Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2016 N 08АП-5520/2016 ПО ДЕЛУ N А75-15631/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2016 г. N 08АП-5520/2016

Дело N А75-15631/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5520/2016) департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2016 по делу N А75-15631/2015 (судья Инкина Е.В.), принятое по исковому заявлению открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационное управление-2" (ОГРН 1088604000100, ИНН 8604042417) к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (ОГРН 1098604000692, ИНН 8604045440) о взыскании 1 874 849 руб. 63 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска - представитель не явился, извещено;
- от открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационное управление-2" - Мухоморова А.С. (паспорт, доверенность б/н от 21.06.2016 сроком действия один год);

- установил:

открытое акционерное общество "Жилищно-эксплуатационное управление-2" (далее по тексту - ОАО "ЖЭУ-2", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее по тексту - Департамент, ответчик) о взыскании 1 874 849 руб. 63 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2016 по делу N А75-15631/2015 исковые требования ОАО "ЖЭУ-2" удовлетворены. С Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в пользу ОАО "ЖЭУ-2" взыскано 1 874 849 руб. 63 коп. - задолженности, а также 31 748 руб. - судебных расходов по уплате государственной пошлины. ОАО "ЖЭУ-2" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 01 руб.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 29.03.2016, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на то, что протоколы общих собраний собственников датированы 13.03.2013, а документы, представленные в подтверждение понесенных затрат (договоры, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера) датированы 2011, 2012 годами, то есть в отсутствие согласия собственников. Податель жалобы также указывает на то, что к исковому заявлению не приложен расчет суммы иска, а именно сумма всех произведенных затрат на установку приборов учета в разрезе по каждому многоквартирному дому, а также расчет доли муниципального образования как собственника муниципальных жилых помещений. Кроме того, ответчик считает, что представленные договоры, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера не могут служить надлежащим доказательством в связи с тем, что в них не указаны адреса домов на которые понесены затраты, отсутствуют проекты узлов учета, позволяющие определить потребность в материалах.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ЖЭУ-2" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ответчик, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил, представил суду ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколам общих собраний собственников помещений многоквартирных домов управляющей организацией по управлению многоквартирными домами по адресам: 5 микрорайон дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 65, 9 микрорайон дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 9а микрорайон дом N 33, 10 микрорайон дома N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 10а микрорайон дом N 1 г. Нефтеюганска является ОАО "ЖЭУ-2" (далее - истец, управляющая организация).
Как указал истец, управляющая организация понесла расходы на приобретение и монтаж общедомовых узлов учета в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам, в подтверждение истцом представлены договоры поставки, договоры подряда, товарные накладные, счета-фактуры и платежные поручения.
Согласно имеющихся в материалах дела выписок из реестра муниципальной собственности города Нефтеюганска часть квартир в вышеуказанных многоквартирных домах является муниципальной собственностью (л.д. 68-104 т. 1).
Ссылаясь на то, что ответчик, как собственник помещений, расположенных в спорных многоквартирных жилых домах, обязан нести расходы на оборудование дома общедомовыми приборами учета соразмерно своей доле, управляющая организация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в решении выводами, считает, что иск подлежит удовлетворению.
В силу статей 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, включая издержки по его содержанию и сохранению.
Собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование; в издержках по содержанию этого имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники нежилых помещений (статьи 249 и 290 ГК РФ).
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По правилу, установленному частью 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме определяется по правилам, установленным в части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть пропорционально размеру общей площади помещения.
Процедура установки коллективных приборов для обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения их показаний при осуществлении расчетов за потребленные энергетические ресурсы регламентирована положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергоснабжении).
Частью 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Закона, обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
В силу части 9 названной статьи с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета является прямой обязанностью исполнителя коммунальных услуг.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, коллективные (общедомовые) приборы учета являются общим имуществом многоквартирного дома, входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем, в том числе отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом относится к числу обязанностей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Исходя из системного анализа указанных положений, организация, осуществляющая управление многоквартирным жилым домом, является лицом, ответственным за выполнение требований Закона "Об энергосбережении" в части оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета.
Из протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах от 13.03.2013 следует, что управляющей организации делегированы полномочия в интересах собственников на заключение договоров по установке и обслуживанию общедомовых узлов учета, а также выборе исполнителя работ. Кроме того, протоколами зафиксировано решение собственников о возложении на собственников обязанности по внесению платы за установку общедомовых узлов учета в течение шести месяцев (л.д. 1-115 т. 2).
Как верно установлено судом первой инстанции, факт поставки приборов учета и их установка в перечисленных в исковом заявлении многоквартирных жилых домах подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Осуществив установку общедомовых приборов учета в спорных многоквартирных жилых домах, истец понес расходы на приобретение и монтаж узлов учета, и получил право требовать от собственников помещений многоквартирных домов возмещения этих расходов.
Довод подателя жалобы о том, что протоколы общих собраний собственников датированы 13.03.2013, а документы, представленные в подтверждение понесенных затрат (договоры, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера) датированы 2011, 2012 годами, то есть в отсутствие согласия собственников, не принимается судом апелляционной инстанции.
То обстоятельство, что приборы учета были приобретены управляющей организацией до даты проведения общих собраний собственников помещений, не свидетельствует об отсутствии согласия собственников на их установку.
При этом, фактически общедомовые приборы учета были допущены в эксплуатацию после принятия решений собственниками помещений об установке общедомовых узлов учета, выраженных в соответствующих протоколах общих собраний собственников.
Ссылка ответчика на то, что к исковому заявлению не приложен расчет суммы иска противоречит материалам дела, поскольку расчет затрат по установке общедомовых узлов учета тепла и водоснабжения в части муниципальной собственности представлен в материалы дела (т. 5 л.д. 93-95).
Сумма понесенных затрат на установку приборов учета определена истцом исходя из площади помещений, принадлежащих ответчику, пропорционально к общей площади помещений дома, что составило 1 874 849 руб. 63 коп.
Доводы подателя жалобы о том, что представленные договоры, платежные поручения, счета-фактуры, приходные ордера не могут служить надлежащим доказательством в связи с тем, что в них не указаны адреса домов на которые понесены затраты, отсутствуют проекты узлов учета, позволяющие определить потребность в материалах, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела представлены перечни материалов использованных для установки внутридомового узла учета, которые являются достаточными доказательствами. (т. 5 л.д. 97-150).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб. по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.03.2016 по делу N А75-15631/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
А.С.ГРЯЗНИКОВА

Судьи
Е.Н.КУДРИНА
Д.Г.РОЖКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)