Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 04.07.2017 N Ф06-21116/2017 ПО ДЕЛУ N А57-19239/2016

Требование: О признании незаконными действий жилищной инспекции, выразившихся в отказе включить в Реестр лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме как находящемся в управлении АТСЖ.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: АТСЖ сослалось на то, что вступившими в законную силу судебными актами решение общего собрания собственников многоквартирного дома о выборе общества в качестве управляющей организации признано недействительным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2017 г. N Ф06-21116/2017

Дело N А57-19239/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии:
заявителя - Шельпякова А.В., доверенность от 18.12.2015,
ответчика (Государственная жилищная инспекция Саратовской области) - Шапкиной Е.В., доверенность от 13.03.2017 N 01-66,
ответчика (ООО "Элос") - Сорокиной Е.Е., доверенность от 02.03.2017,
в отсутствие:
ответчика (ТСН "Днепр 2004") - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-19239/2016
по заявлению ассоциации товарищества собственников жилья Ленинского района (далее - ассоциация ТСЖ Ленинского района) о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Инспекция), выразившегося в отказе включить в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 31 по ул. им. Академика Антонова в г. Саратове, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - ассоциация ТСЖ Ленинского района и изложенное в решении от 02.08.2016; об обязании Инспекции в течение 5-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включить вышеуказанный многоквартирный дом в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которым осуществляется ассоциацией ТСЖ Ленинского района,

установил:

Ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района (далее - заявитель, Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - жилищная инспекция, госорган), выразившегося в отказе включить в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме N 31 по ул. им. Академика Антонова в г. Саратове, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - ассоциация ТСЖ Ленинского района и изложенное в решении от 02.08.2016; об обязании жилищной инспекции в течение 5-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включить вышеуказанный многоквартирный дом в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, деятельность по управлению которым осуществляется ассоциацией ТСЖ Ленинского района.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.01.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзывах на кассационную жалобу жилищная инспекция и общество с ограниченной ответственностью "Элос" (далее - ООО "Элос") просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 27.06.2017 до 15 часов 30 минут, после окончания которого, судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Ассоциация обратилась в жилищную инспекцию с заявлением от 21.07.2016 N 5867, в котором просила, на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Саратова от 05.04.2016 по делу N 2-1514/2016:
- внести изменения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области, исключив многоквартирный дом N 31 по ул. им. Академика Антонова в г. Саратове из Реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области, как дом, управляемый ООО "Элос" и включить вышеуказанный многоквартирный дом в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области, деятельность по управлению которым осуществляется ассоциацией.
- выдать уведомление ООО "Элос" о том, что оно не имеет право осуществлять деятельность по управлению общим имуществом, по обеспечению владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями, а также по осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления спорным многоквартирным жилым домом N 31.
Решением от 02.08.2016 N 731-06-11 госорган отказал заявителю во внесении изменений в Реестр лицензий Саратовской области в связи с несоблюдением требований пункта 2, пункта 3, подпункта "д" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр.
Не согласившись с действиями госоргана, Ассоциация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции принял во внимание решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05.04.2016 по делу N 2-1514/2016, отменившего решение общего собрания собственников по выбору управляющей компании. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для исключения заявителя из Реестра лицензий сведения об управлении заявителем спорного дома.
Апелляционная инстанция в ходе проверки законности выводов суда первой инстанции, признала их ошибочными. При этом она исходила из предмета заявленных требований, фактических обстоятельств дела, установленных судами общей юрисдикции, а также действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Как следует из материалов дела, Ассоциация является некоммерческой организацией, учредителями (членами) которой являются товарищества собственников жилья Ленинского района г. Саратова, в том числе ТСЖ "Днепр 2004", в состав которого входил спорный многоквартирный жилой дом N 31 по ул. Академика Антонова.
В силу статьи 142 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) два и более товарищества собственников жилья могут создать объединение ТСЖ для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах.
Согласно пункту 3.1 Устава целями и задачами Ассоциации являются, в том числе: представление и защита общих имущественных интересов ее членов; защита прав собственников жилья в получении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 Устава Ассоциация наделена правом представлять интересы собственников жилья в отношениях с третьими лицами, в органах власти и судах.
Как следует из пунктов 4.2.2, 4.2.4 договора заявитель имеет право от имени и в интересах собственников жилых и нежилых помещений дома N 31 по ул. Академика Антонова без доверенности представлять их законные интересы в судах, связанных с управлением общим имуществом в данном доме, а также требовать от собственников помещений внесения платы по договору в полном объеме.
10.01.2006 ТСЖ "Днепр 2004" и Ассоциация заключила договор, пролонгированный дополнительным соглашением от 01.09.2015, по условиям которого товарищество передало сроком на 5 лет объекты общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества для управления и обеспечения эксплуатации.
Несколько жителей спорного многоквартирного жилого дома N 31 по ул. Академика Антонова обратились в Ленинский районный суд г. Саратова с заявлением о признании недействительным внеочередного общего собрания собственников помещений дома по данному адресу, проведенного в период с 19.12.2015 по 30.12.2015 в очно-заочной форме и оформленного по его итогам протокол от 02.01.2016.
На основании данного решения общего собрания жилищная инспекция в январе 2016 года внесла изменения в Реестр лицензий, исключив спорный многоквартирный жилой дом N 31 из перечня домов, которыми управляет Ассоциация, и включила его в перечень домов, которыми управляет ООО "Элос".
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 05.04.2016 по делу N 2-1514/2016, оставленного без изменения апелляционным определением от 20.07.2016, решение общего собрания, оформленного протоколом от 02.01.2016 признано недействительным.
По мнению заявителя, принятие указанных судебных актов судами общей юрисдикции является основанием для включения в Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению спорным многоквартирным жилым домом N 31 по ул. Академика Антонова, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат - Ассоциация.
Между тем, как установил суд апелляционной инстанции из содержания указанных судебных актов управляющей компанией указанного дома с 2004 года является ТСЖ "Днепр 2004".
Законность создания и управления ТСЖ "Днепр 2004" подтверждена решением Ленинского районного суда г. Саратова от 17.02.2005 по иску Мыльниковой Л.А., Степашина А.П. о признании недействительным решения о создании ТСЖ "Днепр 2004", что нашло отражение в решении Ленинского районного суда г. Саратова от 29.12.2014 (дело N 2-225/2015), апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 10.06.2015 (дело N 33-2992/2015).
Сведений о том, что указанный дом находится в управлении Ассоциации, судебные акты не содержат.
Как указано в решении Ленинского районного суда, в нарушение статьи 161 ЖК РФ в доме N 31 по ул. Академика Антонова по состоянию на 02.01.2016 выбрано несколько способов управления - ТСН "Днепр-2004", ТСН "Ак. Антонова, 31", ООО "Элос".
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 9 указанной статьи многоквартирным домом может управлять только одна управляющая организация.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 192 данного Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (статья 195 ЖК РФ).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра, установлены в статье 198 названного Кодекса.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр.
Ассоциация обратилась в госорган с заявлением от 21.07.2016 о внесении изменений в реестр.
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр с указанием сведений, предусмотренных данным пунктом.
В пункте 3 Порядка приведен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.
Как указано в оспариваемом решении жилищной инспекции, в нарушение пункта 2, пункта 3, подпункта "д" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в Реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в заявлении Ассоциации отсутствуют данные о лицензиате (номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами); к заявлению о внесении изменений в Реестр отсутствует копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме; отсутствует копия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом; в государственной информационной системе ЖКХ отсутствуют сведения об управлении заявителем спорным многоквартирным жилым домом N 31.
Поскольку основанием для внесения изменений в Реестр лицензий Ассоциацией явилось только незаверенная копия решения Ленинского районного суда г. Саратова от 05.04.2016 по делу N 2-1514/2016, иных документов, предусмотренных заявителем в соответствии с Порядком в госорган не представлено, апелляционная инстанция пришла к правомерному выводу об отсутствии у жилищной инспекции правовых оснований для включения в Реестр лицензий Саратовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению ассоциацией ТСЖ Ленинского района спорным многоквартирным домом.
Доводу заявителя кассационной жалобы о том, что спорный многоквартирный жилой дом N 31 по ул. Академика Антонова находится в управлении заявителя на основании договора управления, заключенного между ТСЖ "Днепр-2004" и Ассоциацией, судом апелляционной инстанции рассмотрен и ему дана надлежащая оценка.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в постановлении апелляционной инстанции, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 по делу N А57-19239/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ

Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)