Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от ООО "Курская теплосетевая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5382/2015 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению ООО "Курская теплосетевая компания" к государственной жилищной инспекции Курской области об оспаривании постановления от 03.06.2015 N 03-01/161 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб., предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ,
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления государственной жилищной инспекции Курской области от 03.06.2015 N 03-01/161 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере пять тысяч рублей, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.11.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает что оспариваемое постановление нарушает его права, незаконно возлагает на него обязанности, которые заявитель не может исполнить, поскольку поставляет тепловую энергию с максимально возможной температурой. Указывает, что не может влиять на работу сетей, находящихся в ведении других лиц, причастность которых к нарушению требований нормативного уровня горячего водоснабжения в точке водоразбора даже не исследовалась.
ООО "Курская теплосетевая компания" и государственная жилищная инспекция Курской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
15.05.2015 На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курской области N 2532 от 15.05.2015 была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки обращения ООО "Жилсервис" по адресу: г. Курск, ул. Орловская, д. 1А, по вопросу предоставления коммунальных услуг горячего водоснабжения.
В ходе мероприятий по государственному контролю было установлено, что 15.05.2015 температура горячего водоснабжения, подаваемого к водоразборным точкам квартиры N 68 составила: ванная +57 градусов, кухня +49 градусов; квартиры N 155 составила: ванная +55 градусов, кухня +54 градусов; квартиры N 157 составила: ванная +54 градусов, кухня +53 градусов; квартиры N 160 составила: ванная +50 градусов, кухня +52 градусов, что не соответствует п. 5 Приложения I к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09, должна быть не менее +60 градусов.
В результате проведенной проверки был составлен акт проверки от 15.05.2015 N 2532.
Ведущим консультантом отдела инспекторских проверок Государственной жилищной инспекции Курской области 19.05.2015 был составлен протокол об административном правонарушении N 03-02/503, в котором отражен факт совершения ООО "Курская ТСК" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области от 03.06.2015 N 05-01/161 ООО "Курская ТСК" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере пять тысяч рублей.
ООО "Курская ТСК" не согласилось с постановлением от 03.06.2015 N 03-01/161 о назначении административного наказания и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 2 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимаются осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. п. 6, 7 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
В силу п. 8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 Правил.
В частности, из подп. "в" п. 9 Правил следует, что по договорам холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемым собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, исполнителем выступает соответствующая ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 2 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Подпунктом "а" п. 31 Правил в числе прочего установлена обязанность исполнителя, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании п. 21 Правил договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В соответствии с п. 5 раздела II названного приложения, одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Названные СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системой централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения и распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.1, 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как установлено п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
Виновное нарушение исполнителем коммунальных услуг нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица, совершившего административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что ООО "Курская теплосетевая компания" является ресурсоснабжающей организацией.
ООО "Жилсервис" на основании договора управления с собственником жилого помещений с 25.03.2010 является управляющей организацией квартиры N 68 дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Орловская, 1А".
На основании договора на снабжение тепловой энергии в горячей воде N 146 от 09.01.2013 между ООО "Жилсервис" и ООО "Курская ТСК", ООО "Курская ТСК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 1А по ул. Орловская в г. Курске коммунальный ресурс - тепловую энергию в горячей воде.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что именно на заявителя возложена обязанность по обеспечению надлежащего качества горячего водоснабжения указанного выше многоквартирного дома, в том числе, по обеспечению ее температурного режима.
При этом, общество несет ответственность за качество предоставления этой коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, а обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно.
В момент проверки температура горячей воды на вводе в дом (на границе эксплуатационной ответственности) составляла +59,4 °C, что зафиксировано в акте проверки от 15.05.2015 N 2532.
Акт был составлен в присутствии представителя ООО "Курская ТСК" Моховой И.В., о чем свидетельствует соответствующая запись.
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24.02.2015 N 309-АД14-4517 по делу N А34-6585/2012 определил правовую позицию, согласно которой исполнитель коммунальных услуг отвечает за снижение качества услуги горячего водоснабжения в связи с ненадлежащим содержанием внутридомовых инженерных сетей, либо с иными причинами, находящимися в пределах его контроля. В случае недостаточной температуры теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, у исполняющей компании отсутствует возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.
В рассматриваемой ситуации именно исполнитель коммунальной услуги ООО "Курская теплосетевая компания" несет ответственность перед потребителями за качество предоставляемой услуги, получая при этом соответствующую плату за это.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правильным вывод административного органа о том, что ООО "Курская теплосетевая компания" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении температурного режима горячей воды на вводе в дом (на границе эксплуатационной ответственности).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о доказанности материалами дела в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в части нарушения нормативного уровня температуры горячей воды на вводе в дом (на границе эксплуатационной ответственности).
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не установлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостатки в проектировании системы водоснабжения, отклоняется, поскольку температура воды ниже нормативной на границе эксплуатационной ответственности.
Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения ООО "Курская теплосетевая компания" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ (5000 рублей).
При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным и отмены постановления от 03.06.2015 N 03-01/161 отсутствуют.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5382/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 4 статьи 288 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2016 N 19АП-7400/2015 ПО ДЕЛУ N А35-5382/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. по делу N А35-5382/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.02.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.,
при участии:
- от ООО "Курская теплосетевая компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от государственной жилищной инспекции Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Курская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5382/2015 (судья Суходольская Н.Е.) по заявлению ООО "Курская теплосетевая компания" к государственной жилищной инспекции Курской области об оспаривании постановления от 03.06.2015 N 03-01/161 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб., предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Курская теплосетевая компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления государственной жилищной инспекции Курской области от 03.06.2015 N 03-01/161 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере пять тысяч рублей, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.11.2015 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Курская теплосетевая компания" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает что оспариваемое постановление нарушает его права, незаконно возлагает на него обязанности, которые заявитель не может исполнить, поскольку поставляет тепловую энергию с максимально возможной температурой. Указывает, что не может влиять на работу сетей, находящихся в ведении других лиц, причастность которых к нарушению требований нормативного уровня горячего водоснабжения в точке водоразбора даже не исследовалась.
ООО "Курская теплосетевая компания" и государственная жилищная инспекция Курской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
15.05.2015 На основании распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Курской области N 2532 от 15.05.2015 была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки обращения ООО "Жилсервис" по адресу: г. Курск, ул. Орловская, д. 1А, по вопросу предоставления коммунальных услуг горячего водоснабжения.
В ходе мероприятий по государственному контролю было установлено, что 15.05.2015 температура горячего водоснабжения, подаваемого к водоразборным точкам квартиры N 68 составила: ванная +57 градусов, кухня +49 градусов; квартиры N 155 составила: ванная +55 градусов, кухня +54 градусов; квартиры N 157 составила: ванная +54 градусов, кухня +53 градусов; квартиры N 160 составила: ванная +50 градусов, кухня +52 градусов, что не соответствует п. 5 Приложения I к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которым температура горячей воды в местах водоразбора должна соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09, должна быть не менее +60 градусов.
В результате проведенной проверки был составлен акт проверки от 15.05.2015 N 2532.
Ведущим консультантом отдела инспекторских проверок Государственной жилищной инспекции Курской области 19.05.2015 был составлен протокол об административном правонарушении N 03-02/503, в котором отражен факт совершения ООО "Курская ТСК" административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Курской области от 03.06.2015 N 05-01/161 ООО "Курская ТСК" было привлечено к административной ответственности на основании ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере пять тысяч рублей.
ООО "Курская ТСК" не согласилось с постановлением от 03.06.2015 N 03-01/161 о назначении административного наказания и обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
На основании подпункта "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
В соответствии с п. 2 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимаются осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под коммунальными ресурсами понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. п. 6, 7 Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
В силу п. 8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. 9 и 10 Правил.
В частности, из подп. "в" п. 9 Правил следует, что по договорам холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемым собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, исполнителем выступает соответствующая ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 2 Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Подпунктом "а" п. 31 Правил в числе прочего установлена обязанность исполнителя, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании п. 21 Правил договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В соответствии с п. 5 раздела II названного приложения, одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Названные СанПиН 2.1.4.2496-09 устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системой централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения и распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.) (п. 1.1, 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Как установлено п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
Виновное нарушение исполнителем коммунальных услуг нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, в числе прочего, выяснению подлежат следующие обстоятельства: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица, совершившего административное правонарушение.
Из материалов дела следует, что ООО "Курская теплосетевая компания" является ресурсоснабжающей организацией.
ООО "Жилсервис" на основании договора управления с собственником жилого помещений с 25.03.2010 является управляющей организацией квартиры N 68 дома, расположенного по адресу: г. Курск, ул. Орловская, 1А".
На основании договора на снабжение тепловой энергии в горячей воде N 146 от 09.01.2013 между ООО "Жилсервис" и ООО "Курская ТСК", ООО "Курская ТСК" является ресурсоснабжающей организацией, поставляющей жильцам дома N 1А по ул. Орловская в г. Курске коммунальный ресурс - тепловую энергию в горячей воде.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что именно на заявителя возложена обязанность по обеспечению надлежащего качества горячего водоснабжения указанного выше многоквартирного дома, в том числе, по обеспечению ее температурного режима.
При этом, общество несет ответственность за качество предоставления этой коммунальной услуги на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, а обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно.
В момент проверки температура горячей воды на вводе в дом (на границе эксплуатационной ответственности) составляла +59,4 °C, что зафиксировано в акте проверки от 15.05.2015 N 2532.
Акт был составлен в присутствии представителя ООО "Курская ТСК" Моховой И.В., о чем свидетельствует соответствующая запись.
В силу п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже +60 °C и не выше +75 °C.
Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24.02.2015 N 309-АД14-4517 по делу N А34-6585/2012 определил правовую позицию, согласно которой исполнитель коммунальных услуг отвечает за снижение качества услуги горячего водоснабжения в связи с ненадлежащим содержанием внутридомовых инженерных сетей, либо с иными причинами, находящимися в пределах его контроля. В случае недостаточной температуры теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, у исполняющей компании отсутствует возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества.
В рассматриваемой ситуации именно исполнитель коммунальной услуги ООО "Курская теплосетевая компания" несет ответственность перед потребителями за качество предоставляемой услуги, получая при этом соответствующую плату за это.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правильным вывод административного органа о том, что ООО "Курская теплосетевая компания" является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, выразившегося в нарушении температурного режима горячей воды на вводе в дом (на границе эксплуатационной ответственности).
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о доказанности материалами дела в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в части нарушения нормативного уровня температуры горячей воды на вводе в дом (на границе эксплуатационной ответственности).
На основании ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Обстоятельств, исключающих вину Общества не установлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостатки в проектировании системы водоснабжения, отклоняется, поскольку температура воды ниже нормативной на границе эксплуатационной ответственности.
Следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения ООО "Курская теплосетевая компания" к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ (5000 рублей).
При изложенных обстоятельствах, основания для признания незаконным и отмены постановления от 03.06.2015 N 03-01/161 отсутствуют.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5382/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)