Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 07.08.2017 N Ф08-4427/2017 ПО ДЕЛУ N А53-30911/2016

Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции, обязании восстановить коммунальную услугу.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием жилищная инспекция установила в действиях общества нарушения п. п. 1,3 приложения N 1 к Правилам "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов": не обеспечено в жилом доме бесперебойное холодное водоснабжение.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2017 г. по делу N А53-30911/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Ростовводоканал" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Юркаева А.А. (доверенность от 09.01.2017), от заинтересованного лица - государственной жилищной инспекции Ростовской области - Шабановой О.Н. (доверенность от 20.07.2017) и Тупица Е.В. (доверенность от 23.09.2016), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Емцовой Раисы Владимировны и представителя Емцевой Р.В. - Емцева В.И. (доверенность от 23.11.2016), рассмотрев в судебном заседании, проводимом с применением видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области (судья Паутова Л.Н., секретарь судебного заседания Аракельянц А.И.) кассационную жалобу акционерного общества "Ростовводоканал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2017 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-30911/2016, установил следующее.
АО "Ростовводоканал" (далее - общество, АО "Ростовводоканал") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 25.10.2016 N 3549 об обязании общества восстановить коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилой дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, 3/5.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Емцова Раиса Владимировна.
Решением от 14.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.05.2017, суд отказал в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы тем, что Емцевой Раисой Владимировной осуществляется потребление услуги водоснабжения на основании документов о подключении объекта к централизованной системе водоснабжения, полученных прежним собственником. Объект, подключенный к централизованной системе водоснабжения, является индивидуальным жилым домом. В месте подключения объекта к системе водоснабжения установлен прибор учета, прошедший поверку в установленном порядке, срок действия поверки - до 02.04.2020. Согласно акту сверки Емцевой Р.В. оплачивается услуга водоснабжения в полном объеме, имеется переплата. После приобретения домовладения по указанному адресу у предыдущего собственника Емцева Р.В. обращалась в АО "Ростовводоканал" с заявлением о переоформлении договора на нового собственника. Факт самовольного подключения абонента к централизованной системе водоснабжения не установлен.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. АО "Ростовводоканал" указывает, что Емцева Р.В. допустила самовольное подключение объекта к системе водоснабжения, не заключила договор подключения и не внесла плату за подключение, чем нарушила Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в связи с чем общество в соответствии с пунктами 16, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не только вправе, но и обязано приостановить водоснабжение объекта, самовольно подключенного к системе водоснабжения. Тот факт, что на момент рассмотрения данного дела в суде водоснабжение восстановлено, не имеет правового значения, поскольку договор подключения спорного объекта к централизованной системе водоснабжения заключен уже после выдачи оспариваемого предписания.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей общества, инспекции и Емцеву Р.В., проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением Емцевой Р.В. по вопросу отключения коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, д. 3/5, на основании распоряжения от 11.10.2016 N 10554, инспекция провела внеплановую выездную проверку общества.
Согласно акту визуального осмотра от 25.10.2016 и акту проверки от 25.10.2016 N 10554 инспекция установила в действиях общества нарушение пунктов 1, 3 приложения N 1 к Правилам N 354, а именно: не обеспечено бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года. На момент проверки в жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, д. 3/5, коммунальная услуга по холодному водоснабжению отсутствовала, на водопроводном вводе в дом в колодце выполнен видимый разрыв трубопровода. Документация, подтверждающая правомерность отключения коммунальной услуги, соблюдение порядка отключения обществом не представлена.
По результатам внеплановой проверки инспекция выдала обществу предписание от 25.10.2016 N 3549 о восстановлении предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в жилой дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, д. 3/5. Срок исполнения предписания - 20.11.2016.
Не согласившись с предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции установили, что решением от 08.10.2015 Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону отказал в удовлетворении требования департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону к Емцевой Р.В. о сносе объектов капитального строительства. Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции на основании дополнительной судебной строительно-технической экспертизы от 15.09.2015 N 2015/267 установлено, что спорный объект, вопрос о правомерности подключения которого к централизованным сетям водоснабжения является предметом рассмотрения по настоящему делу, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, д. 3/5, является индивидуальным жилым домом.
На основании договора мены от 19.12.2013 Емцева Р.В. приобрела право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:081729:0014 площадью 455 кв. м и расположенные на данном земельном участке одноэтажный жилой дом общей площадью 78,1 кв. м, литер В, и гараж площадью 17,6 кв. м, литер Ц, находившиеся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, д. 3а. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 29.12.2013.
Согласно решению Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 08.10.2015 Емцевой Р.В. 27.03.2014 администрацией Октябрьского района г. Ростова-на-Дону выдано разрешение N RU 61310005-201 на строительство одноквартирного 3-этажного индивидуального жилого дома в соответствии с градостроительным планом от 30.01.2014 N RU 61310005-000000000000265 общей площадью 302 кв. м на земельном участке площадью 455 кв. м по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, д. 3а.
На основании договоров мены от 30.11.2011, 19.12.2013, соглашения об изменении конфигурации земельных участков в домовладении по ул. Ларина, 3, и Ларина, 3а от 30.03.2014 за Емцевой Р.В. 13.10.2014 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1 005 кв. м, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Айвазовского, 3/5. В связи с объединением ранее принадлежащих Емцевой Р.В. земельных участков вновь образованному земельному участку установлен адрес: г. Ростов-на-Дону, ул. Айвазовского, 3/5, что подтверждается также справкой об идентификации адреса от 09.10.2014 N 14-3316, выданной директором МУП "Городской центр кадастра и геодезии" администрации г. Ростова-на-Дону. Право собственности на объединенный земельный участок площадью 1 005 кв. м зарегистрировано 13.10.2014 согласно свидетельству о регистрации права серии 61-АИ N 722964.
Поскольку площадь земельного участка, на котором осуществлялось строительство жилого дома, увеличилась после получения разрешения на строительство, Емцевой Р.В. при строительстве жилого дома допущено отступление от параметров, указанных в разрешении, и возведено строение площадью 1 030 кв. м, этажность 3, на которое Емцевой Р.В. зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии 61-АИ N 918656.
Емцева Р.В. 28.03.2014 обратилась в АО "Ростовводоканал" с заявлением о переоформлении водопроводного ввода и перезаключении договора водоснабжения на имя Емцевой Р.В. в связи со сменой собственника домовладения по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, д. 3а.
Письмом от 11.04.2014 N 2148 АО "Ростовводоканал" сообщил, что согласно фотоотчету и рапорту установлено, что на земельном участке по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, д. 3а, ведется строительство объекта, фактическое водопользование которого неизвестно и рекомендовал Емцевой Р.В. обратиться в службу "Одного окна" ОАО "ПО Водоканал", предоставив информацию (сведения) о фактическом водопользовании объекта.
Емцева 14.10.2016 (входящий N 20290) обратилась в АО "Ростовводоканал" с заявлением о перезаключении договора водоснабжения на нового собственника жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, д. 3/5.
АО "Ростовводоканал" в ответ на заявление о переоформлении лицевого счета холодного водоснабжения (водоотведения) на имя нового собственника индивидуального жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Айвазовского, д. 3/5, письмом от 13.10.2016 N 14653 сообщил, что согласно акту контрольного обследования на земельном участке расположен объект капитального строительства, назначение которого не соответствует заявленному.
Общество направило в адрес Емцевой Р.В. уведомление от 15.07.2016 N 9460 о том, что в связи с выявлением самовольного подключения объекта, расположенного по адресу: 344068, г. Ростов-на-Дону, ул. Ларина, 5, к централизованной системе водоснабжения, с 10 часов 00 минут 22.07.2016 будет произведено прекращение водоснабжения указанного объекта. Возобновление водоснабжения будет произведено после оформления в установленном порядке подключения объекта к централизованной системе водоснабжения и заключения договора на водоснабжение и водоотведение.
Также в адрес администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону общество направило уведомление от 15.07.2016 N 9439 об отключении объекта по ул. Ларина, 5 (гостиница), от системы водоснабжения (водоотведения). Согласно акту контрольного обследования от 07.08.2016 N 62250 произведено отключение принадлежащего Емцевой Р.В. объекта по ул. Ларина, 5 от системы водоснабжения в связи с самовольным подключением.
Прекращение водоснабжения принадлежащего Емцевой Р.В. объекта, общество произвело путем разрыва водопроводной трубы (ввода) по основанию самовольного подключения вновь возведенного жилого дома к централизованной системе водоснабжения.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого обществом предписания. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Правила 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией; в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе некоммерческим объединением), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.
В силу пункта 16 Правил N 354 организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальных услуг, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальных услуг. Организация, указанная в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора о предоставлении коммунальных услуг по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 17 Правил N 354 установлено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно-технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно- технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.
При этом Правила N 354 не регулируют вопросы подключения объектов капитального строительства, в том числе жилых домов (домовладений), к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании пунктов 6, 7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-,водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно пункту 86 Правил N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами N 644, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном Правилами N 644 для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
К отношениям, возникающим между организациями водопроводно- канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения Правил N 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством (абзац 2 пункта 1 Правил N 644).
В соответствии с пунктами 88, 90, 91, 94, 99, 100, 106 Правил N 644 действующим законодательством установлен следующий порядок подключения объекта.
Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения. В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения.
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением следующих документов: а) копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление; б) нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на земельный участок; в) ситуационный план расположения объекта с привязкой к территории населенного пункта; г) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с эксплуатирующими организациями; д) информация о сроках строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию строящегося (реконструируемого) объекта; е) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод, а также с распределением общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах); ж) сведения о составе и свойствах сточных вод, намеченных к отведению в централизованную систему водоотведения; з) сведения о назначении объекта, высоте и об этажности зданий, строений, сооружений.
В случае если заявитель ранее предоставлял организации водопроводно- канализационного хозяйства такие документы при получении технических условий подключения и сведения, содержащиеся в этих документах, не изменились, повторное предоставление документов той же организации водопроводно-канализационного хозяйства не требуется. Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 Правил N 644, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно- канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение). Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 календарных дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Для заключения договора о подключении по истечении этого срока, но в течение срока действия технических условий, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о подключении (технологическом присоединении) в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, при этом повторного представления документов, предусмотренных пунктом 90 Правил N 644, той же организации водопроводно-канализационного хозяйства, если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления, не требуется.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет заявителю подписанный проект договора о подключении в течение 20 дней со дня получения повторного обращения. Заявитель подписывает 2 экземпляра проекта договора о подключении и направляет 1 экземпляр в адрес организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении, если ранее такие документы не представлялись. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного заявителем договора о подключении (технологическом присоединении), если иное не установлено этим договором.
Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя.
Пунктами 20, 23 типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, предусмотрено, что объект считается подключенным к централизованной системе холодного водоснабжения с даты подписания сторонами акта о подключении (технологическом присоединении) объекта по форме согласно приложению N 5, подтверждающего выполнение сторонами условий подключения (технологического присоединения) и иных обязательств по настоящему договору, и подписания акта о разграничении балансовой принадлежности водопроводных сетей по форме согласно приложению N 6.
Водоснабжение в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства при условии получения заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после подписания сторонами акта о подключении объекта и заключения договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с даты, определенной таким договором.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок подключения реконструированного или построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Подключение объекта капитального строительства к централизованным сетям водоснабжения в нарушение вышеуказанного порядка считается по смыслу вышеуказанных правовых норм самовольным подключением и является основанием для приостановления предоставления коммунальной услуги.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы. На основании подпункта "в" пункта 115 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Письмом от 04.12.2014 департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Минстроя России от 04.12.2014 разъяснил, что вопросы несанкционированного подключения, урегулированные, в том числе подпунктом "в" пункта 115 Правил N 354 применяются и в отношении собственников жилых домов.
Как видно из материалов дела, стороны представили в суд апелляционной инстанции единый договор от 14.04.2017 N 26426 холодного водоснабжения и водоотведения на вновь построенный объект капитального строительства Емцевой Р.В. Какие-либо разногласия по вопросу подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения, а также внесения Емцевой Р.В. платы за технологическое подключение нового объекта, отсутствуют.
Судебные инстанции учли, что спорный объект капитального строительства согласно вступившему в законную силу решению суда общей юрисдикции является жилым домом, в связи с чем, Емцева Р.В. пользуется услугами водоснабжения и водоотведения как гражданин-потребитель, являющийся наиболее слабой стороной в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией, предпринятые АО "Ростовводоканал" меры по отключению жилого дома от сетей водоснабжения и водоотведения являются в данном конкретном случае чрезмерными и неоправданными, влекущими существенные для потребителя неблагоприятные последствия, несоразмерные требованию АО "Ростовводоканал" о внесении платы за технологическое подключение.
Суды исходили из того, что потребитель заблуждался относительно установленного законом порядка подключения вновь возведенного объекта капитального строительства, полагая, что может переоформить договор с обществом, заключенный ранее в установленном порядке предыдущим собственником жилого дома, приобретенного Емцевой Р.В., и рядом с которым ею построен новый жилой дом. Вместе с тем доказательства того, что АО "Ростовводоканал" в спорном периоде, когда произошло отключение, разъяснил потребителю установленный действующим законодательством порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, не представлены. Суды установили, что фактически объект Емцевой Р.В. присоединен к сетям путем подключения к ранее существовавшему вводу, новые сети не прокладывались, водопотребление осуществляется по прежнему счетчику, оплата услуг в течение всего спорного периода осуществлялась потребителем надлежащим образом за фактически потребленный ресурс. Установив, что в настоящий момент договор на водоснабжение и водоотведение спорного объекта заключен, плата за технологическое подключение внесена потребителем полностью, что не оспаривается обществом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы общества, в данном случае, не нарушены.
Суды установили, что проверка проведена и предписание выдано уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания, является правильным.
Доводы общества были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2017 по делу N А53-30911/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)