Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2016 N 15АП-3043/2016 ПО ДЕЛУ N А32-43621/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. N 15АП-3043/2016

Дело N А32-43621/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2016 по делу N А32-43621/2015, принятое в составе судьи Маркиной Т.Г.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания"
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,

установил:

открытое акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - ОАО "АТЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 20.10.2015 N 001280 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "АТЭК" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении", пунктами 2.4, 9.2 договора от 19.08.2013 N 535 на поставку коммунального ресурса, заключенного между ОАО "АТЭК" и управляющей компанией - обществом с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар", границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница стены объекта потребления (многоквартирного дома). Поскольку на вводе в дом установлен общедомовой прибор учета, то границей эксплуатационной ответственности является место установки данного прибора учета. Соответственно, точки водоразбора не входят в границу ответственности ОАО "АТЭК", ответственность за нарушение качестве коммунальной услуги по горячему водоснабжению во внутридомовых сетях и точках водоразбора несет управляющая компания. Поскольку на вводе в дом температура горячей воды составляла +61,82 - +62,15 °C, что соответствует пункту 5 Правил предоставления коммунальных услуг, нарушение со стороны ОАО "АТЭК" не допущено.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 20.07.2015 N 3022 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - управляющая компания), по результатам которой составлен акт проверки от 18.08.2015 N 2529.
В результате проверки 18.08.2015 в 17 часов 00 минут в многоквартирном жилом доме N 4 по ул. Игнатова в г. Краснодаре выявлены нарушения нормативов обеспечения населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению, а именно: административным органом установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора многоквартирного дома в квартирах N N 151, 153, 154 составила от 30 до 51 °C, температура горячей воды в подающем трубопроводе на вводе централизованных инженерных сетей горячего водоснабжения в указанный многоквартирный дом составила 61,82-62,15 °C.
По факту выявленного правонарушения в отношении ОАО "АТЭК" составлен протокол от 24.08.2015 N 2823 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением от 20.10.2015 N 001280 ОАО "АТЭК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
На основании пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В силу подпункта "е" пункта 19 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать требования к качеству предоставляемой коммунальной услуги (коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (абзац 2 пункта 13 Правил N 354).
В свою очередь, согласно подпункту "д" пункта 3 Правил N 354 одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Перед определением температуры горячей воды в точке водоразбора производится слив воды в течение не более 3 минут.
Вместе с тем согласно подпункту "д" пункта 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) при определении в договоре ресурсоснабжения в соответствии с пунктом 20 Правил условия о показателях качества поставляемого коммунального ресурса следует исходить из того, что его объем и качество должны позволять исполнителю коммунальных услуг обеспечить предоставление коммунальной услуги в объеме и качестве, показатели которых установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
В силу пункта 24 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Как следует из материалов дела, между ОАО "АТЭК" (ресурсоснабжающей организацией) и ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" (исполнителем) заключен договор от 19.08.2013 N 535 снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
На основании пункта 1.2 договора точкой поставки определена граница раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовых инженерным сетям.
Границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница стены объекта потребления (многоквартирного дома) (пункт 2.4 договора).
Согласно пункту 3.1 договора качество коммунального ресурса, поставляемого ресурсоснабжающей организацией, должно позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителю в соответствии с требованиями Правил N 354.
Для обеспечения температуры воды в точке водоразбора, равной 60 °C, ресурсоснабжающая организация обеспечивает температуру горячей воды на границе эксплуатационной ответственности при централизованном горячем водоснабжении - не менее 63 °C.
Данное условие согласуется с пунктом 5 Приложения N 1 к Правилам N 354, в силу которого допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, составляет: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
Ресурсоснабжающая организация согласно пункту 3.2 договора несет ответственность за качество поставляемого ресурса до границы эксплуатационной ответственности.
Пунктами 4.1.1, 4.1.2 договора предусмотрены обязанности ресурсоснабжающей организации, в том числе обязанность осуществлять поставку коммунального ресурса, отвечающего параметрам качества, установленным настоящим договором и нормативными актами РФ, в количестве (объеме), позволяющем исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги в том объеме и качества, показатели которых установлены законодательством РФ.
Ресурсоснабжающая организация обязана обеспечить поставку коммунального ресурса до точки поставки, которой является граница эксплуатационной ответственности.
Как следует из материалов дела, подтверждается актом проверки от 18.08.2015 N 2529, протоколом от 24.08.2015 N 2823 об административном правонарушении, температура горячей воды в подающем трубопроводе на вводе централизованных инженерных сетей горячего водоснабжения в указанный многоквартирный дом (то есть на границе эксплуатационной ответственности) составила 61,82-62,15 °C, то есть качество поставляемого коммунального ресурса не соответствует пункту 3.1 договора, согласно которому для обеспечения температуры воды в точке водоразбора, равной 60 °C, ресурсоснабжающая организация обеспечивает температуру горячей воды на границе эксплуатационной ответственности при централизованном горячем водоснабжении - не менее 63 °C.
Согласно акту проверки температура горячей воды в точке водоразбора многоквартирного дома в квартирах N N 151, 153, 154 составила от 30 до 51 °C. При этом согласно приложению к акту проверки несоответствие температуры горячей воды на вводе в дом централизованных сетей в подающем трубопроводе установленным параметрам не позволяет исполнителю коммунальной услуги обеспечить надлежащую температуру горячей воды в точках водоразбора в соответствие с вышеуказанными требованиями, установленными в пункте 5 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы апелляционной жалобы и пришел к выводу о доказанности факта наличия в действиях ОАО "АТЭК" состава вмененного ему правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Уведомление о вызове законного представителя общества на составление протокола получено заявителем 21.08.2015, входящий N 5503 (том 1, л.д. 37). Извещение о времени и месте рассмотрения дела вручено представителю общества Костиной Л.Л. (том 1, л.д. 30).
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2016 по делу N А32-43621/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья
О.Ю.ЕФИМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)