Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-30978/2016 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис", г.
Саратов (ИНН 6452060221, ОГРН 1026402670590)
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по управлению имуществом г. Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Администрация Заводского района г. Саратова (ИНН 6451112822, ОГРН 1026402497857)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании: Общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис" - Котельников И.В., действующий на основании доверенности от 10.02.2017 б/н, выданной на срок три года.
Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степанов А.А., действующий на основании доверенности от 15.11.2016 N 01-04/117, выданной на срок один год
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис" (далее - ООО "Промэнергосервис", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), выразившееся в ненаправлении собственникам помещений аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов ул. Барнаульская, 11 требования о сносе многоквартирного дома или его реконструкции в разумный срок.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
ООО "Промэнергосервис", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области Саратовской области от 19 июня 2017 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис" принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 91,5 кв. м в подземном этаже многоквартирного дома по адресу: город Саратов, улица Барнаульская, д. N 11.
Данное нежилое помещение приобретено ООО "Промэнергосервис" у ОАО "Хлебокомбинат" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 22.04.2003 г. Право собственности ООО "Промэнергосервис" на указанное помещение зарегистрировано в ЕГРП 28.04.2003 г., в подтверждение чего выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 64АА N 58148 от 28.04.2003.
01.09.2016 на сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" в сети Интернет http://saratovmer.ru размещено обращение, адресованное собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, о приобретении для них жилых помещений в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах" (II этап).
В перечне аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2016 году, указан дом по улице Барнаульской, 11.
При обращении к тексту постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17.03.2016 N 586 ООО "Промэнергосервис" стало известно, что определенный ведомственной программой срок начала и конца переселения жильцов указанного аварийного дома - IV квартал 2016 года.
Поскольку намеченный на переселение жильцов многоквартирного дома срок истекал, однако при этом собственникам нежилых помещений в указанном доме не поступало каких-либо сообщений о предстоящем изъятии их помещений в аварийном доме для муниципальных нужд, ООО "Промэнергосервис" направило в Администрацию обращение от 26.09.2016 г. N 51/16, в котором просило направить собственникам многоквартирного дома требование о его сносе или реконструкции в разумный срок.
На обращение ООО "Промэнергосервис" от 26.09.2016 N 51/16 Администрация 25.10.2016 сообщением N 01-02-20/566 указала на отсутствие финансирования работ по сносу аварийного многоквартирного дома N 11 по ул. Барнаульской в г. Саратове, в связи с чем требование собственникам помещений в многоквартирном доме о сносе аварийного многоквартирного дома не направлялось.
ООО "Промэнергосервис", посчитав вышеуказанное бездействие Администрации незаконным и нарушающим права собственников помещений в многоквартирном доме, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на администрацию такая обязанность не возлагалась в силу закона, указанная обязанность также не предусмотрена ведомственной целевой программой "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", и оспариваемое бездействие не имеет места в рассматриваемом споре.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, которые заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен нормами ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47).
В силу части 11 статьи 32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Следовательно, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд, которое (изъятие) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме действующим законодательством прямо не урегулированы.
Вместе с тем из анализа норм жилищного законодательства и арбитражного процессуального кодекса следует, что заявленные обществом требования не направлены на защиту его интересов в сфере его экономической деятельности.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 11 признан непригодными для постоянного проживания и включен в целевую программа, утвержденную Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.07.2013 N 1347 - "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах".
В рамках реализации программы решение об изъятии либо о сносе спорного жилого помещения, либо об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом для государственных или муниципальных нужд не принято.
При этом, следует учесть, что требование к собственникам помещений в аварийном доме о его сносе или реконструкции возможно только в том случае, если органом, принявшим решение об аварийности дома, одновременно принято решение о его сносе либо реконструкции.
Кроме того, в нарушение требований статьи 198 АПК РФ заявитель не указывает, чем бездействие по ненаправлению требования о сносе дома, в котором он имеет нежилое помещение, нарушает права общества как хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность органа признавшего дом аварийный по направлению собственникам требования о сносе такого дома возникает в случае принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
До принятия соответствующего решения реализация прав собственности владельцев аварийного дома не ограничена.
Согласно статье 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанные положения распространяются и на объекты недвижимости.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-30978/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 12АП-8938/2017 ПО ДЕЛУ N А57-30978/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом; Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А57-30978/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-30978/2016 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис", г.
Саратов (ИНН 6452060221, ОГРН 1026402670590)
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280), Комитет по управлению имуществом г. Саратова (ИНН 6450003860, ОГРН 1026402195511), Администрация Заводского района г. Саратова (ИНН 6451112822, ОГРН 1026402497857)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании: Общества с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис" - Котельников И.В., действующий на основании доверенности от 10.02.2017 б/н, выданной на срок три года.
Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Степанов А.А., действующий на основании доверенности от 15.11.2016 N 01-04/117, выданной на срок один год
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис" (далее - ООО "Промэнергосервис", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация), выразившееся в ненаправлении собственникам помещений аварийного многоквартирного жилого дома по адресу: г. Саратов ул. Барнаульская, 11 требования о сносе многоквартирного дома или его реконструкции в разумный срок.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
ООО "Промэнергосервис", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области Саратовской области от 19 июня 2017 по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Промэнергосервис" принадлежит на праве собственности нежилое помещение общей площадью 91,5 кв. м в подземном этаже многоквартирного дома по адресу: город Саратов, улица Барнаульская, д. N 11.
Данное нежилое помещение приобретено ООО "Промэнергосервис" у ОАО "Хлебокомбинат" по договору купли-продажи недвижимого имущества от 22.04.2003 г. Право собственности ООО "Промэнергосервис" на указанное помещение зарегистрировано в ЕГРП 28.04.2003 г., в подтверждение чего выдано Свидетельство о государственной регистрации права серии 64АА N 58148 от 28.04.2003.
01.09.2016 на сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" в сети Интернет http://saratovmer.ru размещено обращение, адресованное собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, о приобретении для них жилых помещений в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах" (II этап).
В перечне аварийных многоквартирных домов, подлежащих расселению в 2016 году, указан дом по улице Барнаульской, 11.
При обращении к тексту постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17.03.2016 N 586 ООО "Промэнергосервис" стало известно, что определенный ведомственной программой срок начала и конца переселения жильцов указанного аварийного дома - IV квартал 2016 года.
Поскольку намеченный на переселение жильцов многоквартирного дома срок истекал, однако при этом собственникам нежилых помещений в указанном доме не поступало каких-либо сообщений о предстоящем изъятии их помещений в аварийном доме для муниципальных нужд, ООО "Промэнергосервис" направило в Администрацию обращение от 26.09.2016 г. N 51/16, в котором просило направить собственникам многоквартирного дома требование о его сносе или реконструкции в разумный срок.
На обращение ООО "Промэнергосервис" от 26.09.2016 N 51/16 Администрация 25.10.2016 сообщением N 01-02-20/566 указала на отсутствие финансирования работ по сносу аварийного многоквартирного дома N 11 по ул. Барнаульской в г. Саратове, в связи с чем требование собственникам помещений в многоквартирном доме о сносе аварийного многоквартирного дома не направлялось.
ООО "Промэнергосервис", посчитав вышеуказанное бездействие Администрации незаконным и нарушающим права собственников помещений в многоквартирном доме, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на администрацию такая обязанность не возлагалась в силу закона, указанная обязанность также не предусмотрена ведомственной целевой программой "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", и оспариваемое бездействие не имеет места в рассматриваемом споре.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд, которые заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен нормами ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение N 47).
В силу части 11 статьи 32 ЖК РФ в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома.
В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Следовательно, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд, которое (изъятие) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме действующим законодательством прямо не урегулированы.
Вместе с тем из анализа норм жилищного законодательства и арбитражного процессуального кодекса следует, что заявленные обществом требования не направлены на защиту его интересов в сфере его экономической деятельности.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Барнаульская, д. 11 признан непригодными для постоянного проживания и включен в целевую программа, утвержденную Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.07.2013 N 1347 - "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах".
В рамках реализации программы решение об изъятии либо о сносе спорного жилого помещения, либо об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом для государственных или муниципальных нужд не принято.
При этом, следует учесть, что требование к собственникам помещений в аварийном доме о его сносе или реконструкции возможно только в том случае, если органом, принявшим решение об аварийности дома, одновременно принято решение о его сносе либо реконструкции.
Кроме того, в нарушение требований статьи 198 АПК РФ заявитель не указывает, чем бездействие по ненаправлению требования о сносе дома, в котором он имеет нежилое помещение, нарушает права общества как хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность органа признавшего дом аварийный по направлению собственникам требования о сносе такого дома возникает в случае принятия решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.
До принятия соответствующего решения реализация прав собственности владельцев аварийного дома не ограничена.
Согласно статье 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Указанные положения распространяются и на объекты недвижимости.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 июня 2017 года по делу N А57-30978/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)