Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.08.2017 ПО ДЕЛУ N А60-28206/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 августа 2017 г. по делу N А60-28206/2017


Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.С. Чудниковым, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью УЖК "ТЕРРИТОРИЯ-СЕВЕР" (ИНН 6658213898, ОГРН 1056602815642) к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) о признании незаконным и отмене предписания N 29-05-11-102 от 28.04.2017,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: Судницын Н.М., представитель по доверенности от 05.09.2016, Левкина А.В., представитель по доверенности от 01.06.17;
- от заявителя: Зеленина С.А. представитель по доверенности N 29-05-36-15 от 29.01.2017 года.
Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. От заявителя поступили пояснения к заявлению и ходатайство о фальсификации доказательств. Судом рассмотрено указанное ходатайство и отказано в его удовлетворении.

Общество с ограниченной ответственностью УЖК "ТЕРРИТОРИЯ-СЕВЕР" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о признании незаконным и отмене предписания N 29-05-11-102 от 28.04.2017.
Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит отказать в заявленных требований, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании обращения жителя многоквартирного дома N 97 по ул. Бакинских Комиссаров в г. Екатеринбурге и приказа от 29.03.2017 N 29-05-09-102, проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения ООО УЖК "Территория-Север" требований, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110) требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, д. 97.
В ходе проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области установлены нарушения, а именно: применение платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 24,68 руб. за кв. м при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного протоколом от 30.08.2011, об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме в размере 18,26 руб. за кв. м.
По результатам проверки составлен акт проверки N 29-05-10-102 от 28.04.17.
По факту выявленных нарушений ООО УЖК "Территория-Север" вынесено предписание N 29-05-11-102 от 28.04.2017, в соответствии с которым обществу надлежит применять плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом от 30.08.2011, а также осуществить перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.12.2015 в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленным протоколом от 30.08.2011.
Полагая, что предписание об устранении нарушений, выявленных Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является незаконным и подлежащим отмене, Общество с ограниченной ответственностью УЖК "Территория-Север" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, заслушав доводы лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью УЖК "Территория-Север" следует удовлетворить, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемыми пунктами прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно п. 31 Правил при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).
В случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путем проведения заочного голосования (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование) (ч. 1 ст. 47 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, Департаментом в ходе проверки установлено, необоснованное применение обществом с 01.12.15 платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 24,68 руб. за кв. м при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного протоколом от 30.08.2011, об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в данном многоквартирном доме в размере 18,26 руб. за кв. м.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений от 30.08.11, собственниками спорного дома принято решение об утверждении годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме на 2011 г. и на 2012 г. с установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м.
Таким образом, на основании указанного решения общего собрания собственников помещений ставка платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м подлежала применению в 2011 и 2012 году.
В 2015 году ООО "УЖК "Территория-Север" выступило инициатором общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома, в повестку которого был включен вопрос об утверждении размера платы за услуги по управлению многоквартирным домом, работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 97 по ул. Б. Комиссаров в г. Екатеринбурге, оформленного в виде Финансового плана по управлению, содержанию, текущему ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме на период действия с 01.12.15 по 30.11.16.
Общее собрание проводилось в очной форме 02.12.2015 г., при проведении общего собрания кворум для принятия решения об установлении размера платы отсутствовал. В период с 24.11.15 по 29.11.15 было проведено общее собрание собственников в заочной форме, оформленное протоколом от 08.12.2015, при проведении общего собрания в заочной форме кворум для принятия решения об установлении размера платы отсутствовал, в связи с чем, с 01.12.15 управляющей организацией осуществлялось начисление платы по тарифу, установленному Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 05.08.2014 N 2206, в размере 24,68 руб. за кв. м.
Возражая против заявленных требований заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что в 2013 и в 2014 году собственниками принимались решения об оставлении утвержденного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в прежнем размере, то есть 18,26 руб. / кв. м.
В материалы дела приобщены копии протоколов общих собраний собственников помещений от 21 июля 2013 года и от 25 августа 2014 года согласно которым при рассмотрении поставленного на обсуждение вопроса N 2 было решено оставить утвержденный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в прежнем размере, то есть 18,26 руб. / кв. м "За" указанное решение проголосовало 64% от общего числа голосов всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Представитель заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что о наличии каких-либо собраний собственников помещений, проводившихся в 2013 и 2014 году и принятых решениях обществу неизвестно.
В соответствии с п. 13 протокола общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома от 30.08.11, принято решение избрать ООО УЖК "Территория-Север" организацией ответственной за хранение всех протоколов общих собраний собственников помещений дома N 97 по ул. Бакинских комиссаров в г. Екатеринбурге.
Между тем, из материалов дела установить передачу протокола от 21.07.2013 г. и протокола N 1 от 25.08.2014 г. управляющей организации, не представляется возможным.
Обществом в материалы дела представлены выкопировки из журналов поступающей корреспонденции за 2013 и 2014 годы, в которых отсутствует информация о поступлении указанных протоколов.
Учитывая, что указанные протоколы управляющей организации не представлялись, иного в материалы дела не представлено, суд относится к ним критически.
При этом суд принимает во внимание, что ставка, установленная Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 05.08.2014 N 2206 в размере 24,68 руб. за кв. м, применялась с 01.12.15. В 2013, 2014 и до 30.11.15 применялась ставка в размере 18,26 руб. / кв. м.
Из вышеуказанных норм жилищного законодательства следует, что законодатель возлагает на собственников помещений первоочередную обязанность утверждения на общем собрании перечня услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования посредством определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения с учетом предложений управляющей организации.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения возможно только по результатам проведенного в указанном порядке общего собрания либо внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.06.2012 N 2674 "Об установлении ставок платы за жилое помещение" установлены ставки платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или которые не приняли на общем собрании решение об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Принимая во внимание, что собственниками помещений в спорном многоквартирном доме размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в размере 18,26 руб. за кв. м установлен на основании решения оформленного протоколом от 30.08.11 на 2011 и 2012 годы, иного решения позволявшего управляющей организации начислять плату в размере 18,26 руб. за кв. м в период с 01.12.15 не имеется, суд приходит к выводу, что заявителем обосновано при начислении применялась ставка установленная Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 21.06.2012 N 2674.
Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку уполномоченным органом в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств соответствия оспариваемого предписания N 29-05-11-102 от 28.04.2017 законодательным нормам и не нарушения им прав и законных интересов общества, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью УЖК "ТЕРРИТОРИЯ-СЕВЕР" требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-05-11-102 от 28.04.2017.
Обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131; адрес: 620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) в пользу Общества с ограниченной ответственностью УЖК "ТЕРРИТОРИЯ-СЕВЕР" (ИНН 6658213898, ОГРН 1056602815642) 3000 рублей копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
П.Н.КИРЕЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)