Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2015 года по делу N А05-12549/2015 (судья Панфилова Н.Ю.),
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" (место нахождения: 163071, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 53, помещение 6; ОГРН 1082901001259, ИНН 2901174180; далее - ООО "Управляющая компания "Профмастер", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24; ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; далее - управление, административный орган) от 08.10.2015 N 668/2015 о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2015 N 668/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что фактическим начислением и сбором платы за электрическую энергию занимается открытое акционерное общество "АСК". Считает, что отсутствует событие административного правонарушения.
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082901001259 и на основании договора управления многоквартирным домом от 15.07.2010 (т. 1, л. 87 - 95) является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома N 250 по проспекту Ломоносова в г. Архангельске.
В прокуратуру города Архангельска поступило заявление от 11.03.2015 гражданина, проживающего в указанном доме, по вопросу законности начисления платы на электроэнергию на общедомовые нужды (т. 1, л. 32). Указанное заявление при сопроводительном письме от 13.03.2015 N 09-03-15 направлено в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области (далее - инспекция) для рассмотрения по существу.
Руководителем инспекции Лукиным А.Н. 20.03.2015 издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки N ОК-06/01-15/1039 (т. 1, л. 44 - 47), направленное обществу и полученное им 07.04.2015.
На основании распоряжения от 20.03.2015 N ОК-06/01-15/1039 сотрудниками инспекции проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросу правильности определения размера платы за коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, по результатам которой составлен акт от 20.04.2015 N ОК-06/07-01/258 (т. 1, л. 50 - 55).
Материалы проверки по обращению гражданина, проживающего в доме N 250 по просп. Ломоносова в г. Архангельске, для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении виновного лица к ответственности при сопроводительном письме от 18.06.2015 N 01-34/3510 (т. 1, л. 30) направлены из инспекции в управление (от 19.06.2015 входящий номер 2992).
Определением от 25.06.2015 N 5174/04 (т. 2, л. 67) ответчик уведомил общество о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Определение от 25.06.2015 N 5174/04 направлено заявителю и получено его представителем по доверенности 26.06.2015 согласно списку внутренних почтовых отправлений от 25.06.2015 N 1 и почтовому уведомлению.
Главным специалистом отдела защиты прав потребителей управления Макиной И.А. в присутствии представителя общества по доверенности от 15.07.2015 Ординой И.А. 15.07.2015 составлен протокол N 651 об административном правонарушении (т. 2, л. 71 - 76), предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Копия указанного протокола вручена представителю общества по доверенности от 15.07.2015 Ординой И.А. 15.07.2015 под подпись, направлена заявителю при сопроводительном письме от 15.07.2015 N 5913/04 и получена его представителем по доверенности 22.07.2015, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 16.07.2015 N 8 и почтовым уведомлением, копии которых представлены ответчиком в материалы дела.
Как следует из содержания акта проверки и протокола об административном правонарушении, в ходе проверки установлено, что общество при нормативе платы на общедомовые нужды 80 руб. 40 коп. в ноябре, декабре 2014 года, январе, феврале 2015 года в квитанциях потребителю квартиры <...>: за ноябрь 2014 года общество выставило плату 153 руб. 69 коп., то есть с превышением в размере 73 руб. 29 коп.; за декабрь 2014 года общество выставило плату 103 руб. 50 коп., то есть с превышением в размере 23 руб. 10 коп.; за январь 2015 года общество выставило плату 83 руб. 75 коп., то есть с превышением в размере 03 руб. 35 коп.; за февраль 2015 года общество выставило плату 239 руб. 29 коп., то есть с превышением в размере 158 руб. 89 коп.
Таким образом, общество нарушило установленный порядок ценообразования платы за электроснабжение на общедомовые нужды путем предъявления в декабре 2014 года, январе - марте 2015 года потребителю, проживающему в квартире <...>, в квитанциях за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года платы за электроснабжение на общедомовые нужды, рассчитанной по не предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, порядку, при этом использовав в расчете объема общедомового электроснабжения площадь жилых помещений, не соответствующую техническому паспорту; путем предъявления данному потребителю в декабре 2014 года, январе - марте 2015 года в квитанциях за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года платы за электроэнергию на общедомовые нужды в отношении сверхнормативного объема потребленной электроэнергии на общедомовые нужды без соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного дома о распределении пропорционально площадям жилых помещений объема электроэнергии в размере превышения объема электроэнергии на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанным по нормативу.
С учетом изложенного ответчик пришел к выводу о нарушении обществом пунктов 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Определением от 21.07.2015 N 668/2015 (т. 2, л. 81) ответчик уведомил заявителя о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение направлено обществу, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 21.07.2015 N 2, копия которого представлена в материалы дела.
Определением от 04.08.2015 N 668/2015 (т. 2, л. 85) рассмотрение дела отложено по ходатайству представителя общества. Определение направлено обществу и получено его представителем 07.08.2015, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 06.08.2015 N 9 и почтовым уведомлением, копии которых представлены ответчиком в материалы дела.
Определением от 10.09.2015 N 668/2015 (т. 2, л. 91) рассмотрение дела отложено по ходатайству представителя общества. Определение направлено обществу и получено его представителем 21.09.2015, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 16.09.2015 N 1 и почтовым уведомлением, копии которых представлены ответчиком в материалы дела.
Заместителем руководителя управления Носовским Т.И. в присутствии представителя общества по доверенности от 10.09.2015 (т. 2, л. 89) Ковальца С.С. 08.10.2015 вынесено постановление N 668/2015 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях общества установлен состав административного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц - сто тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за коммунальные услуги (статья 154 названного Кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 предусмотрено, что одним из видов коммунальных услуг является электрическая энергия, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 и пунктами 10, 13 приложения 2 к Правилам N 354 регулируется порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
В силу абзаца первого пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к данным Правилам.
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 10 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Названный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
При этом в силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательств того, что в спорном доме общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, материалы дела не содержат.
В силу абзаца третьего пункта 44 Правил N 354 в случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2013 N АКПИ13-805.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с этими Правилами исполнителем коммунальной услуги является непосредственно ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к Правилам (абзац четвертый пункта 44 Правил N 354).
Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеется оснований считать, что открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "Архангельская сбытовая компания") являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление им управляющей организацией, именно общество является исполнителем коммунальных услуг.
Тот факт, что ОАО "Архангельская сбытовая компания" на основании договора от 17.10.2014 N 1-05508 производит расчет объемов и стоимости потребленного коммунального ресурса, выставляет платежные квитанции потребителям и производит сбор платы от потребителя, не изменяет статус общества как исполнителя коммунальных услуг, предоставляющего собственникам жилых помещений профессиональные услуги управления домом.
Формула 15 приложения 2 к Правилам N 354 определяет приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Постановление N 306), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области утверждены постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн. Для спорного дома норматив составляют 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации, как лицо, уполномоченное пунктом 3 Постановления N 306 (в соответствующей редакции) и пунктом 3 постановления, которым утверждены Правила N 354 (в соответствующей редакции), давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этими постановлениями, в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В связи с этим для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
В письме от 27.09.2012 N 203/01-13/2946 Минэнергосвязь Архангельской области довело до сведения ОАО "Архангельская сбытовая компания", что при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, водоснабжению и водоотведению площадь мест общего пользования принималась равной показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" технического паспорта. В техническом паспорте на жилой дом значение вышеназванного показателя отсутствует. При этом уборочная площадь лестниц составляет 416,5 кв. м. Следовательно, доводы заявителя о том, что управление неправомерно не учитывало выявленную площадь технического подполья (682,3 кв. м), являются необоснованными, так как такая площадь не учитывалась Минэнергосвязью Архангельской области при установлении норматива.
Таким образом, при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению уборочная площадь лестниц согласно данным технического паспорта на жилой дом.
Доводы жалобы о том, что решением суда общей юрисдикции от 09.12.2015 по делу N 3ф-176/2015 постановление Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн признано недействительным, не могут быть приняты, так как в случае вступления в силу указанного решения постановление признается частично недействительным только с этого момента, в то время как событие правонарушения имело место с ноября 2014 года по февраль 2015 года.
При таких обстоятельствах плата потребителю квартиры дома N 250 по статье "Электропотребление на общедомовые нужды" не могла превышать 61 руб. 71 коп. (4 x 416,5 x 4,03 (Т) x 41,30 кв. м / 4492,80 кв. м), где 4 - норматив, 416,5 - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, 41,30 - площадь квартиры, 4492,8 - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, 4,03 - тариф, утвержденный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.12.2014 N 76-э/3 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области".
Управлением установлено и подтверждается материалами дела, что расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме, в котором имеется коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, произведен обществом исходя из показаний общедомового прибора учета и распределен согласно занимаемой площади с неверным применением при расчете показателя "объем ОДН" площади жилых помещений; потребителю в декабре 2014 года, январе - марте 2015 года в квитанциях за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года плата за электроэнергию на общедомовые нужды за сверхнормативный объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды предъявлена в размере, превышающем нормативный объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды. При этом судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме решения о распределении сверхнормативного потребления коммунального ресурса не принималось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что общество допустило нарушение установленного порядка ценообразования, повысив размеры платы без соответствующего решения собственников жилых помещений, его действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Таким образом, наличие всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, управлением доказано.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не усматривается.
Штраф наложен административным органом в размере, составляющем половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ: минимальный размер штрафа составляет 100 000 руб., общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. на основании положений статьи 4.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2015 года по делу N А05-12549/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2016 ПО ДЕЛУ N А05-12549/2015
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. по делу N А05-12549/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2015 года по делу N А05-12549/2015 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" (место нахождения: 163071, г. Архангельск, ул. Садовая, д. 53, помещение 6; ОГРН 1082901001259, ИНН 2901174180; далее - ООО "Управляющая компания "Профмастер", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Гайдара, д. 24; ОГРН 1052901021689, ИНН 2901133673; далее - управление, административный орган) от 08.10.2015 N 668/2015 о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2015 N 668/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что фактическим начислением и сбором платы за электрическую энергию занимается открытое акционерное общество "АСК". Считает, что отсутствует событие административного правонарушения.
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082901001259 и на основании договора управления многоквартирным домом от 15.07.2010 (т. 1, л. 87 - 95) является управляющей компанией в отношении многоквартирного дома N 250 по проспекту Ломоносова в г. Архангельске.
В прокуратуру города Архангельска поступило заявление от 11.03.2015 гражданина, проживающего в указанном доме, по вопросу законности начисления платы на электроэнергию на общедомовые нужды (т. 1, л. 32). Указанное заявление при сопроводительном письме от 13.03.2015 N 09-03-15 направлено в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области (далее - инспекция) для рассмотрения по существу.
Руководителем инспекции Лукиным А.Н. 20.03.2015 издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки N ОК-06/01-15/1039 (т. 1, л. 44 - 47), направленное обществу и полученное им 07.04.2015.
На основании распоряжения от 20.03.2015 N ОК-06/01-15/1039 сотрудниками инспекции проведена внеплановая документарная проверка общества по вопросу правильности определения размера платы за коммунальные услуги, оказанные потребителю в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, по результатам которой составлен акт от 20.04.2015 N ОК-06/07-01/258 (т. 1, л. 50 - 55).
Материалы проверки по обращению гражданина, проживающего в доме N 250 по просп. Ломоносова в г. Архангельске, для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечении виновного лица к ответственности при сопроводительном письме от 18.06.2015 N 01-34/3510 (т. 1, л. 30) направлены из инспекции в управление (от 19.06.2015 входящий номер 2992).
Определением от 25.06.2015 N 5174/04 (т. 2, л. 67) ответчик уведомил общество о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Определение от 25.06.2015 N 5174/04 направлено заявителю и получено его представителем по доверенности 26.06.2015 согласно списку внутренних почтовых отправлений от 25.06.2015 N 1 и почтовому уведомлению.
Главным специалистом отдела защиты прав потребителей управления Макиной И.А. в присутствии представителя общества по доверенности от 15.07.2015 Ординой И.А. 15.07.2015 составлен протокол N 651 об административном правонарушении (т. 2, л. 71 - 76), предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Копия указанного протокола вручена представителю общества по доверенности от 15.07.2015 Ординой И.А. 15.07.2015 под подпись, направлена заявителю при сопроводительном письме от 15.07.2015 N 5913/04 и получена его представителем по доверенности 22.07.2015, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 16.07.2015 N 8 и почтовым уведомлением, копии которых представлены ответчиком в материалы дела.
Как следует из содержания акта проверки и протокола об административном правонарушении, в ходе проверки установлено, что общество при нормативе платы на общедомовые нужды 80 руб. 40 коп. в ноябре, декабре 2014 года, январе, феврале 2015 года в квитанциях потребителю квартиры <...>: за ноябрь 2014 года общество выставило плату 153 руб. 69 коп., то есть с превышением в размере 73 руб. 29 коп.; за декабрь 2014 года общество выставило плату 103 руб. 50 коп., то есть с превышением в размере 23 руб. 10 коп.; за январь 2015 года общество выставило плату 83 руб. 75 коп., то есть с превышением в размере 03 руб. 35 коп.; за февраль 2015 года общество выставило плату 239 руб. 29 коп., то есть с превышением в размере 158 руб. 89 коп.
Таким образом, общество нарушило установленный порядок ценообразования платы за электроснабжение на общедомовые нужды путем предъявления в декабре 2014 года, январе - марте 2015 года потребителю, проживающему в квартире <...>, в квитанциях за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года платы за электроснабжение на общедомовые нужды, рассчитанной по не предусмотренному Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, порядку, при этом использовав в расчете объема общедомового электроснабжения площадь жилых помещений, не соответствующую техническому паспорту; путем предъявления данному потребителю в декабре 2014 года, январе - марте 2015 года в квитанциях за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года платы за электроэнергию на общедомовые нужды в отношении сверхнормативного объема потребленной электроэнергии на общедомовые нужды без соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного дома о распределении пропорционально площадям жилых помещений объема электроэнергии в размере превышения объема электроэнергии на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом электроэнергии на общедомовые нужды, рассчитанным по нормативу.
С учетом изложенного ответчик пришел к выводу о нарушении обществом пунктов 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Определением от 21.07.2015 N 668/2015 (т. 2, л. 81) ответчик уведомил заявителя о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Определение направлено обществу, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 21.07.2015 N 2, копия которого представлена в материалы дела.
Определением от 04.08.2015 N 668/2015 (т. 2, л. 85) рассмотрение дела отложено по ходатайству представителя общества. Определение направлено обществу и получено его представителем 07.08.2015, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 06.08.2015 N 9 и почтовым уведомлением, копии которых представлены ответчиком в материалы дела.
Определением от 10.09.2015 N 668/2015 (т. 2, л. 91) рассмотрение дела отложено по ходатайству представителя общества. Определение направлено обществу и получено его представителем 21.09.2015, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 16.09.2015 N 1 и почтовым уведомлением, копии которых представлены ответчиком в материалы дела.
Заместителем руководителя управления Носовским Т.И. в присутствии представителя общества по доверенности от 10.09.2015 (т. 2, л. 89) Ковальца С.С. 08.10.2015 вынесено постановление N 668/2015 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях общества установлен состав административного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц - сто тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме состоит из платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за коммунальные услуги (статья 154 названного Кодекса).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 предусмотрено, что одним из видов коммунальных услуг является электрическая энергия, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 44 Правил N 354 и пунктами 10, 13 приложения 2 к Правилам N 354 регулируется порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
В силу абзаца первого пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к данным Правилам.
На основании пункта 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 10 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Названный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
При этом в силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Доказательств того, что в спорном доме общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, материалы дела не содержат.
В силу абзаца третьего пункта 44 Правил N 354 в случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2013 N АКПИ13-805.
Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с этими Правилами исполнителем коммунальной услуги является непосредственно ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения 2 к Правилам (абзац четвертый пункта 44 Правил N 354).
Однако применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеется оснований считать, что открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - ОАО "Архангельская сбытовая компания") являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление им управляющей организацией, именно общество является исполнителем коммунальных услуг.
Тот факт, что ОАО "Архангельская сбытовая компания" на основании договора от 17.10.2014 N 1-05508 производит расчет объемов и стоимости потребленного коммунального ресурса, выставляет платежные квитанции потребителям и производит сбор платы от потребителя, не изменяет статус общества как исполнителя коммунальных услуг, предоставляющего собственникам жилых помещений профессиональные услуги управления домом.
Формула 15 приложения 2 к Правилам N 354 определяет приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Постановление N 306), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области утверждены постановлением Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн. Для спорного дома норматив составляют 4 кВтч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Министерство регионального развития Российской Федерации, как лицо, уполномоченное пунктом 3 Постановления N 306 (в соответствующей редакции) и пунктом 3 постановления, которым утверждены Правила N 354 (в соответствующей редакции), давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этими постановлениями, в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В связи с этим для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
В письме от 27.09.2012 N 203/01-13/2946 Минэнергосвязь Архангельской области довело до сведения ОАО "Архангельская сбытовая компания", что при определении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, отоплению, водоснабжению и водоотведению площадь мест общего пользования принималась равной показателю "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования" технического паспорта. В техническом паспорте на жилой дом значение вышеназванного показателя отсутствует. При этом уборочная площадь лестниц составляет 416,5 кв. м. Следовательно, доводы заявителя о том, что управление неправомерно не учитывало выявленную площадь технического подполья (682,3 кв. м), являются необоснованными, так как такая площадь не учитывалась Минэнергосвязью Архангельской области при установлении норматива.
Таким образом, при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению уборочная площадь лестниц согласно данным технического паспорта на жилой дом.
Доводы жалобы о том, что решением суда общей юрисдикции от 09.12.2015 по делу N 3ф-176/2015 постановление Минэнергосвязи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн признано недействительным, не могут быть приняты, так как в случае вступления в силу указанного решения постановление признается частично недействительным только с этого момента, в то время как событие правонарушения имело место с ноября 2014 года по февраль 2015 года.
При таких обстоятельствах плата потребителю квартиры дома N 250 по статье "Электропотребление на общедомовые нужды" не могла превышать 61 руб. 71 коп. (4 x 416,5 x 4,03 (Т) x 41,30 кв. м / 4492,80 кв. м), где 4 - норматив, 416,5 - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, 41,30 - площадь квартиры, 4492,8 - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, 4,03 - тариф, утвержденный постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 26.12.2014 N 76-э/3 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Архангельской области".
Управлением установлено и подтверждается материалами дела, что расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме, в котором имеется коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии, произведен обществом исходя из показаний общедомового прибора учета и распределен согласно занимаемой площади с неверным применением при расчете показателя "объем ОДН" площади жилых помещений; потребителю в декабре 2014 года, январе - марте 2015 года в квитанциях за ноябрь - декабрь 2014 года, январь - февраль 2015 года плата за электроэнергию на общедомовые нужды за сверхнормативный объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды предъявлена в размере, превышающем нормативный объем потребленной электроэнергии на общедомовые нужды. При этом судом установлено и материалами дела подтверждается, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме решения о распределении сверхнормативного потребления коммунального ресурса не принималось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что общество допустило нарушение установленного порядка ценообразования, повысив размеры платы без соответствующего решения собственников жилых помещений, его действия образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 данного Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Таким образом, наличие всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, управлением доказано.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности не усматривается.
Штраф наложен административным органом в размере, составляющем половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ: минимальный размер штрафа составляет 100 000 руб., общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. на основании положений статьи 4.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2015 года по делу N А05-12549/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Профмастер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)