Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Киселева В.С. по доверенности от 12.01.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13286/2016) ГЖИ Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2016 по делу N А42-256/2016 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ТСЖ "Парус"
к ГЖИ Мурманской области
о признании незаконным предписания
товарищество собственников жилья "Парус" (место нахождения: 183050, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 156; ИНН 5190134009, ОГРН 1055100168970; далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26; ИНН 5190109281, ОГРН 1025100849850; далее - Инспекция, ГЖИ, ответчик) о признании незаконным и отмене предписания от 02.12.2015 N 1195/35, которым Товарищество обязано прекратить начисление и взимание взносов на капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирного дома N 156 по проспекту Кольский города Мурманска и принять меры к закрытию специального счета и возврату названных взносов собственникам помещений указанного дома.
Решением от 30.03.2016 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь не нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что собственники спорного МКД приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта в установленные сроки, поскольку решение общего собрания собственников, оформленное протоколом N 01 от 20.09.2014 признано недействительным, а других решение в установленный период (до 12.10.2014) не принималось. Инспекция также не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что протоколом от 18.10.2015 собственники лишь подтвердили ранее установленный протоколом от 20.09.2014 N 1 способ формирования фонда капитального ремонта. Поскольку на момент проведения проверки у ТСЖ отсутствовали принятые и реализованные в установленном порядке решения собрания собственников МКД о формировании способа капитального ремонта на специальном счете, Инспекция правомерно выдала оспариваемое предписание N 1195/35 от 02.12.2015.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной Инспекцией в период с 26.11.2015 по 02.12.2015 на основании распоряжения от 24.11.2015 N 2260 внеплановой документарной проверки по обращению пользователя помещений - государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на предмет правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома N 156 по проспекту Кольский города Мурманска решения по вопросам формирования фонда капитального ремонта общего имущества названного дома, установлено, что Товарищество с 01.12.2014 начисляет и взимает взносы на капитальный ремонт в размере 6 руб. с квадратного метра общей площади в отсутствие решения общего собрания собственников помещений о способе формирования фонда капитального ремонта, об установлении размера такого взноса и о выборе кредитной организации, чем нарушены статьи 44, 46, 170, 172, 173, 175, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
К такому выводу Инспекция пришла, исходя из того, что решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколом от 20.09.2014 N 01, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Товарищества и об установлении этих взносов в размере 6 руб. за квадратный метр, признано Арбитражным судом Мурманской области недействительным, а последующее решение (протокол) от 18.10.2015 собственников помещений, утвердившее эти же вопросы, не может распространять свое действия с 01.12.2014. Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 02.12.2015 N 2123.
Установив данные обстоятельства, Инспекция посчитала, что собственники помещений вышеназванного дома не реализовали в установленный законодателем срок способ формирования фонда капитального ремонта, следовательно, соответствующие взносы должны были уплачиваться собственниками на счет регионального оператора, а потому в отношении Товарищества вынесено предписание от 02.12.2015 N 1195/35, пунктом 1 которого заявитель обязан в срок до 15.12.2015 прекратить начисление и взимание спорных взносов, а в соответствии с пунктами 2 и 3 этого же предписания Товариществу в срок до 31.01.2016 следует принять меры к закрытию специального счета и возврату денежных средств собственникам помещений, начиная с 01.12.2014, и об исполнении предписанных мер сообщить в Инспекцию (л.д. 54).
Не согласившись с данным предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием признать его незаконным.
Удовлетворяя заявленные Товариществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1629-01-ЗМО) определен иной срок наступления рассматриваемой обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, который составляет семь календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как следует из содержания части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4.2 статьи 170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и особенностями, установленными ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 ЖК РФ.
Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ (пункт 1 части 2 статьи 175 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорный многоквартирный дом N 156 по проспекту Кольский города Мурманска включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП, опубликованным 12.04.2014 в электронном бюллетене "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" по адресу http://www.gov-murman.ru.
Тем самым, собственники помещений данного дома обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт по истечении семимесячного периода с мая по ноябрь 2014 года, то есть с 01.12.2014.
Вместе с тем, частью 5 статьи 170 ЖК РФ закреплено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, то есть применительно к настоящему делу, в срок до 12.10.2014.
Этой же нормой предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ Кодекса.
В свою очередь, частью 1 статьи 172 ЖК РФ определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 указанного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 20.09.2014 N 01, то есть в установленный законодателем срок, избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, определен его размер и срок наступления обязанности по уплате - 6 руб. с 1 кв. м с 01.12.2014, определен владелец специального счета - Товарищества и кредитная организация - Сбербанк России (л.д. 53). Данное решение с уведомлением об открытии специального счета на имя Товарищества поступило в Инспекцию 12.12.2014.
Суд первой инстанции правомерно указал, что то обстоятельство, что протокол от 20.09.2014 N 01 признан решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2015 по делу N А42-9894/2014, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2015, недействительным в связи с отсутствием кворума, не меняет обстоятельств настоящего дела, поскольку в период указанных судебных разбирательств собственниками помещений спорного дома вновь проведено собрание, на котором 18.10.2015 решено признать способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете реализованным с 01.12.2014 с теми же размером, специальным счетом, его владельцем и кредитной организацией (л.д. 48-52).
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что поскольку какого-либо нового решения, отличного от 20.09.2014, собственники не принимали, а лишь подтвердили ранее разрешенные 20.09.2014 вопросы надлежащим кворумом, собственниками МКД в установленном порядке и в установленные сроки было реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта.
Кроме того, судом правомерно принято во внимание, что на формирование спорным домом фонда капитального ремонта на специальном счете указывают также и иные положения жилищного законодательства и фактические обстоятельства.
Так, часть 6 статьи 170 ЖК РФ предусматривает, что не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 данной статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В силу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 этой же статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 рассматриваемой статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт определены в статье 171 ЖК РФ, где в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 ЖК РФ, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Наконец, в силу части 2 статьи 172 ЖК РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Однако в Инспекции отсутствуют сведения о том, что в отношении спорного дома органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда этого дома на счете регионального оператора, а самим региональным оператором в отношении спорного дома подаются соответствующие сведения, а равно то, что собственникам помещений этого дома региональным оператором выставляются платежные документы, напротив, такие платежные документы выставляет именно Товарищество и соответствующие денежные средства аккумулируются на его специальном счете, начиная с 01.12.2014 по настоящее время.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что собственниками помещений спорного дома реализовано право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, принято соответствующее решении, в котором определены все условия в соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ, в установленный срок решение доведено до сведения уполномоченного лица, открыт специальный счет, а потому у Инспекции отсутствовали правовые и фактические основания для принятия оспариваемого предписания.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание Инспекции не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя, а также собственников помещений в спорном МКД, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае имеется установленная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ совокупность условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2016 по делу N А42-256/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2016 N 13АП-13286/2016 ПО ДЕЛУ N А42-256/2016
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2016 г. N 13АП-13286/2016
Дело N А42-256/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от истца (заявителя): Киселева В.С. по доверенности от 12.01.2016
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13286/2016) ГЖИ Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2016 по делу N А42-256/2016 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ТСЖ "Парус"
к ГЖИ Мурманской области
о признании незаконным предписания
установил:
товарищество собственников жилья "Парус" (место нахождения: 183050, г. Мурманск, пр. Кольский, д. 156; ИНН 5190134009, ОГРН 1055100168970; далее - Товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (место нахождения: 183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26; ИНН 5190109281, ОГРН 1025100849850; далее - Инспекция, ГЖИ, ответчик) о признании незаконным и отмене предписания от 02.12.2015 N 1195/35, которым Товарищество обязано прекратить начисление и взимание взносов на капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирного дома N 156 по проспекту Кольский города Мурманска и принять меры к закрытию специального счета и возврату названных взносов собственникам помещений указанного дома.
Решением от 30.03.2016 арбитражный суд первой инстанции заявление удовлетворил.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Инспекция обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь не нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что собственники спорного МКД приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта в установленные сроки, поскольку решение общего собрания собственников, оформленное протоколом N 01 от 20.09.2014 признано недействительным, а других решение в установленный период (до 12.10.2014) не принималось. Инспекция также не согласна с выводом суда первой инстанции о том, что протоколом от 18.10.2015 собственники лишь подтвердили ранее установленный протоколом от 20.09.2014 N 1 способ формирования фонда капитального ремонта. Поскольку на момент проведения проверки у ТСЖ отсутствовали принятые и реализованные в установленном порядке решения собрания собственников МКД о формировании способа капитального ремонта на специальном счете, Инспекция правомерно выдала оспариваемое предписание N 1195/35 от 02.12.2015.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проведенной Инспекцией в период с 26.11.2015 по 02.12.2015 на основании распоряжения от 24.11.2015 N 2260 внеплановой документарной проверки по обращению пользователя помещений - государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на предмет правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома N 156 по проспекту Кольский города Мурманска решения по вопросам формирования фонда капитального ремонта общего имущества названного дома, установлено, что Товарищество с 01.12.2014 начисляет и взимает взносы на капитальный ремонт в размере 6 руб. с квадратного метра общей площади в отсутствие решения общего собрания собственников помещений о способе формирования фонда капитального ремонта, об установлении размера такого взноса и о выборе кредитной организации, чем нарушены статьи 44, 46, 170, 172, 173, 175, 189 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
К такому выводу Инспекция пришла, исходя из того, что решение общего собрания собственников помещений, оформленное протоколом от 20.09.2014 N 01, о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете Товарищества и об установлении этих взносов в размере 6 руб. за квадратный метр, признано Арбитражным судом Мурманской области недействительным, а последующее решение (протокол) от 18.10.2015 собственников помещений, утвердившее эти же вопросы, не может распространять свое действия с 01.12.2014. Данные обстоятельства зафиксированы актом проверки от 02.12.2015 N 2123.
Установив данные обстоятельства, Инспекция посчитала, что собственники помещений вышеназванного дома не реализовали в установленный законодателем срок способ формирования фонда капитального ремонта, следовательно, соответствующие взносы должны были уплачиваться собственниками на счет регионального оператора, а потому в отношении Товарищества вынесено предписание от 02.12.2015 N 1195/35, пунктом 1 которого заявитель обязан в срок до 15.12.2015 прекратить начисление и взимание спорных взносов, а в соответствии с пунктами 2 и 3 этого же предписания Товариществу в срок до 31.01.2016 следует принять меры к закрытию специального счета и возврату денежных средств собственникам помещений, начиная с 01.12.2014, и об исполнении предписанных мер сообщить в Инспекцию (л.д. 54).
Не согласившись с данным предписанием, Товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием признать его незаконным.
Удовлетворяя заявленные Товариществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что собственники помещений спорного дома реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1629-01-ЗМО) определен иной срок наступления рассматриваемой обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, который составляет семь календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ за счет указанных взносов формируется фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как следует из содержания части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 4.2 статьи 170 ЖК РФ решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и особенностями, установленными ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 ЖК РФ.
Владельцем специального счета может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ (пункт 1 части 2 статьи 175 ЖК РФ).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорный многоквартирный дом N 156 по проспекту Кольский города Мурманска включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на 2014 - 2043 годы, Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 168-ПП, опубликованным 12.04.2014 в электронном бюллетене "Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области" по адресу http://www.gov-murman.ru.
Тем самым, собственники помещений данного дома обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт по истечении семимесячного периода с мая по ноябрь 2014 года, то есть с 01.12.2014.
Вместе с тем, частью 5 статьи 170 ЖК РФ закреплено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта, то есть применительно к настоящему делу, в срок до 12.10.2014.
Этой же нормой предусмотрено, что решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ Кодекса.
В свою очередь, частью 1 статьи 172 ЖК РФ определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 указанного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 20.09.2014 N 01, то есть в установленный законодателем срок, избран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, определен его размер и срок наступления обязанности по уплате - 6 руб. с 1 кв. м с 01.12.2014, определен владелец специального счета - Товарищества и кредитная организация - Сбербанк России (л.д. 53). Данное решение с уведомлением об открытии специального счета на имя Товарищества поступило в Инспекцию 12.12.2014.
Суд первой инстанции правомерно указал, что то обстоятельство, что протокол от 20.09.2014 N 01 признан решением Арбитражного суда Мурманской области от 24.04.2015 по делу N А42-9894/2014, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2015 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2015, недействительным в связи с отсутствием кворума, не меняет обстоятельств настоящего дела, поскольку в период указанных судебных разбирательств собственниками помещений спорного дома вновь проведено собрание, на котором 18.10.2015 решено признать способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете реализованным с 01.12.2014 с теми же размером, специальным счетом, его владельцем и кредитной организацией (л.д. 48-52).
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд пришел к правильному выводу, что поскольку какого-либо нового решения, отличного от 20.09.2014, собственники не принимали, а лишь подтвердили ранее разрешенные 20.09.2014 вопросы надлежащим кворумом, собственниками МКД в установленном порядке и в установленные сроки было реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта.
Кроме того, судом правомерно принято во внимание, что на формирование спорным домом фонда капитального ремонта на специальном счете указывают также и иные положения жилищного законодательства и фактические обстоятельства.
Так, часть 6 статьи 170 ЖК РФ предусматривает, что не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5.1 данной статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В силу части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 этой же статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 рассматриваемой статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 ЖК РФ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт определены в статье 171 ЖК РФ, где в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 ЖК РФ, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Наконец, в силу части 2 статьи 172 ЖК РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Однако в Инспекции отсутствуют сведения о том, что в отношении спорного дома органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда этого дома на счете регионального оператора, а самим региональным оператором в отношении спорного дома подаются соответствующие сведения, а равно то, что собственникам помещений этого дома региональным оператором выставляются платежные документы, напротив, такие платежные документы выставляет именно Товарищество и соответствующие денежные средства аккумулируются на его специальном счете, начиная с 01.12.2014 по настоящее время.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что собственниками помещений спорного дома реализовано право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, принято соответствующее решении, в котором определены все условия в соответствии с частью 4 статьи 170 ЖК РФ, в установленный срок решение доведено до сведения уполномоченного лица, открыт специальный счет, а потому у Инспекции отсутствовали правовые и фактические основания для принятия оспариваемого предписания.
С учетом установленных обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание Инспекции не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя, а также собственников помещений в спорном МКД, и удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае имеется установленная частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ совокупность условий для признания оспариваемого предписания недействительным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.03.2016 по делу N А42-256/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Е.А.СОМОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.В.ЗОТЕЕВА
А.Б.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)