Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Проценко А.И., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А40-205048/16
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Владимирские коммунальные системы" (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208)
и Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств
третье лицо - ООО "АВТБС "Владимирский"
при участии в судебном заседании:
от истца Солин С.Ю. по дов. 19.07.2017 N 621-п
от ответчиков:
ФГКУ Горохова Е.В. по дов. от 09.01.2017
Министерства обороны Кривошеина М.А. по дов. от 23.03.2017 N 212/2/488
от третьего лица представитель не явился. извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Владимирские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в период с 01.02.2016 по 31.05.2016 в размере 62 492,06 руб., неустойки в размере 3203 руб. за период с 20.04.2016 по 07.09.2016.
Решением суда от 19.09.2017 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по основаниям, установленным ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, - поскольку решение суда первой инстанции принято о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "АВТБС "Владимирский".
После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в судебном заседании Истец поддержал требования и доводы искового заявления, Ответчики заявил о несогласии с требованиями и доводами иска; третье лицо не явилось, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по оплате тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления и горячей воды в период с 01.02.2016 по 31.05.2016 незаселенных квартир 25, 28, 33, 57, 75, 77, 89, 113 в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, д. 4, квартир 24, 27, 44, 59, 116 в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, д. 6, квартир 26, 151 в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Нижняя Дуброва, д. 7, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления.
Ответчик указывает, что тепловая энергия поставлена Истцом в многоквартирные дома, собственниками которых реализовано право выбора способа управления и принято решение о заключении договоров управления с управляющей организацией.
В соответствии со статьями 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг и обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, и, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения доставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Таким образом, если в качестве способа управления выбрано управление управляющей компанией, управляющая компания по договору управления многоквартирным домом обязана предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся в этом доме помещениями лицам, и как следствие, именно управляющая компания должна выступать ответчиком по иску энергоснабжающей организации об истребовании долга за потребленный коммунальный ресурс.
Объем и перечень информации, подлежащей раскрытию для собственников помещений в многоквартирных домах, регламентируются Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Управляющие организации во исполнение указанного Стандарта раскрывают информацию на Портале управления многоквартирными домами "Дома Москвы" (www.dom.mos.ru), на официальном сайте "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru), а также на своих официальных сайтах.
Установлено, что согласно информации на вышеуказанном Портале управление спорными многоквартирными домами по ул. Фатьянова, д. 4, д. 6, ул. Нижняя Дуброва, д. 7 осуществляет с 10.11.2015 управляющая компания - ООО "ИВТБС "Владимирский".
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует Управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация, как поставщик; абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2017 N 09АП-26747/2017 ПО ДЕЛУ N А40-205048/16
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2017 г. по делу N А40-205048/16
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Проценко А.И., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Замановым Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А40-205048/16
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Владимирские коммунальные системы" (ИНН 3327329166, ОГРН 1033301818659)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5031006724, ОГРН 1035006114208)
и Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
о взыскании денежных средств
третье лицо - ООО "АВТБС "Владимирский"
при участии в судебном заседании:
от истца Солин С.Ю. по дов. 19.07.2017 N 621-п
от ответчиков:
ФГКУ Горохова Е.В. по дов. от 09.01.2017
Министерства обороны Кривошеина М.А. по дов. от 23.03.2017 N 212/2/488
от третьего лица представитель не явился. извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Владимирские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по оплате потребленной тепловой энергии в период с 01.02.2016 по 31.05.2016 в размере 62 492,06 руб., неустойки в размере 3203 руб. за период с 20.04.2016 по 07.09.2016.
Решением суда от 19.09.2017 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по основаниям, установленным ч. 6.1 ст. 268, ч. 4 ст. 270 АПК РФ, объявлен переход к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, - поскольку решение суда первой инстанции принято о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "АВТБС "Владимирский".
После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции в судебном заседании Истец поддержал требования и доводы искового заявления, Ответчики заявил о несогласии с требованиями и доводами иска; третье лицо не явилось, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по оплате тепловой энергии, отпущенной на нужды отопления и горячей воды в период с 01.02.2016 по 31.05.2016 незаселенных квартир 25, 28, 33, 57, 75, 77, 89, 113 в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, д. 4, квартир 24, 27, 44, 59, 116 в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Фатьянова, д. 6, квартир 26, 151 в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, ул. Нижняя Дуброва, д. 7, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления.
Ответчик указывает, что тепловая энергия поставлена Истцом в многоквартирные дома, собственниками которых реализовано право выбора способа управления и принято решение о заключении договоров управления с управляющей организацией.
В соответствии со статьями 541 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальной услуги признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, управляющая организация в силу закона является исполнителем коммунальных услуг и обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, и, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения доставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьей 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
- управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
Таким образом, если в качестве способа управления выбрано управление управляющей компанией, управляющая компания по договору управления многоквартирным домом обязана предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся в этом доме помещениями лицам, и как следствие, именно управляющая компания должна выступать ответчиком по иску энергоснабжающей организации об истребовании долга за потребленный коммунальный ресурс.
Объем и перечень информации, подлежащей раскрытию для собственников помещений в многоквартирных домах, регламентируются Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".
Управляющие организации во исполнение указанного Стандарта раскрывают информацию на Портале управления многоквартирными домами "Дома Москвы" (www.dom.mos.ru), на официальном сайте "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru), а также на своих официальных сайтах.
Установлено, что согласно информации на вышеуказанном Портале управление спорными многоквартирными домами по ул. Фатьянова, д. 4, д. 6, ул. Нижняя Дуброва, д. 7 осуществляет с 10.11.2015 управляющая компания - ООО "ИВТБС "Владимирский".
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует Управляющая организация, как исполнитель коммунальных услуг, и ресурсоснабжающая организация, как поставщик; абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)