Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 28.06.2017 ПО ДЕЛУ N 3А-850/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 июня 2017 г. по делу N 3а-850/2017


Московский городской суд в составе председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю., при секретаре А., с участием прокурора Ларионовой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям К.М. и Б. к Правительству Москвы, Мэру Москвы С.С. о признании недействующими полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" и постановление Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП",

установил:

К.М. и Б. обратились в Московский городской суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" и постановление Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП".
Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение по адресу: *. Указанный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, предложенных к голосованию для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Административные истцы проголосовали против включения данного жилого дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве и считают, что оспариваемое ими постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП, с учетом последующих изменений, полностью не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает их права, как собственников жилого помещения, по следующим основаниям. Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП утвержден Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее Порядок голосования). Однако данная программа реновации не предусмотрена ни федеральным законодательством, ни законами субъекта. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят во исполнение положений не существующего закона. Согласно пункту 1.4 названного Порядка голосование проводится путем выражения участниками голосования своего мнения с использованием электронных сервисов, создаваемых в рамках проекта "Активный гражданин", включая использование сайта проекта "Активный гражданин" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, мобильного приложения проекта "Активный гражданин", и иных информационных сервисов, используемых для обеспечения функционирования проекта "Активный гражданин", либо в любом многофункциональном центре предоставления государственных услуг в районе или поселении города Москвы "Мои документы" независимо от места жительства голосующих граждан. Согласно пункту 2.1 Порядка голосования, в голосовании вправе принять участие следующие участники голосования: граждане - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (пункт 2.1.1); наниматели по договору социального найма жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в перечень (пункт 2.1.2); юридические лица - собственники жилых помещений (части жилых помещений) в многоквартирных домах, включенных в перечень (за исключением жилых помещений, предоставленных гражданам по договору социального найма) (пункт 2.1.3). При формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве учитываются многоквартирные дома: если число квартир, проголосовавших "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с пунктом 6.10 настоящего Порядка, превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме (пункт 7.1.1); если на общем собрании собственников помещений которых, проведенном в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления), решение о поддержке включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме независимо от нахождения многоквартирного дома в перечне (пункт 7.1.2). В пункте 2.3 постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП закреплено, что кроме голосования в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего постановления, собственники помещений в многоквартирном доме, включенном в перечень, указанный в пункте 2.2 настоящего постановления, вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в период с 15 мая по 15 июня 2017 г. общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Таким образом, путем голосования и проведения собраний собственников предлагается решать вопросы о сносе жилых домов, а также о прекращении права собственности на квартиры, что является незаконным и противоречит статьям 17, 35 Конституции РФ, статьям 1, 2, 36 Жилищного кодекса РФ, статье 1 Гражданского кодекса РФ, согласно которым каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права; собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит только общее имущество в многоквартирном доме; гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вопросы права собственности не могут решаться простым большинством. Даже, если речь идет только об учете мнения граждан по тому или иному вопросу, то такой учет мнения по вопросу, который никак иначе, кроме как абсолютным большинством голосов решаться не может, порождает такое негативное явление как правовая неопределенность. Любые результаты голосовая влекут для граждан, оказавшихся в своем выборе в меньшинстве или не принявших участия в голосовании, неизбежное нарушение прав, свобод и законных интересов. Согласно статье 44 Жилищного кодекса РФ вопросы права собственности на принадлежащие собственникам жилые помещения и сноса жилого дома не могут решаться путем голосовая в любых формах. Проведение в любой форме голосования о включении жилого дома в программу реновации, а фактически сноса жилого дома, является противозаконным и недопустимым. Не определен перечень вопросов, решаемых на общем собрании собственников, решения которых могут быть отнесены к выражению мнения по вопросу включения дома в проект реновации. Механизм учета мнения по тому или иному вопросу должен отвечать требования открытости и определенности. Не выявлена и не определена необходимость осуществления дополнительных форм учета мнения населения по отношению к такой форме, как принятие решения на общем собрании собственников. Оспариваемое постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП противоречит статье 181.1 Гражданского кодекса РФ, согласно которой правовые последствия могут возникнуть у решений собраний только в том случае, если закон связывает такие правовые последствия с решениями собраний. Однако такой федеральный закон отсутствует. Поэтому в отсутствие закона оспариваемый нормативный правовой акт придает решениям собраний собственников правовые последствия, а именно: снос дома, прекращение права собственности, "участие в проекте программы реновации", что является незаконным. Не определен порядок обжалования результатов голосования или нарушений порядка его проведения.
Определением Московского городского суда от 9 июня 2017 г. административные дела N 3а-850/2017 и N 3а-851/2017 объединены в одно производство за N 3а-850/2017 для совместного рассмотрения и разрешения.
До начала рассмотрения административного дела по существу представители административных ответчиков Правительства Москвы и Мэра Москвы С.С. - К.Е., С.Т., С.Д., действующие на основании доверенностей и имеющие высшее юридическое образование, заявили ходатайство об оставлении без рассмотрения административных исковых заявлений на основании пункта 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку решением Московского городского суда от 16 июня 2017 г. по административному делу N 3а-849/2017 отказано в удовлетворении административных исковых требований П. к Правительству Москвы, Мэру Москвы С.С. о признании недействующим полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", в редакции постановлений Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП, от 1 июня 2017 г. N 326-ПП, от 14 июня 2017 г. N 363-ПП.
Административные истцы К.М. и Б. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом извещены, их представитель Л., действующий на основании доверенностей и имеющий высшее юридическое образование, возражал против удовлетворения заявленного ходатайства, указав на отсутствие правовых оснований для оставления административных исковых заявлений без рассмотрения.
Выслушав объяснения представителей административных истцов и административных ответчиков, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей правомерным заявленное ходатайство об оставлении административных исковых заявлений без рассмотрения, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Судом установлено, что решением Московского городского суда от 16 июня 2017 г. по административному делу N 3а-849/2017 отказано в удовлетворении административных исковых требований П. к Правительству Москвы, Мэру Москвы С.С. о признании недействующим полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", в редакции постановлений Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП, от 1 июня 2017 г. N 326-ПП, от 14 июня 2017 г. N 363-ПП.
При рассмотрении указанного административного дела N 3а-849/2017 Московским городским судом проверена полностью законность постановления Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", в редакции постановлений Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП, от 1 июня 2017 г. N 326-ПП, от 14 июня 2017 г. N 363-ПП, и утвержденный им Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, и установлено, что данный нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Основания, по которым оспаривался указанный нормативный правовой акт, и проверялось судом его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, идентичны основаниям, приведенным К.М. и Б. в административных исковых заявлениях. Указанное решение Московского городского суда от 16 июня 2017 г. не вступило в законную силу.
При таких обстоятельствах в производстве Московского городского суда имеется возбужденное ранее административное дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, что в силу пункта 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ являются основанием для оставления без рассмотрения административных исковых заявлений К.М. и Б.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 196, статьей 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Оставить без рассмотрения административные исковые заявления К.М. и Б. к Правительству Москвы, Мэру Москвы С.С. о признании недействующими полностью постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве" и постановление Правительства Москвы от 11 мая 2017 г. N 260-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. N 245-ПП".
На определение суда может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его вынесения через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
Н.Ю.СЕВАСТЬЯНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)