Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАСТЕР-РЕМОНТ" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании недействительным предписания от 21.07.2015 N 26/017/13-12 ГЖИи,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания",
при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "МАСТЕР-РЕМОНТ", - Дмитриева Ю.Ю. по доверенности от 31.12.2014;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Краузе Е.А. по доверенности от 21.09.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МАСТЕР-РЕМОНТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания от 21.07.2015 N 26/017/13-12 ГЖИи.
Определением от 30.09.2015 суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Оспариваемым предписанием Обществу вменено в обязанность в срок до 15.09.2015 обеспечить потребителям в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске предоставление коммунальной услуги по электроснабжению и предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
Общество полагает, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование заявленного требования Общество указало на то обстоятельство, что оно не допускало нарушений законодательства и не отказывалось от заключения договора поставки коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.
Как указал заявитель, коммунальная услуга по подаче электроэнергии потребителям в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске осуществляется ресурсоснабжающей организацией - ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", т.к. в соответствии с пунктами 17 и 14 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнителем может являться как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация - в случае, если у управляющей организации отсутствует договор поставки коммунальных ресурсов.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за электроснабжение ресурсоснабжающей организации. Отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения.
Отсутствие договора энергоснабжения, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, не нарушает права потребителей электрической энергии, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Заявитель указал, что между Обществом и ООО "Электроремонт" 01.02.2010 заключен договор подряда N 4, согласно которому ООО "Электроремонт" за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет Общество, приняло на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе имущество дома N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске. Указанный договор исполняется обеими сторонами.
Вопросы заключения договора ресурсоснабжения регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства. Поэтому, как полагает заявитель, гражданско-правовое требование к Обществу о заключении договора энергоснабжения (предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги) не может быть облачено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для управляющей организации, предусмотренные частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Общество полагает, что предписание исполнено:
- - потребители в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске обеспечены коммунальной услугой по электроснабжению;
- - согласно запросу от 13.07.2015 в адрес Инспекции была направлена копия договора управления многоквартирным домом N 14 по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске, в соответствии с пунктом 1.6. которого предоставление собственникам коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном разделом 5 настоящего договора, а Общество фактически является исполнителем коммунальных услуг;
- - 12.10.2015 в ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" представлен проект договора энергоснабжения электрической энергией от 01.10.2015.
Также Общество пояснило, что в соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Общество имеет лицензию N 40 от 24.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 5 "Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия", утвержденного приказом Инспекции от 20.02.2015 N 17 (далее - Административный регламент) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственной функции (далее - должностные лица Инспекции), определяется приказом Инспекции.
В силу подпункта "в" пункта 7 Административного регламента должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при осуществлении государственной функции, имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Заявитель указал, что в приказе от 19.12.2014 N 73 о/д "Об утверждении перечня должностных лиц Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, уполномоченных на осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и составление протоколов об административных правонарушениях" отсутствует должность начальника отдела надзора и контроля платы, следовательно, оспариваемое предписание выдано неуполномоченным лицом.
На основании изложенного Общество просит суд признать оспариваемое предписание недействительным.
Инспекция считает, что оспариваемое предписание является законным на основании следующего.
Общество является лицензиатом с 24.04.2015, следовательно, на него распространяются лицензионные требования, установленные пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 1110)
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением N 1110, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 утверждены Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пунктом 1 Правил N 124 предусмотрено, что Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергий (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Как указала Инспекция, договором управления многоквартирным домом N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске предусмотрено, что предметом договора является осуществление управляющей организацией по заданию собственников помещений функций по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, в целях обеспечения предоставления собственникам помещений многоквартирного дома N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске коммунальной услуги по электроснабжению Общество обязано заключить с ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (далее - ресурсоснабжающая организация) договор энергоснабжения.
Заявка на заключение договора Обществом направлена в адрес ресурсоснабжающей организации 03.06.2013.
Письмом от 19.06.2013 ресурсоснабжающая организация указала о необходимости предоставления дополнительных документов для заключения договора энергоснабжения электрической энергии. Однако в дальнейшем запрашиваемые документы в адрес ресурсоснабжающей организации направлены не были и документы были возвращены Обществу.
Направление Обществом в адрес ресурсоснабжающей организации проекта договора, подписанного в одностороннем порядке, по мнению ответчика, не освобождает Общество от обязанности предпринимать дальнейшие действия, направленные на заключение договора ресурсоснабжения.
Инспекция считает, что Общество намеренно уклоняется от заключения договора ресурсоснабжения.
Следовательно, Обществом нарушены лицензионные требования, установленные Постановлением N 1110, - неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации
Вместе с тем, как полагает ответчик, отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный объем сверх норматива на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на Общество (абзац 2 пункта 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а Общество отстраняется от осуществления контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Инспекция указала, что для определения статуса "исполнителя коммунальных услуг" имеет правовое значение выбранный собственниками способ управление многоквартирным жилым домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса.
Ссылку Общества на пункты 14 и 17 Постановления Правительства N 354 от 06.05.2011 ответчик считает несостоятельной, поскольку из этих пунктов четко следует, что ресурсоснабжающая организация будет выступать исполнителем коммунальных услуг только в случае непосредственного способа управления, при невыбранном способе управления или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией.
Относительно довода Общества о том, что оспариваемое предписание подписано неуполномоченным лицом - начальником отдела надзора и контроля платы - государственным жилищный инспектором, Инспекция поясняет следующее.
В силу подпункта "в" пункта 7 Административного регламента должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при осуществлении государственной функции, имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Пунктом 5 Административного регламента предусмотрено, что перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственной функции, определяется приказом Инспекции.
Согласно приказу Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" начальник отдела надзора и контроля платы - государственный жилищный инспектор наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля.
Указанный приказ Инспекцией опубликован не был, поскольку не содержит положений, закрепляющих права указанных лиц составлять протоколы об административных правонарушениях. Инспекцией устанавливался только перечень лиц, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, что предусмотрено Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия. Кроме того, приказом регулируются функции отдела надзора и контроля платы. Данный приказ не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также не влечет последствий в виде привлечения лиц к какой-либо ответственности.
Как указала Инспекция, согласно пунктам 12, 13 Порядка издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требований, предъявляемых к их проектам, утвержденного Указом Главы Республики Карелия N 64 от 29.07.2014, официальному опубликованию подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, или имеющие межведомственный характер. Органы исполнительной власти Республики Карелия самостоятельно осуществляют отбор нормативных актов для официального опубликования.
До начала судебного заседания Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия представило ответ на запрос суда от 18.12.2015, согласно которому приказ Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" не содержит норм права, поэтому включению в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Карелия, а также обязательному официальному опубликованию указанный акт не подлежит.
Суд приобщил к материалам дела указанный документ.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие своего представителя и отзыв на заявление не представило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свое требование. Представитель ответчика не признала заявленное требование.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество является управляющей организацией в доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом.
По обращению от 06.07.2015 N 2668-о заместителем руководителя Инспекции на основании распоряжения от 09.07.2015 N 20-017/13-12 ГЖИи была инициирована внеплановая документарная проверка Общества-лицензиата.
13.07.2015 Инспекцией в адрес Общества направлен запрос N 20-017/13-12 ГЖИи о предоставлении документов на проверку.
В соответствии с письмом от 14.07.2015 N 498 Общество представило в Инспекцию истребованные документы.
По итогам проверки Инспекцией составлен акт от 21.07.2015 N 25/017/13-12ГЖИи и вынесено предписание от 21.07.2015 N 26/017/13-12 ГЖИи, которым Обществу вменено в обязанность в срок до 15.09.2015 обеспечить потребителям в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске предоставление коммунальной услуги по электроснабжению и предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
В соответствии с пунктом 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее по тексту - Правила) настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки:
исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, приведены в пунктах 6 и 7 Правил.
В соответствии с пунктом 8 Правил ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 10 Правил ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил предусматривает, что Исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
Таким образом в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске коммунальной услуги по электроснабжению Общество обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" договор энергоснабжения.
Наличие данной обязанности Обществом не оспаривается. Более того, в ходе судебного разбирательства представитель Общества указывал на неоднократные попытки Общества заключить такой договор и ссылался на невозможность заключения договора ввиду необоснованного требования ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" дополнительных документов и отказом в подписании договора.
Суд соглашается с позицией Инспекции о том, что направление Обществом в адрес ресурсоснабжающей организации проекта договора, подписанного в одностороннем порядке, не освобождает Общество от обязанности предпринимать дальнейшие действия, направленные на заключение договора ресурсоснабжения.
По мнению суда, в рассматриваемом случае, на момент вынесения обжалуемого предписания, имело место бездействие Общества по незаключению с ресурсоснабжающей организацией соответствующего договора. В случае же отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил). Такие действия Обществом также не были совершены.
Суд соглашается с позицией Инспекции о том, что отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный сверх норматива объем электроэнергии на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на Общество (абзац 2 пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а Общество отстраняется от контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Для определения статуса "исполнителя коммунальных услуг" имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления многоквартирным жилым домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса.
Договором управления многоквартирным домом N 14 по ул. Сортавальской предусмотрено, что предметом договора является осуществление управляющей организацией по заданию собственников функций по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Суд отклоняет доводы Общества о невозможности проведения в отношении него государственного жилищного надзора, а также о подписании оспариваемого предписания неуполномоченным лицом по следующим основаниям.
На основании распоряжения от 09.07.2015 N 20/017/13-12ГЖИи проверка инициирована в отношении Общества именно как лицензиата, а не в рамках государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 5 "Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия", утвержденного приказом Инспекции от 20.02.2015 N 17, перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственной функции, определяется приказом Инспекции.
В силу подпункта "в" пункта 7 Административного регламента должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при осуществлении государственной функции, имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно приказу Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" начальник отдела надзора и контроля платы - государственный жилищный инспектор, подписавший оспариваемое предписание, наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля.
Пунктами 12, 13 Порядка издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требований, предъявляемых к их проектам, утвержденного Указом Главы Республики Карелия N 64 от 29.07.2014, установлено, что официальному опубликованию подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, или имеющие межведомственный характер. Органы исполнительной власти Республики Карелия самостоятельно осуществляют отбор нормативных актов для официального опубликования.
Кроме того, в соответствии с ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия на запрос от 18.12.2015, приказ Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" не содержит норма права, поэтому включению в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Карелия, а также обязательному официальному опубликованию указанный акт не подлежит.
Также суд полагает возможным отметить, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Наличие обязанности по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией Обществом не оспаривается. Все вопросы, связанные с процессом заключения данного договора, при недостижении сторонами согласия, разрешаются в судебном порядке посредством подачи соответствующего искового заявления. Такое исковое заявление Обществом не подавалось, и Общество не обращалось в Инспекцию с заявлением о продлении срока действия предписания в целях урегулирования с ресурсоснабжающей организацией вопросов, связанных с заключением договора.
Относительно довода Общества о том, что требования, изложенные в предписании, заявителем фактически исполнены, суд отмечает, что из текста акта проверки от 21.07.2015 и самого предписания N 26/017/13-12 ГЖИи от 21.07.2015 следует, что Обществом не исполнена обязанность по заключению договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией; в силу заключенного договора управления многоквартирным домом на Общество возложена обязанность по предоставлению соответствующих коммунальных услуг; исполнителем коммунальной услуги Общество может являться именно при заключении соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается заявителем то обстоятельство, что договор электроснабжения Обществом с ресурсоснабжающей организацией не заключен, соответственно, предписание N 26/017/13-12 ГЖИи от 21.07.2015 не исполнено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Мастер - Ремонт" (ОГРН 1041000038606, ИНН 1001158377) требования отказать.
- 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 03.02.2016 ПО ДЕЛУ N А26-7849/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. по делу N А26-7849/2015
Резолютивная часть решения объявлена 27 января 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Цыба И.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровым Б.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МАСТЕР-РЕМОНТ" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании недействительным предписания от 21.07.2015 N 26/017/13-12 ГЖИи,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания",
при участии представителей:
- заявителя, общества с ограниченной ответственностью "МАСТЕР-РЕМОНТ", - Дмитриева Ю.Ю. по доверенности от 31.12.2014;
- ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Краузе Е.А. по доверенности от 21.09.2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МАСТЕР-РЕМОНТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция) о признании недействительным предписания от 21.07.2015 N 26/017/13-12 ГЖИи.
Определением от 30.09.2015 суд привлек общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Оспариваемым предписанием Обществу вменено в обязанность в срок до 15.09.2015 обеспечить потребителям в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске предоставление коммунальной услуги по электроснабжению и предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
Общество полагает, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В обоснование заявленного требования Общество указало на то обстоятельство, что оно не допускало нарушений законодательства и не отказывалось от заключения договора поставки коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией.
Как указал заявитель, коммунальная услуга по подаче электроэнергии потребителям в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске осуществляется ресурсоснабжающей организацией - ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", т.к. в соответствии с пунктами 17 и 14 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 исполнителем может являться как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация - в случае, если у управляющей организации отсутствует договор поставки коммунальных ресурсов.
Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за электроснабжение ресурсоснабжающей организации. Отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения.
Отсутствие договора энергоснабжения, заключенного между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, не нарушает права потребителей электрической энергии, проживающих в указанном многоквартирном доме.
Заявитель указал, что между Обществом и ООО "Электроремонт" 01.02.2010 заключен договор подряда N 4, согласно которому ООО "Электроремонт" за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет Общество, приняло на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе имущество дома N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске. Указанный договор исполняется обеими сторонами.
Вопросы заключения договора ресурсоснабжения регулируются нормами гражданского и жилищного законодательства. Поэтому, как полагает заявитель, гражданско-правовое требование к Обществу о заключении договора энергоснабжения (предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги) не может быть облачено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для управляющей организации, предусмотренные частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Общество полагает, что предписание исполнено:
- - потребители в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске обеспечены коммунальной услугой по электроснабжению;
- - согласно запросу от 13.07.2015 в адрес Инспекции была направлена копия договора управления многоквартирным домом N 14 по ул. Сортавальская в г. Петрозаводске, в соответствии с пунктом 1.6. которого предоставление собственникам коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном разделом 5 настоящего договора, а Общество фактически является исполнителем коммунальных услуг;
- - 12.10.2015 в ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" представлен проект договора энергоснабжения электрической энергией от 01.10.2015.
Также Общество пояснило, что в соответствии с частью 7 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление. Общество имеет лицензию N 40 от 24.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 5 "Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия", утвержденного приказом Инспекции от 20.02.2015 N 17 (далее - Административный регламент) перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственной функции (далее - должностные лица Инспекции), определяется приказом Инспекции.
В силу подпункта "в" пункта 7 Административного регламента должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при осуществлении государственной функции, имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Заявитель указал, что в приказе от 19.12.2014 N 73 о/д "Об утверждении перечня должностных лиц Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, уполномоченных на осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и составление протоколов об административных правонарушениях" отсутствует должность начальника отдела надзора и контроля платы, следовательно, оспариваемое предписание выдано неуполномоченным лицом.
На основании изложенного Общество просит суд признать оспариваемое предписание недействительным.
Инспекция считает, что оспариваемое предписание является законным на основании следующего.
Общество является лицензиатом с 24.04.2015, следовательно, на него распространяются лицензионные требования, установленные пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Постановление N 1110)
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением N 1110, установлено, что лицензионными требованиями к лицензиату являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 утверждены Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пунктом 1 Правил N 124 предусмотрено, что Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергий (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Как указала Инспекция, договором управления многоквартирным домом N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске предусмотрено, что предметом договора является осуществление управляющей организацией по заданию собственников помещений функций по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, в целях обеспечения предоставления собственникам помещений многоквартирного дома N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске коммунальной услуги по электроснабжению Общество обязано заключить с ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" (далее - ресурсоснабжающая организация) договор энергоснабжения.
Заявка на заключение договора Обществом направлена в адрес ресурсоснабжающей организации 03.06.2013.
Письмом от 19.06.2013 ресурсоснабжающая организация указала о необходимости предоставления дополнительных документов для заключения договора энергоснабжения электрической энергии. Однако в дальнейшем запрашиваемые документы в адрес ресурсоснабжающей организации направлены не были и документы были возвращены Обществу.
Направление Обществом в адрес ресурсоснабжающей организации проекта договора, подписанного в одностороннем порядке, по мнению ответчика, не освобождает Общество от обязанности предпринимать дальнейшие действия, направленные на заключение договора ресурсоснабжения.
Инспекция считает, что Общество намеренно уклоняется от заключения договора ресурсоснабжения.
Следовательно, Обществом нарушены лицензионные требования, установленные Постановлением N 1110, - неисполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации
Вместе с тем, как полагает ответчик, отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный объем сверх норматива на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на Общество (абзац 2 пункта 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а Общество отстраняется от осуществления контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Инспекция указала, что для определения статуса "исполнителя коммунальных услуг" имеет правовое значение выбранный собственниками способ управление многоквартирным жилым домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса.
Ссылку Общества на пункты 14 и 17 Постановления Правительства N 354 от 06.05.2011 ответчик считает несостоятельной, поскольку из этих пунктов четко следует, что ресурсоснабжающая организация будет выступать исполнителем коммунальных услуг только в случае непосредственного способа управления, при невыбранном способе управления или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией.
Относительно довода Общества о том, что оспариваемое предписание подписано неуполномоченным лицом - начальником отдела надзора и контроля платы - государственным жилищный инспектором, Инспекция поясняет следующее.
В силу подпункта "в" пункта 7 Административного регламента должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при осуществлении государственной функции, имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Пунктом 5 Административного регламента предусмотрено, что перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственной функции, определяется приказом Инспекции.
Согласно приказу Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" начальник отдела надзора и контроля платы - государственный жилищный инспектор наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля.
Указанный приказ Инспекцией опубликован не был, поскольку не содержит положений, закрепляющих права указанных лиц составлять протоколы об административных правонарушениях. Инспекцией устанавливался только перечень лиц, уполномоченных на осуществление лицензионного контроля, что предусмотрено Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия. Кроме того, приказом регулируются функции отдела надзора и контроля платы. Данный приказ не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также не влечет последствий в виде привлечения лиц к какой-либо ответственности.
Как указала Инспекция, согласно пунктам 12, 13 Порядка издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требований, предъявляемых к их проектам, утвержденного Указом Главы Республики Карелия N 64 от 29.07.2014, официальному опубликованию подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, или имеющие межведомственный характер. Органы исполнительной власти Республики Карелия самостоятельно осуществляют отбор нормативных актов для официального опубликования.
До начала судебного заседания Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия представило ответ на запрос суда от 18.12.2015, согласно которому приказ Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" не содержит норм права, поэтому включению в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Карелия, а также обязательному официальному опубликованию указанный акт не подлежит.
Суд приобщил к материалам дела указанный документ.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, возражений относительно рассмотрения дела в отсутствие своего представителя и отзыв на заявление не представило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свое требование. Представитель ответчика не признала заявленное требование.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Общество является управляющей организацией в доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске на основании договора управления многоквартирным домом.
По обращению от 06.07.2015 N 2668-о заместителем руководителя Инспекции на основании распоряжения от 09.07.2015 N 20-017/13-12 ГЖИи была инициирована внеплановая документарная проверка Общества-лицензиата.
13.07.2015 Инспекцией в адрес Общества направлен запрос N 20-017/13-12 ГЖИи о предоставлении документов на проверку.
В соответствии с письмом от 14.07.2015 N 498 Общество представило в Инспекцию истребованные документы.
По итогам проверки Инспекцией составлен акт от 21.07.2015 N 25/017/13-12ГЖИи и вынесено предписание от 21.07.2015 N 26/017/13-12 ГЖИи, которым Обществу вменено в обязанность в срок до 15.09.2015 обеспечить потребителям в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске предоставление коммунальной услуги по электроснабжению и предоставить доказательства, подтверждающие участие управляющей организации в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению в качестве исполнителя коммунальной услуги.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленное требование является необоснованным исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставляемой исполнителем коммунальной услуги с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
В соответствии с пунктом 1 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (утверждены Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, далее по тексту - Правила) настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее - заявка (оферта)) в следующие сроки:
исполнитель в лице управляющей организации - не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Перечень документов, прилагаемых к заявке, и перечень документов, подтверждающих наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, приведены в пунктах 6 и 7 Правил.
В соответствии с пунктом 8 Правил ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 10 Правил ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 11 Правил в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Пункт 12 Правил предусматривает, что Исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.
Таким образом в целях обеспечения предоставления собственникам многоквартирного дома N 14 по ул. Сортавальской в г. Петрозаводске коммунальной услуги по электроснабжению Общество обязано заключить с ресурсоснабжающей организацией ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" договор энергоснабжения.
Наличие данной обязанности Обществом не оспаривается. Более того, в ходе судебного разбирательства представитель Общества указывал на неоднократные попытки Общества заключить такой договор и ссылался на невозможность заключения договора ввиду необоснованного требования ООО "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания" дополнительных документов и отказом в подписании договора.
Суд соглашается с позицией Инспекции о том, что направление Обществом в адрес ресурсоснабжающей организации проекта договора, подписанного в одностороннем порядке, не освобождает Общество от обязанности предпринимать дальнейшие действия, направленные на заключение договора ресурсоснабжения.
По мнению суда, в рассматриваемом случае, на момент вынесения обжалуемого предписания, имело место бездействие Общества по незаключению с ресурсоснабжающей организацией соответствующего договора. В случае же отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (пункт 11 Правил). Такие действия Обществом также не были совершены.
Суд соглашается с позицией Инспекции о том, что отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией нарушает права потребителей коммунальной услуги, проживающих в многоквартирном доме N 14 по ул. Сортавальской, поскольку способствует созданию невыгодных гражданам экономических условий, возлагает на них дополнительные расходы по оплате за потребленный сверх норматива объем электроэнергии на общедомовые нужды, который при наличии договора ресурсоснабжения возлагался бы на Общество (абзац 2 пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), а Общество отстраняется от контроля за объемами потребляемых ресурсов и утрачивает заинтересованность в своевременном устранении потерь на общедомовом имуществе.
Для определения статуса "исполнителя коммунальных услуг" имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления многоквартирным жилым домом, а не наличие (отсутствие) договора поставки ресурса.
Договором управления многоквартирным домом N 14 по ул. Сортавальской предусмотрено, что предметом договора является осуществление управляющей организацией по заданию собственников функций по управлению многоквартирным домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг.
Таким образом, заключение управляющей организацией соответствующего договора энергоснабжения обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Суд отклоняет доводы Общества о невозможности проведения в отношении него государственного жилищного надзора, а также о подписании оспариваемого предписания неуполномоченным лицом по следующим основаниям.
На основании распоряжения от 09.07.2015 N 20/017/13-12ГЖИи проверка инициирована в отношении Общества именно как лицензиата, а не в рамках государственного жилищного надзора.
В соответствии с пунктом 5 "Административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия", утвержденного приказом Инспекции от 20.02.2015 N 17, перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственной функции, определяется приказом Инспекции.
В силу подпункта "в" пункта 7 Административного регламента должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации при осуществлении государственной функции, имеют право выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно приказу Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" начальник отдела надзора и контроля платы - государственный жилищный инспектор, подписавший оспариваемое предписание, наделен полномочиями по осуществлению лицензионного контроля.
Пунктами 12, 13 Порядка издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требований, предъявляемых к их проектам, утвержденного Указом Главы Республики Карелия N 64 от 29.07.2014, установлено, что официальному опубликованию подлежат нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, или имеющие межведомственный характер. Органы исполнительной власти Республики Карелия самостоятельно осуществляют отбор нормативных актов для официального опубликования.
Кроме того, в соответствии с ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия на запрос от 18.12.2015, приказ Инспекции от 05.05.2015 N 40 о/д "Об изменении должностных регламентов, сокращения и вводе должностей гражданской службы в отделе надзора и контроля платы" не содержит норма права, поэтому включению в федеральный регистр нормативных правовых актов Республики Карелия, а также обязательному официальному опубликованию указанный акт не подлежит.
Также суд полагает возможным отметить, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством. Наличие обязанности по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией Обществом не оспаривается. Все вопросы, связанные с процессом заключения данного договора, при недостижении сторонами согласия, разрешаются в судебном порядке посредством подачи соответствующего искового заявления. Такое исковое заявление Обществом не подавалось, и Общество не обращалось в Инспекцию с заявлением о продлении срока действия предписания в целях урегулирования с ресурсоснабжающей организацией вопросов, связанных с заключением договора.
Относительно довода Общества о том, что требования, изложенные в предписании, заявителем фактически исполнены, суд отмечает, что из текста акта проверки от 21.07.2015 и самого предписания N 26/017/13-12 ГЖИи от 21.07.2015 следует, что Обществом не исполнена обязанность по заключению договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией; в силу заключенного договора управления многоквартирным домом на Общество возложена обязанность по предоставлению соответствующих коммунальных услуг; исполнителем коммунальной услуги Общество может являться именно при заключении соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается заявителем то обстоятельство, что договор электроснабжения Обществом с ресурсоснабжающей организацией не заключен, соответственно, предписание N 26/017/13-12 ГЖИи от 21.07.2015 не исполнено.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленного обществом с ограниченной ответственностью "Мастер - Ремонт" (ОГРН 1041000038606, ИНН 1001158377) требования отказать.
- 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4).
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
И.С.ЦЫБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)