доказательства, что на момент установки ОДПУ.... дом истца являлся ветхим, аварийным или подлежащим сносу или капитальному ремонту. Действующим законодательством не закреплен запрет на оборудование ветхого дома коллективным прибором учета. Доводы ПАО "МРСК Сибири", изложенные в отзыве на исковое заявление, не получили оценки суда. Суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица ООО "<...>", являющееся с.... сетевой организацией.
В суде апелляционной инстанции представитель ПАО "МРСК Сибири" С.М. на удовлетворении жалобы настаивала, поддержав ее доводы.
Представитель ОАО "Читаэнергосбыт" С.О. полагала, что решение суда является законным и обоснованным.
Истец К.Л. в суд апелляционной не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности до 1 июля 2012 года, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Необходимость такого обследования установлена в том числе п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - правила предоставления коммунальных услуг собственникам). Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Из материалов дела следует, что К.Л. является потребителем электроэнергии в жилом помещении по адресу <...>.
В данном многоквартирном доме ПАО "МРСК Сибири" установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии, что подтверждается имеющимся в деле актом допуска прибора учета в эксплуатацию... от...
Из финансово-лицевого счета истца видно, что по состоянию на... истцу был произведен перерасчет оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в соответствии с показаниями общедомового прибора учета в размере... руб.
Удовлетворяя исковые требования К.Л., суд первой инстанции на основании оценки имеющихся в деле доказательств, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу, что общедомовой прибор учета был установлен с нарушением процедуры его установки, потому его показания не могут использоваться для расчета платы за потребленную электроэнергию на ОДН.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда верными.
Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. N 627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.
Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.
В рассматриваемом случае сведения о том, что до установки общедомового прибора учета жилой дом был обследован в порядке, установленном Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 627, на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в целях определения возможности использования прибора учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, суду представлено не было, сведения о составлении акта в соответствии с приложением 2 к указанному приказу не представлены.
Кроме того, имеющийся в деле акт... от... не соответствует требованиям, изложенным в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442 (далее - Основные положения), а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам, о чем также обоснованно указал в своем решении суд первой инстанции.
Согласно п. п. 137, 152 Основных положений прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Согласно п. 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Аналогичные требования установлены п. 81(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность прибора учета.
Как правильно указал в решении суд, доказательств извещения собственников дома о дате и времени допуска прибора учета в материалы дела не представлено, при вводе прибора в эксплуатацию уполномоченные собственниками квартир лица не присутствовали, доказательств наличия полномочий от собственников у указанных в акте А. и С. не представлено, доказательства проверки места установки и схемы подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствия вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик, также не представлены.
В силу изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что техническая возможность установки коллективного прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627, в данном случае не подтверждена, ввод прибора в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не осуществлен, в связи с чем данный прибор учета нельзя признать законно установленным, его показания не могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
С учетом изложенного следует признать, что выводы суда первой инстанции о незаконности использования показаний данного прибора учета для расчетов за потребленную электрическую энергию являются верными.
Довод о том, что ООО "<...>" не привлечено к участию в деле, основанием для отмены решения не является, поскольку оспариваемое решение права или обязанности указанного лица не затрагивает.
Доводы о том, что истицей избран ненадлежащий способ защиты права подлежит отклонению, поскольку требования истца направлены на пресечение действий, нарушающих ее права. Избранный способ защиты предусмотрен ст. 12 ГК РФ, поскольку влечет восстановление нарушенного права потребителя услуги, расчет платы за которую должен производиться на основании законно установленных и введенных в эксплуатацию приборах учета, обеспечивающих правильность и достоверность сведений об объемах фактически потребленной энергии.
Установив безусловное нарушение прав обратившегося за судебной защитой лица необоснованным начислением оплаты за электроэнергию, предъявленную на общедомовые нужды, суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные им требования по существу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вопрос о способе управления многоквартирным домом судом был исследован.
Иных доводов, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований к отмене постановленного по делу решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

определила:

Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 06 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)