Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N А60-9464/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А60-9464/2017


Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 12 мая 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление" (ИНН 6623098355) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564) о признании недействительным решения N 29-01-82/4330 от 16.02.2016 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Коновалова Е.А., представитель по доверенности от 13.01.2017,
от заинтересованного лица: Хитрина Ю.С., представитель по доверенности N 29-05-36-14 от 09.01.2017 г.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. К материалам дела приобщен оригинал платежного поручения об уплате государственной пошлины. Других заявлений и ходатайств не поступало.

Общество с ограниченной ответственностью "Управление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-01-82/4330 от 16.02.2016 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области.
Заинтересованное лицо считает оспариваемое решение законным и обоснованным, в письменном отзыве просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управление", осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 17.12.2015 N 663, обратилось 15.12.2016 в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением о внесении в реестр лицензий Свердловской области сведений об управлении организацией многоквартирным жилым домом по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Высокогорская, д. 40, указав в качестве основания заключения договора управления протокол N 1 от 30.09.2016 общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме.
Решением Департамента от 28.12.2016 N 29-01-82/30210 рассмотрение заявления общества было приостановлено, у общества истребованы дополнительные документы.
16 февраля 2017 года в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступила информация (вх. N 6439), в соответствии с которой собственниками помещений в доме N 40 по ул. Высокогорская в г. Нижний Тагил, в лице Администрации города Нижний Тагил направлено исковое заявление в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений от 30.09.2016 г.
В связи с наличием судебного спора по вопросу определения лица, уполномоченного управлять многоквартирным домом, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области принято решение N 29-01-82/4330 от 16.02.2017 об отказе во внесении в реестр лицензий Свердловской области сведений об управлении обществом многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Высокогорская, д. 40.
Полагая, что решение об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, Общество с ограниченной ответственностью "Управление" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Управление" в данном случае не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным оспариваемого решения является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 195 ЖК РФ каждым субъектом Российской Федерации ведется соответствующий реестр лицензий, содержащий раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), согласно пункту 2 которого изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункта "а" пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, на момент принятия оспариваемого решения у Департамента имелась информация о поступлении в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил искового заявления одного из собственников помещений в многоквартирном доме N 40 по ул. Высокогорской в г. Нижний Тагил - Администрацией города Нижний Тагил о признании недействительным протокола N 1 общего собрания от 30.09.2016 о выборе в качестве лица, правомочного управлять многоквартирным домом, ООО "Управление".
Таким образом, имея информацию о наличии судебного спора по поводу правомерности выбора данной организации в качестве лица, уполномоченного управлять многоквартирным домом, Департамент обоснованно отказал во внесении соответствующих изменений в реестр лицензий Свердловской области.
Оспаривая решение Департамента, заявитель ссылается на отсутствие на момент его принятия судебного спора, в связи с тем, что информация о принятии к производству судом иска Администрации города Нижний Тагил отсутствует.
Вместе с тем, отсутствие информации о принятии судом иска к производству не свидетельствует об отсутствии судебного спора.
Само обращение одного из собственников в суд с иском об оспаривании решения общего собрания по поводу выбора управляющей компании является способом реализации права на судебную защиту и означает наличие спора по поводу правомочности выбора управляющей компании, а поступление заявления в суд - о наличии судебного спора.
Наличие спора является объективным препятствием к внесению изменений в реестр лицензий, поскольку в такой ситуации измененные сведения об управлении многоквартирным домом не могут быть признаны объективной и достоверной информацией и создают угрозу нарушения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
Срок принятия решения после приостановления рассмотрения заявления общества (28.12.2016) составляет 30 дней, срок принятия решения Департаментом не нарушен, решение принято в последний день этого срока.
Доводы заявителя о том, что спорное решение не содержит достаточной и полной мотивировки, также подлежат отклонению, поскольку оспариваемое решение содержит ссылку на конкретный пункт Порядка N 938/пр, в соответствии с которым основанием для отказа во внесении сведений в реестр лицензия является наличие спора по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований для принятия оспариваемого решения. Решение заинтересованного лица, соответствует законодательству и не нарушает прав заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого решения каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов общества, суд пришел к выводу, что оснований для признания его недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 3000 рублей.
Заявитель при подаче заявления уплатил государственную пошлину по платежному поручению N 186723 от 28.02.2017 в размере 6000 руб. 00 коп.
Принимая во внимание, что в удовлетворении заявленных требований отказано, государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп. на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя, государственная пошлина в размере 3000 руб. 00 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных Обществом с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЕНИЕ" требований отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управление" (ИНН 6623098355, ОГРН 1136623008961) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 186723 от 28.02.17. Подлинное платежное поручение остается в материалах дела, поскольку государственная пошлина возвращается частично.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
П.Н.КИРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)