Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО "Наш дом": Директор Филоненко Л.М., паспорт, решение N 1 единственного учредителя от 13.01.2015;
- от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: Усачева А.В., удостоверение N 283, по доверенности от 22.03.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.06.2016 по делу N А53-7443/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания
принятое в составе судьи Пименова С.В.
общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 18.12.2015 N 3583, от 18.12.2015 N 3584, от 18.12.2015 N 3587.
Решением суда от 20.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, кроме того, заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающий факт нарушения оспариваемыми предписаниями его прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Наш дом" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагает, что оспариваемые предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и интересы.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Представитель ООО "Наш дом" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.12.2015 с целью проверки фактов, изложенных в письме прокуратуры Ростовской области (исх. от 04.12.2015 N 7-19/2-2015) о нарушении лицензиатами лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирных домах в г. Шахты, сотрудниками инспекции на основании распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 16.12.2005 N 11558, проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" по адресам: г. Шахты, ул. Е. Кобылкина, 11, ул. Екатеринская, 9, ул. Екатеринская, 1.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами допускаются требования действующего законодательства Российской Федерации, а именно:
- в многоквартирном доме N 11 по ул. Е. Кобылкина в г. Шахты в подъездах на стенах имеются множественные места отслоения штукатурного и окрасочного слоев, в местах общего пользования имеются участки неизолированной электропроводки, неисправна вертикальная водоотводящая конструкция наружного водостока, не проводится уборка мест общего пользования, разрушен бетонный слой козырьков и ступеней входов в подъезды N 2,3, что является нарушением требований пунктов 3.2, 5.6.2, 4.6.1.26, 4.6.4, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пунктов 2, 7, 9, 20, 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
18.12.2015 по результатам проверки ООО "Наш Дом" многоквартирного дома N 11 по ул. Е. Кобылкина в г. Шахты выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 3587 со сроком исполнения 15.02.2016.
- в многоквартирном доме N 9 по ул. Екатерининской в г. Шахты в подъездах N 1,2,3 на перекрытиях 3-го этажа имеются множественные места отслоения побелочного и окрасочного слоев, температурные швы дома имеют не закрытые участки, балконные плиты дома имеют участки значительных разрушений' бетонного слоя, деформации и оголения арматуры, не проводится уборка мест общего пользования, в подвальном помещении имеются участки неукрепленных инженерных коммуникаций и места провисания электропроводки, подвальное помещение захламлено бытовым мусором, что является нарушением пунктом 3.2, 4.6.1, 4.2.4, 5.6.2, 5.2, 3.4.1 Правил N 170, пункта 4 раздела II Правил N 416, пунктов 2, 7, 9, 20, 23 Минимального перечня услуг, пункта 10 Правил N 491, частей 1, 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
18.12.2015 по результатам проверки ООО "Наш Дом" многоквартирного дома N 9 по ул. Екатерининской в г. Шахты выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 3584 со сроком исполнения; 15.02.2016.
- в многоквартирном доме N 1 по ул. Екатерининской в г. Шахты в подъездах на стенах имеются множественные места отслоения штукатурного и окрасочного слоев, температурные швы дома имеют не закрытые участки, имеются места разрушения бетонного слоя ступеней входов в подъезды, отмостка по периметру дома имеет места разрушения, не проводится уборка мест общего пользования, подвальное помещение захламлено бытовым мусором, имеются участки неукрепленных инженерных коммуникаций, что является нарушением требований пунктов 3.2, 4.6.1, 4.1.7, 4.8.10, 5.2 Правил N 170, пункта 4 раздела II Правил N 416, пунктов 2, 7, 9, 20, 23 Минимального перечня услуг, пункта 10 Правил N 491, частей 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
18.12.2016 результатам проверки ООО "Наш Дом" многоквартирного дома N 1 по ул. Екатерининской в г. Шахты выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 3583 со сроком исполнения 15.02.2016.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки органом государственного жилищного надзора от 18.12.2015 N 11558/15, N 11558/16, N 11558/17.
С выданными предписаниями от 18.12.2015 N 3583, от 18.12.2015 N 3584, от 18.12.2015 N 3587 общество не согласилось, что послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, 16.12.2015 исполняющим обязанности заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Ростовской области было издано распоряжение N 11558 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Наш Дом" с целью проверки фактов целью проверки фактов, изложенных в письме прокуратуры Ростовской области (исх. от 04.12.2015 N 7-19/2-2015) о нарушении лицензиатами лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирных домах в г. Шахты, обществом с ограниченной ответственностью "Наш Дом" по адресам: г. Шахты, ул. Е. Кобылкина,11, ул. Екатеринская, 9, ул. Екатеринская, 1.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения N 493, пункта 3.3.1 Порядка N 609.
Из вышеизложенного следует, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом регулируются разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание управляющей организацией общего имущества многоквартирного дома обеспечивается путем заключения договора управления с собственниками, которые обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размер финансирования.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В минимальный перечень таких услуг и работ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, входят работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, заявитель в обоснование своих требований ссылается на протоколы общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Екатерининская в г. Шахты, дома N 11 по ул. Кобылкина в г. Шахты, дома N 9 по ул. Екатерининская, в г. Шахты, в которых собственниками помещений было принято решение о частичном проведении ремонтных работ в связи с управлением обществом названными домами.
Данный довод общества судом первой инстанции правомерно не принят, поскольку является нормативно не обоснованным. По смыслу названных положений действующего законодательства все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
Кроме этого, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества дома.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следовательно, общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанных жилых домов, приняло на себя соответствующие обязательства. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений. Именно общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, положения законодательства, а также позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, отсутствие со стороны общества надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Судом апелляционной отклоняется довод заявителя о том, что он обязан выполнять лишь те услуги, перечисленные в Минимальном перечне N 290, которые определены собственниками, ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В пункте 3 Правил N 290 приведены условия, определяющие подлежащий применению перечень услуг и работ.
Работы и услуги, которые в итоге содержатся в указанном перечне, обязательны для исполнения управляющей организацией.
Как было указано выше, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые предписания направлены на устранение выявленных нарушений в местах общего пользования многоквартирных домов, в них содержатся указания на нарушения и способ их устранения, а также срок устранения, изложение содержания пунктов предписаний не содержат различных толкований, являются четкими и понятными, в связи с чем, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, кроме того, заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающий факт нарушения оспариваемыми предписаниями его прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; не представлено достаточных доказательств, что срок, указанный в предписаниях, недостаточен для его надлежащего исполнения, судом правомерно отказано в удовлетворении требований общества.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2016 по делу N А53-7443/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.09.2016 N 15АП-11825/2016 ПО ДЕЛУ N А53-7443/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. N 15АП-11825/2016
Дело N А53-7443/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО "Наш дом": Директор Филоненко Л.М., паспорт, решение N 1 единственного учредителя от 13.01.2015;
- от Государственной жилищной инспекции Ростовской области: Усачева А.В., удостоверение N 283, по доверенности от 22.03.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.06.2016 по делу N А53-7443/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш дом"
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания
принятое в составе судьи Пименова С.В.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция) от 18.12.2015 N 3583, от 18.12.2015 N 3584, от 18.12.2015 N 3587.
Решением суда от 20.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, кроме того, заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающий факт нарушения оспариваемыми предписаниями его прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Наш дом" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, полагает, что оспариваемые предписания не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и интересы.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Представитель ООО "Наш дом" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Государственной жилищной инспекции Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.12.2015 с целью проверки фактов, изложенных в письме прокуратуры Ростовской области (исх. от 04.12.2015 N 7-19/2-2015) о нарушении лицензиатами лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирных домах в г. Шахты, сотрудниками инспекции на основании распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 16.12.2005 N 11558, проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" по адресам: г. Шахты, ул. Е. Кобылкина, 11, ул. Екатеринская, 9, ул. Екатеринская, 1.
В ходе проведения проверки установлено, что обществом при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами допускаются требования действующего законодательства Российской Федерации, а именно:
- в многоквартирном доме N 11 по ул. Е. Кобылкина в г. Шахты в подъездах на стенах имеются множественные места отслоения штукатурного и окрасочного слоев, в местах общего пользования имеются участки неизолированной электропроводки, неисправна вертикальная водоотводящая конструкция наружного водостока, не проводится уборка мест общего пользования, разрушен бетонный слой козырьков и ступеней входов в подъезды N 2,3, что является нарушением требований пунктов 3.2, 5.6.2, 4.6.1.26, 4.6.4, 4.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 4 раздела II Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пунктов 2, 7, 9, 20, 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
18.12.2015 по результатам проверки ООО "Наш Дом" многоквартирного дома N 11 по ул. Е. Кобылкина в г. Шахты выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 3587 со сроком исполнения 15.02.2016.
- в многоквартирном доме N 9 по ул. Екатерининской в г. Шахты в подъездах N 1,2,3 на перекрытиях 3-го этажа имеются множественные места отслоения побелочного и окрасочного слоев, температурные швы дома имеют не закрытые участки, балконные плиты дома имеют участки значительных разрушений' бетонного слоя, деформации и оголения арматуры, не проводится уборка мест общего пользования, в подвальном помещении имеются участки неукрепленных инженерных коммуникаций и места провисания электропроводки, подвальное помещение захламлено бытовым мусором, что является нарушением пунктом 3.2, 4.6.1, 4.2.4, 5.6.2, 5.2, 3.4.1 Правил N 170, пункта 4 раздела II Правил N 416, пунктов 2, 7, 9, 20, 23 Минимального перечня услуг, пункта 10 Правил N 491, частей 1, 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
18.12.2015 по результатам проверки ООО "Наш Дом" многоквартирного дома N 9 по ул. Екатерининской в г. Шахты выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 3584 со сроком исполнения; 15.02.2016.
- в многоквартирном доме N 1 по ул. Екатерининской в г. Шахты в подъездах на стенах имеются множественные места отслоения штукатурного и окрасочного слоев, температурные швы дома имеют не закрытые участки, имеются места разрушения бетонного слоя ступеней входов в подъезды, отмостка по периметру дома имеет места разрушения, не проводится уборка мест общего пользования, подвальное помещение захламлено бытовым мусором, имеются участки неукрепленных инженерных коммуникаций, что является нарушением требований пунктов 3.2, 4.6.1, 4.1.7, 4.8.10, 5.2 Правил N 170, пункта 4 раздела II Правил N 416, пунктов 2, 7, 9, 20, 23 Минимального перечня услуг, пункта 10 Правил N 491, частей 1.1, 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
18.12.2016 результатам проверки ООО "Наш Дом" многоквартирного дома N 1 по ул. Екатерининской в г. Шахты выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований N 3583 со сроком исполнения 15.02.2016.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверки органом государственного жилищного надзора от 18.12.2015 N 11558/15, N 11558/16, N 11558/17.
С выданными предписаниями от 18.12.2015 N 3583, от 18.12.2015 N 3584, от 18.12.2015 N 3587 общество не согласилось, что послужило основанием для его обращения в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, 16.12.2015 исполняющим обязанности заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Ростовской области было издано распоряжение N 11558 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Наш Дом" с целью проверки фактов целью проверки фактов, изложенных в письме прокуратуры Ростовской области (исх. от 04.12.2015 N 7-19/2-2015) о нарушении лицензиатами лицензионных требований, выразившихся в ненадлежащем содержании общего имущества в многоквартирных домах в г. Шахты, обществом с ограниченной ответственностью "Наш Дом" по адресам: г. Шахты, ул. Е. Кобылкина,11, ул. Екатеринская, 9, ул. Екатеринская, 1.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения N 493, пункта 3.3.1 Порядка N 609.
Из вышеизложенного следует, что Государственная жилищная инспекция Ростовской области является уполномоченным лицом на осуществление государственного жилищного надзора и по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Вопросы, связанные с управлением многоквартирным домом регулируются разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений, в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание управляющей организацией общего имущества многоквартирного дома обеспечивается путем заключения договора управления с собственниками, которые обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размер финансирования.
В соответствии с пунктом 18 Правил N 491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В минимальный перечень таких услуг и работ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, входят работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, заявитель в обоснование своих требований ссылается на протоколы общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Екатерининская в г. Шахты, дома N 11 по ул. Кобылкина в г. Шахты, дома N 9 по ул. Екатерининская, в г. Шахты, в которых собственниками помещений было принято решение о частичном проведении ремонтных работ в связи с управлением обществом названными домами.
Данный довод общества судом первой инстанции правомерно не принят, поскольку является нормативно не обоснованным. По смыслу названных положений действующего законодательства все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
Кроме этого, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества дома.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Следовательно, общество, являясь лицом, ответственным за содержание, эксплуатацию и ремонт указанных жилых домов, приняло на себя соответствующие обязательства. При этом действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений. Именно общество как обслуживающая организация отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, положения законодательства, а также позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, отсутствие со стороны общества надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирных домов, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний упомянутым нормам законодательства, а также об отсутствии оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя.
Судом апелляционной отклоняется довод заявителя о том, что он обязан выполнять лишь те услуги, перечисленные в Минимальном перечне N 290, которые определены собственниками, ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил N 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В пункте 3 Правил N 290 приведены условия, определяющие подлежащий применению перечень услуг и работ.
Работы и услуги, которые в итоге содержатся в указанном перечне, обязательны для исполнения управляющей организацией.
Как было указано выше, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые предписания направлены на устранение выявленных нарушений в местах общего пользования многоквартирных домов, в них содержатся указания на нарушения и способ их устранения, а также срок устранения, изложение содержания пунктов предписаний не содержат различных толкований, являются четкими и понятными, в связи с чем, нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судом не установлено.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оспариваемые предписания соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, кроме того, заявителем не представлено надлежащих доказательств, подтверждающий факт нарушения оспариваемыми предписаниями его прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; не представлено достаточных доказательств, что срок, указанный в предписаниях, недостаточен для его надлежащего исполнения, судом правомерно отказано в удовлетворении требований общества.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.06.2016 по делу N А53-7443/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)