Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Заместитель председателя Нижегородского областного суда А.А. Толмачев, рассмотрев протест заместителя прокурора Нижегородской области Д.К. Жиделева на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года, решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО "УК "Лидер",
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года ООО "УК "Лидер" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Данное постановление обжаловано генеральным директором ООО "УК "Лидер" ФИО7 в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "УК "Лидер" ФИО8 - без удовлетворения.
В протесте заместителем прокурора Нижегородской области Д.К. Жиделевым ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях ООО "УК "Лидер" состава административного правонарушения.
Проверив истребованное по протесту дело об административном правонарушении, изучив мотивы протеста, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент события административного правонарушения) следует, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из ч. 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д (1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании договора управления многоквартирным домом от 11.11.2013 года и лицензии от 28.04.2015 года N 99 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ООО "УК "Лидер" является ответственным лицом за содержание и ремонт многоквартирного <адрес> в г. Н. Новгороде и обязано исполнять лицензионные требования.
В рамках проверки поступившего обращения гражданина ФИО4 от 18.02.2016 года главным специалистом Нижегородского заречного отдела Госжилинспекции - государственным жилищным инспектором Нижегородской области Д. на основании приказа начальника Нижегородского нагорного отдела (заместителя руководителя) государственной жилищной инспекции Нижегородской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой в <адрес> г. Н. Новгорода выявлены нарушения норм действующего законодательства, а именно: не приняты меры по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода, коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии данного жилого дома не введены в эксплуатацию (не опломбированы), придомовая территория данного жилого дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно не удалено льдообразование и не произведена обработка пескосолянной смесью дорожного покрытия у подъездов домов. Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вывод о совершении ООО "УК "Лидер" правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и его виновности подтверждается совокупностью исследованных доказательств, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "УК "Лидер" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Что же касается мотивов протеста прокурора о том, что на момент проведения проверки 05.04.2016 года выявленные нарушения (коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии данного жилого <адрес> г. Н. Новгорода не введены в эксплуатацию (не опломбированы), придомовая территория данного жилого дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно не удалено льдообразование и не произведена обработка пескосолянной смесью дорожного покрытия у подъездов домов) и указанные в предписании были устранены, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом рассматриваемого дела является не исполнение предписания, ответственность за которое наступает по ст. 19.5 КоАП РФ, а осуществление ООО "УК "Лидер" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, выразившееся в не принятии надлежащих мер по содержанию и ремонту многоквартирного <адрес>, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В то же время, вменяя в вину ООО "УК "Лидер" нарушение в части не принятия мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода, судебными инстанциями не было принято во внимание следующее.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" субъектом установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления является организация, осуществляющая снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
При этом приказом Минрегионразвития РФ от 29.11.2011 года N 627, утверждающим критерии наличия или отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета, изданном в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, установлено, что установка общедомовых приборов учета на инженерных сетях, требующих реконструкции, капитального ремонта или создания новых внутридомовых систем невозможна, поскольку повлечет за собой увеличение коммунальных платежей потребителей. Установление наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета подтверждается актом обследования, составляемым в соответствии с требованиями того же приказа.
В протесте заместитель прокурора Нижегородской области в обоснование отсутствия вины ООО "УК Лидер" по не принятию мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода настаивает на том, что техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на инженерных сетях без реконструкции внутридомовых систем данного дома отсутствует.
В подтверждение указанному ссылается на акт обследования от 19 мая 2016 года (л.д. 49), согласно которому техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на инженерных сетях без реконструкции внутридомовых систем <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> - отсутствует.
Однако ни мировым судьей, ни судьей районного суда не был исследован и не дана оценка вышеуказанному акту обследования от 19 мая 2016 года, в то время, как его надлежащее исследование и оценка, имеет существенное значение для правильного разрешения дела в части установления вины ООО "УК Лидер" в не принятии мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ составляет три месяца, и возврат дела на новое рассмотрение в части установления наличия (отсутствия) вины ООО "УК Лидер" по не принятию мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода не предоставляется возможным, то полагаю необходимым изменить постановление мирового судьи от 06 июня 2016 года и решение Советского районного суда <адрес> от 08 августа 2016 года путем исключения из них указание на не принятие ООО УК "Лидер" мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода.
Кроме того, из материалов дела следует, что при назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено ООО "УК "Лидер" в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ пределах 250000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Таким образом, учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 125000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, заместитель председателя Нижегородского областного суда
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года и решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении ООО "УК "Лидер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, - изменить.
Исключить из постановления мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года и решения Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года указание на не принятие ООО УК "Лидер" мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода.
Снизить размер назначенного штрафа до 125000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года и решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении ООО "УК "Лидер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, - оставить без изменения, протест заместителя прокурора Нижегородской области Д.К. Жиделева - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.07.2017 ПО ДЕЛУ N 4А-927/2017
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2017 года
Заместитель председателя Нижегородского областного суда А.А. Толмачев, рассмотрев протест заместителя прокурора Нижегородской области Д.К. Жиделева на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года, решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО "УК "Лидер",
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года ООО "УК "Лидер" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Данное постановление обжаловано генеральным директором ООО "УК "Лидер" ФИО7 в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Решением Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "УК "Лидер" ФИО8 - без удовлетворения.
В протесте заместителем прокурора Нижегородской области Д.К. Жиделевым ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и прекращении производства по делу за отсутствием в действиях ООО "УК "Лидер" состава административного правонарушения.
Проверив истребованное по протесту дело об административном правонарушении, изучив мотивы протеста, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент события административного правонарушения) следует, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из ч. 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д (1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании договора управления многоквартирным домом от 11.11.2013 года и лицензии от 28.04.2015 года N 99 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ООО "УК "Лидер" является ответственным лицом за содержание и ремонт многоквартирного <адрес> в г. Н. Новгороде и обязано исполнять лицензионные требования.
В рамках проверки поступившего обращения гражданина ФИО4 от 18.02.2016 года главным специалистом Нижегородского заречного отдела Госжилинспекции - государственным жилищным инспектором Нижегородской области Д. на основании приказа начальника Нижегородского нагорного отдела (заместителя руководителя) государственной жилищной инспекции Нижегородской области проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой в <адрес> г. Н. Новгорода выявлены нарушения норм действующего законодательства, а именно: не приняты меры по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода, коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии данного жилого дома не введены в эксплуатацию (не опломбированы), придомовая территория данного жилого дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно не удалено льдообразование и не произведена обработка пескосолянной смесью дорожного покрытия у подъездов домов. Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вывод о совершении ООО "УК "Лидер" правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и его виновности подтверждается совокупностью исследованных доказательств, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "УК "Лидер" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Что же касается мотивов протеста прокурора о том, что на момент проведения проверки 05.04.2016 года выявленные нарушения (коллективные (общедомовые) приборы учета электроэнергии данного жилого <адрес> г. Н. Новгорода не введены в эксплуатацию (не опломбированы), придомовая территория данного жилого дома находится в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно не удалено льдообразование и не произведена обработка пескосолянной смесью дорожного покрытия у подъездов домов) и указанные в предписании были устранены, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом рассматриваемого дела является не исполнение предписания, ответственность за которое наступает по ст. 19.5 КоАП РФ, а осуществление ООО "УК "Лидер" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, выразившееся в не принятии надлежащих мер по содержанию и ремонту многоквартирного <адрес>, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В то же время, вменяя в вину ООО "УК "Лидер" нарушение в части не принятия мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода, судебными инстанциями не было принято во внимание следующее.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" субъектом установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления является организация, осуществляющая снабжение тепловой энергией и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования дома.
При этом приказом Минрегионразвития РФ от 29.11.2011 года N 627, утверждающим критерии наличия или отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета, изданном в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, установлено, что установка общедомовых приборов учета на инженерных сетях, требующих реконструкции, капитального ремонта или создания новых внутридомовых систем невозможна, поскольку повлечет за собой увеличение коммунальных платежей потребителей. Установление наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета подтверждается актом обследования, составляемым в соответствии с требованиями того же приказа.
В протесте заместитель прокурора Нижегородской области в обоснование отсутствия вины ООО "УК Лидер" по не принятию мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода настаивает на том, что техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на инженерных сетях без реконструкции внутридомовых систем данного дома отсутствует.
В подтверждение указанному ссылается на акт обследования от 19 мая 2016 года (л.д. 49), согласно которому техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на инженерных сетях без реконструкции внутридомовых систем <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> - отсутствует.
Однако ни мировым судьей, ни судьей районного суда не был исследован и не дана оценка вышеуказанному акту обследования от 19 мая 2016 года, в то время, как его надлежащее исследование и оценка, имеет существенное значение для правильного разрешения дела в части установления вины ООО "УК Лидер" в не принятии мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ составляет три месяца, и возврат дела на новое рассмотрение в части установления наличия (отсутствия) вины ООО "УК Лидер" по не принятию мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода не предоставляется возможным, то полагаю необходимым изменить постановление мирового судьи от 06 июня 2016 года и решение Советского районного суда <адрес> от 08 августа 2016 года путем исключения из них указание на не принятие ООО УК "Лидер" мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода.
Кроме того, из материалов дела следует, что при назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено ООО "УК "Лидер" в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем наложение административного штрафа в установленных санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ пределах 250000 рублей не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Таким образом, учитывая положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, назначенное наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 125000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, заместитель председателя Нижегородского областного суда
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года и решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении ООО "УК "Лидер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, - изменить.
Исключить из постановления мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года и решения Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года указание на не принятие ООО УК "Лидер" мер по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии на системе отопления жилого <адрес> г. Н. Новгорода.
Снизить размер назначенного штрафа до 125000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 1 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Советского судебного района г. Нижний Новгород Нижегородской области от 06 июня 2016 года и решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 августа 2016 года, вынесенные в отношении ООО "УК "Лидер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, - оставить без изменения, протест заместителя прокурора Нижегородской области Д.К. Жиделева - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
А.А.ТОЛМАЧЕВ
А.А.ТОЛМАЧЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)