Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 25.11.2016 ПО ДЕЛУ N А26-5214/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2016 г. по делу N А26-5214/2016


Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Дружинина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Инюковой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску
общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС"
об урегулировании разногласий при заключении договора
при участии представителей:
истца - Сафроновой О.П. по доверенности от 01.03.2016,
ответчика - директора Горбунова В.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058, ИНН: 7838024362; место нахождения: 190098, г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, 20-22, лит. А; далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС" (ОГРН: 1141035000677, ИНН: 1012010943; место нахождения: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, г. Лахденпохья, шоссе Ленинградское, 6А; далее - ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора теплоснабжения в горячей воде N 0673-4-14/2012 от 01.10.2014 в редакции протокола согласования разногласий (с учетом удовлетворенного судом в судебном заседании 05.09.2016 ходатайства об уточнении исковых требований).
Исковые требования обоснованы статьями 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 421, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал; настаивал на формулировке пункта 2.2 в своей редакции, считая датой начала поставки ресурса 01.10.2014 в соответствии с пунктом 19 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, а также сообщил, что стороны урегулировали перечень домов, находящихся в управлении ответчика и потребляющих тепловую энергию, поставляемую истцом, а также плановый объем поставляемой тепловой энергии, в подтверждение чего представил дополнительное соглашение от 13.10.2016 N 8 к договору, подписанное сторонами. Вместе с тем, представитель истца возражал против формулировки пункта 9.1 договора, предложенной ответчиком, поскольку фактически поставку тепловой энергии начал осуществлять с 01.10.2014.
Представитель ответчика повторно выразил свое несогласие с формулировкой пункта 2.2 договора, считая, что датой начала поставки ресурса должна являться дата заключения последнего дополнительного соглашения, подписанного сторонами; по аналогичным основаниям настаивал на начале срока действия договора, указанного в пункте 9.1 договора, просил названные пункты изложить в редакции ответчика; по остальным пунктам договора возражений не заявил.
Представители обеих сторон в судебном заседании заявили, что срок окончания договора, указанный в пункте 9.1 договора должен быть установлен до 31.12.2016.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "Петербургтеплоэнерго", являясь теплоснабжающей организацией на территории Лахденпохского района Республики Карелия, которому Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 13.12.2013 N 335, от 10.12.2014 N 182, от 12.11.2015 N 176 были утверждены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на соответствующие периоды, повторно 14.04.2016 направило в адрес ответчика проект договора N 0673-4-14/1012 теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ, УК) от 01.10.2014 (л.д. 17-37 т. 1) с протоколом согласования разногласий (л.д. 42-52 т. 1) с целью его заключения.
На дату составления проекта договора ООО "ЖИЛСЕРВИС" являлось управляющей организацией в отношении пяти многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Лахденпохья и п. Ихала, указанных в пункте 2.1 проекта договора, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами общих собраний собственников помещений многоквартирных домов от 31.07.2014, от 15.09.2014, 07.08.2014, от 06.08.2014, от 05.08.2014 (л.д. 25-39 т. 2) и не оспаривается ответчиком.
Считая, что ООО "ЖИЛСЕРВИС" в силу действующего жилищного и гражданского законодательства обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений, ООО "Петербургетплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора N 0673-4-14/1012 теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ, УК) от 01.10.2014 на условиях первоначально направленного проекта договора.
Принимая во внимание, что разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, суд в судебном заседании 05.09.2016 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял к рассмотрению уточненные требования истца об урегулировании разногласий при заключении договора на условиях протокола согласования разногласий.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) относится договор теплоснабжения.
В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 12 указанной статьи определено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 10 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124, установлено, что ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Системное толкование приведенных норм права свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае заключение договора ресурсоснабжения является обязательным как для истца (ресурсоснабжающей организации), так и для ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Рассматривая разногласия сторон, возникшие при заключении договора, суд считает установленным следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 8 статьи 5 Закона о теплоснабжении и пунктом 17 Правил N 124 предусмотрены существенные условия договора теплоснабжения, которые в обязательном порядке должны быть отражены в договоре.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 124 существенными условиями договора ресурсоснабжения являются:
а) предмет договора (вид коммунального ресурса);
б) дата начала поставки коммунального ресурса;
в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса;
д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса;
е) порядок оплаты коммунального ресурса.
Пункты договора, относящиеся к существенным условиям, согласованы сторонами, за исключением пункта 2.2 договора, который устанавливают дату начала поставки ресурса.
При этом суд приходит к выводу, что предмет договора (пункт 2.1 договора), показатели качества поставляемого коммунального ресурса (разделы 3 и 4 договора и приложения к договору), порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса (раздел 6), порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса и порядок оплаты коммунального ресурса (раздел 7 договора) в редакции протокола согласования разногласий, против которой не возражает ответчик, не противоречат положениям параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о теплоснабжении, Правил N 354, Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Вместе с тем, спорными условиями являются пункт 2.2 договора - дата начала поставки коммунального ресурса и пункт 9.1 договора - срок действия договора.
Истец настаивает на дате начала поставки ресурса и сроке действия договора с 01.10.2014, ответчик - с момента подписания дополнительного соглашения от 13.10.2016 N 8, в котором стороны согласовали полный перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика на указанную дату. При этом стороны согласны в том, что срок окончания действия договора, принимая во внимание условие о его пролонгации, должен быть установлен до 31.12.2016.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правила N 124 дата начала поставки коммунального ресурса является одним из существенных условий договора энергоснабжения, тогда как срок действия и дата вступления договора в силу к таковым не относятся.
Пунктом 15 Правил N 124 установлено, что договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса, определенной с учетом положений пункта 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 19 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается следующее: поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Таким образом, дата вступления в законную силу договора ресурсоснабжения и дата начала поставки ресурса являются различными с разными основаниями возникновения. При этом названными положениями Правил N 124 предусмотрено право сторон установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не обязанность.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Поскольку стороны не согласовали распространение условий договора на предыдущий период, и, принимая во внимание пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае урегулирования разногласий в судебном порядке договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда, суд излагает пункт 9.1 в следующей редакции: "Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А26-5214/2016. Окончание срока действия договора настоящего договора - 31 декабря 2016 года, а по расчетам - до полного их завершения".
В отношении пункта 2.2 договора суд признает доводы истца обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Согласно представленным в материалы дела доказательствам, не оспоренным ответчиком, последний на дату начала отопительного сезона (01.10.2014) и дату первоначального составления проекта договора был избран управляющей организацией в отношении пяти многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Лахденпохья и п. Ихала, указанных в пункте 2.1 проекта договора, а именно: на основании решений от 31.07.2014, от 15.09.2014, от 07.08.2014, от 06.08.2014, от 05.08.2014. С начала отопительного сезона началось фактическое потребление тепловой энергии, поэтому правомерно установление в пункте 2.2 даты подачи ресурса с 01.10.2014.
При этом указание в договоре фактической даты начала поставки коммунального ресурса не нарушает права ООО "ЖИЛСЕРВИС", поскольку наличие данного пункта не означает, что условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим до его заключения.
В названном случае согласование сторонами посредством подписания дополнительного соглашения перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика и подлежащих включению в договор, не имеет правового значения.
При таких обстоятельствах, в отсутствие иных возражений ответчика, требования истца подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Иск удовлетворить. Урегулировать разногласия по договору N 0673-4-14/1012 теплоснабжения в горячей воде (ЖСК, ТСЖ, УК), приняв спорные пункты договора в редакции протокола согласования разногласий, а также пункт 9.1 договора изложить в следующей редакции:
"Договор считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А26-5214/2016. Окончание срока действия договора настоящего договора - 31 декабря 2016 года, а по расчетам - до полного их завершения.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛСЕРВИС" (ОГРН: 1141035000677, ИНН: 1012010943) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН: 1047833020058, ИНН: 7838024362) 6 000 руб. расходов по уплате госпошлины.
3. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
С.И.ДРУЖИНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)