Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что военнослужащий был уволен с военной службы с зачислением в запас за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, и исключен из списков личного состава воинской части, однако требование об освобождении предоставленного ему в период прохождения службы жилого помещения не исполнил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Бредихин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Черкуновой Л.В., Хаировой А.Х.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. на решение Волжского районного суда Самарской области от 08 августа 2017 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации.
Прекратить право пользования А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> путем выселения их из данного служебного жилого помещения.
Данное решение является основанием для снятия А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Обязать А.В. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчикам А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. о прекращении права пользования служебным жилым помещением путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности по сдаче в установленном порядке жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на период прохождения воинской службы в Вооруженных Силах РФ А.В. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> А.В. уволен с военной службы приказом командующего 2 гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ. N, с зачислением в запас за совершение проступка порочащего честь военнослужащего и исключен из списков личного состава воинской части.
В вышеуказанном служебном жилом помещении зарегистрированы и проживают А.В., и члены его семьи: супруга А.Т.Э., дети А.Т.В., А.Я., А.Я., а также мать супруги К.
Поскольку в настоящее время А.В. действительную военную службу не проходит и утратил связь с Министерством обороны, ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ направило А.В. уведомление об освобождении жилого помещения, которое последним не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил прекратить право пользования ответчиков жилым помещением по адресу: <адрес> путем их выселения из данного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета по данному адресу и обязать сдать в установленном порядке спорное жилое помещение.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят ответчики по доводам апелляционной жалобы. Указывают, что судом не принято во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам до передачи в муниципальную собственность, и уже в последующем было включено в число служебной жилой площади Министерства обороны РФ, что указывает на заключение с ответчиками договора социального найма. Кроме того, в силу ранее действующих положений п. 9 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены пенсионеры. Однако суд не принял во внимание, что проживающая в спорном жилом помещении К., является пенсионером по старости и ей 80 лет, следовательно, выселению не подлежит.
Прокурором Волжского района Самарской области также было принесено апелляционное представление на решение суда, однако 07.11.2017 г. до начала судебного заседания апелляционной инстанции от прокурора Волжского района Самарской области поступило заявление об отзыве апелляционного представления.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчики А.В., А.Ю., А.Я., А.Т.Э., представители - А.В., Д. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель 1 отдела, ФГКУ "Центррегионжилье" Н. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ по контракту, А.В. совместно с членами семьи: А.Т.Э., А.Я. приобрел право на проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из поквартирной карточки ООО "<данные изъяты>", в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: А.В., А.Т.Э., А.Я., А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ., К. с ДД.ММ.ГГГГ., в котором они проживают в настоящее время.
На основании постановления Администрации <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ, дом <адрес> включен в число служебной жилой площади.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, вышеуказанный жилой дом <адрес> включен в реестр федерального имущества.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> А.В. уволен с военной службы приказом командующего 2 гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ. N, с зачислением в запас <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в <данные изъяты>.
1 отделом (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ в адрес А.В. и его семьи направлялось уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое до настоящего времени ответчиками не исполнено.
Разрешая исковые требования при рассмотрении настоящего гражданского дела, суд с учетом положений статей 30, 51, 92, 103, 104 Жилищного кодекса РФ, положений статей 101, 108 Жилищного кодекса РСФСР пришел к выводу, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, предоставлялось ответчику А.В. на период службы в Вооруженных Силах РФ по контракту, в связи с чем подлежит освобождению в виду прекращения служебных отношений и отсутствия оснований для выселения ответчиков с предоставлением иного жилого помещения. При этом суд установил, что ответчики не относятся к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, не обладают правом на дополнительные гарантии, установленные ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также не нашел оснований для применения по заявлению ответчиков срока исковой давности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанций правильными по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность и т.д.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения А.В. и членам его семьи.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел и др., пенсионеры по старости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан являющиеся малоимущими.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без представления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с п. 4, 9 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения семьи военнослужащих; пенсионеры по старости.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.). При этом случае к спорным правоотношениям положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, на него положения данной нормы не распространяются.
Таким образом, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ условий, при которых семья ответчиков не может быть выселена из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем доказательства, подтверждающие, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005 г.) ответчики обладали статусом лиц, названных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, имели право состоять на учете нуждающихся, в том числе, могли быть отнесены к категории малоимущих граждан, не были представлены ни при разрешении спора судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, установив, что трудовые отношения между А.В. и Министерством обороны РФ прекращены, приняв во внимание, что ответчики не относятся к категории лиц, выселяемых с предоставлением другого жилого помещения, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца.
Обоснованно оставлены судом без внимания и доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с названными требованиями. По смыслу положений части 1 статьи 103 и части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения работника. Договор найма специализированного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Уведомление об освобождении служебного жилого помещения получено А.В. ДД.ММ.ГГГГ, добровольно не исполнено, в суд с настоящими требованиями Министерство обороны РФ обратилось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного статьей 196 Гражданского кодекса РФ трехлетнего срока исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики вселены в спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, и уже в последующем, почти через два года квартира была включена в число служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения А.В. с членами семьи в спорную квартиру, порядок выдачи ордеров на жилые помещения в военных городках, в том числе закрытых, был отличен от общего порядка, поскольку ордер выдавался квартирно-эксплуатационной службой соответствующего военного ведомства (Чернореченская ПриВо), а не местным органом исполнительной власти. Выданный А.В. ордер на занятие квартиры содержал отметку "служебная" и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что жилищные отношения у А.В. возникли в связи с трудовыми отношениями (в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ по контракту), отношения по социальному найму возникнуть не могли. К тому же, в установленном законом порядке истец нуждающимся в предоставлении жилого помещения не признавался, а следовательно и оснований для заключения с ним договора социального найма не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности выселения ответчиков из спорного жилого помещения, ввиду того, что проживающая в качестве члена семьи А.В. - К. (мать супруги) является пенсионером по старости (80 лет), не имеют правового значения, поскольку не представлены доказательства, что ответчики состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 01.03.2005 г., в связи с чем положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР вопреки доводам апелляционной жалобы на нее не распространяются. При этом, согласно выписке из поквартирной карточки ООО "ГУЖФ" Обособленное подразделение "Самарское", К. зарегистрирована в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения А.В. с военной службы ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
Ввиду отказа прокурора Волжского района Самарской области от апелляционного представления, апелляционное производство по представлению подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 326 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 08 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. - без удовлетворения.
Апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора Волжского района Самарской области прекратить.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14169/2017
Требование: О прекращении права пользования служебным жилым помещением путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности по сдаче в установленном порядке жилого помещения.Разделы:
Социальный наем жилого помещения; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что военнослужащий был уволен с военной службы с зачислением в запас за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего, и исключен из списков личного состава воинской части, однако требование об освобождении предоставленного ему в период прохождения службы жилого помещения не исполнил.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 ноября 2017 г. по делу N 33-14169/2017
Судья: Бредихин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Черкуновой Л.В., Хаировой А.Х.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. на решение Волжского районного суда Самарской области от 08 августа 2017 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковое заявление Министерства обороны Российской Федерации.
Прекратить право пользования А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> путем выселения их из данного служебного жилого помещения.
Данное решение является основанием для снятия А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Обязать А.В. сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ответчикам А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. о прекращении права пользования служебным жилым помещением путем выселения без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности по сдаче в установленном порядке жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на период прохождения воинской службы в Вооруженных Силах РФ А.В. предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> А.В. уволен с военной службы приказом командующего 2 гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ. N, с зачислением в запас за совершение проступка порочащего честь военнослужащего и исключен из списков личного состава воинской части.
В вышеуказанном служебном жилом помещении зарегистрированы и проживают А.В., и члены его семьи: супруга А.Т.Э., дети А.Т.В., А.Я., А.Я., а также мать супруги К.
Поскольку в настоящее время А.В. действительную военную службу не проходит и утратил связь с Министерством обороны, ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ направило А.В. уведомление об освобождении жилого помещения, которое последним не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил прекратить право пользования ответчиков жилым помещением по адресу: <адрес> путем их выселения из данного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, снять ответчиков с регистрационного учета по данному адресу и обязать сдать в установленном порядке спорное жилое помещение.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просят ответчики по доводам апелляционной жалобы. Указывают, что судом не принято во внимание, что спорное жилое помещение было предоставлено ответчикам до передачи в муниципальную собственность, и уже в последующем было включено в число служебной жилой площади Министерства обороны РФ, что указывает на заключение с ответчиками договора социального найма. Кроме того, в силу ранее действующих положений п. 9 ст. 108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены пенсионеры. Однако суд не принял во внимание, что проживающая в спорном жилом помещении К., является пенсионером по старости и ей 80 лет, следовательно, выселению не подлежит.
Прокурором Волжского района Самарской области также было принесено апелляционное представление на решение суда, однако 07.11.2017 г. до начала судебного заседания апелляционной инстанции от прокурора Волжского района Самарской области поступило заявление об отзыве апелляционного представления.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчики А.В., А.Ю., А.Я., А.Т.Э., представители - А.В., Д. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель 1 отдела, ФГКУ "Центррегионжилье" Н. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ по контракту, А.В. совместно с членами семьи: А.Т.Э., А.Я. приобрел право на проживание в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из поквартирной карточки ООО "<данные изъяты>", в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы: А.В., А.Т.Э., А.Я., А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ., К. с ДД.ММ.ГГГГ., в котором они проживают в настоящее время.
На основании постановления Администрации <данные изъяты> N от ДД.ММ.ГГГГ, дом <адрес> включен в число служебной жилой площади.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ N, вышеуказанный жилой дом <адрес> включен в реестр федерального имущества.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N <данные изъяты> А.В. уволен с военной службы приказом командующего 2 гвардейской общевойсковой армии от ДД.ММ.ГГГГ. N, с зачислением в запас <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков личного состава воинской части и направлен для постановки на воинский учет в <данные изъяты>.
1 отделом (г. Самара) ФГКУ "Центррегионжилье" Министерства обороны РФ в адрес А.В. и его семьи направлялось уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое до настоящего времени ответчиками не исполнено.
Разрешая исковые требования при рассмотрении настоящего гражданского дела, суд с учетом положений статей 30, 51, 92, 103, 104 Жилищного кодекса РФ, положений статей 101, 108 Жилищного кодекса РСФСР пришел к выводу, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, предоставлялось ответчику А.В. на период службы в Вооруженных Силах РФ по контракту, в связи с чем подлежит освобождению в виду прекращения служебных отношений и отсутствия оснований для выселения ответчиков с предоставлением иного жилого помещения. При этом суд установил, что ответчики не относятся к категории лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, не обладают правом на дополнительные гарантии, установленные ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также не нашел оснований для применения по заявлению ответчиков срока исковой давности.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанций правильными по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность и т.д.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с прохождением службы.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 99 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержались и в статьях 105, 107 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период предоставления спорного жилого помещения А.В. и членам его семьи.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел и др., пенсионеры по старости.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан являющиеся малоимущими.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без представления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с п. 4, 9 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР не подлежали выселению из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения семьи военнослужащих; пенсионеры по старости.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (01.03.2005 г.). При этом случае к спорным правоотношениям положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса РФ при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, на него положения данной нормы не распространяются.
Таким образом, по данному делу с учетом заявленных исковых требований одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств являлось выяснение наличия совокупности предусмотренных статьей 13 Закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ условий, при которых семья ответчиков не может быть выселена из занимаемого служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Между тем доказательства, подтверждающие, что к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005 г.) ответчики обладали статусом лиц, названных в ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, имели право состоять на учете нуждающихся, в том числе, могли быть отнесены к категории малоимущих граждан, не были представлены ни при разрешении спора судом первой инстанции, ни при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, установив, что трудовые отношения между А.В. и Министерством обороны РФ прекращены, приняв во внимание, что ответчики не относятся к категории лиц, выселяемых с предоставлением другого жилого помещения, руководствуясь вышеуказанными нормами, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца.
Обоснованно оставлены судом без внимания и доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с названными требованиями. По смыслу положений части 1 статьи 103 и части 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения работника. Договор найма специализированного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.
Уведомление об освобождении служебного жилого помещения получено А.В. ДД.ММ.ГГГГ, добровольно не исполнено, в суд с настоящими требованиями Министерство обороны РФ обратилось ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного статьей 196 Гражданского кодекса РФ трехлетнего срока исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики вселены в спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, и уже в последующем, почти через два года квартира была включена в число служебной (специализированной) жилой площади Министерства обороны РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего в период вселения А.В. с членами семьи в спорную квартиру, порядок выдачи ордеров на жилые помещения в военных городках, в том числе закрытых, был отличен от общего порядка, поскольку ордер выдавался квартирно-эксплуатационной службой соответствующего военного ведомства (Чернореченская ПриВо), а не местным органом исполнительной власти. Выданный А.В. ордер на занятие квартиры содержал отметку "служебная" и фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что жилищные отношения у А.В. возникли в связи с трудовыми отношениями (в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах РФ по контракту), отношения по социальному найму возникнуть не могли. К тому же, в установленном законом порядке истец нуждающимся в предоставлении жилого помещения не признавался, а следовательно и оснований для заключения с ним договора социального найма не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности выселения ответчиков из спорного жилого помещения, ввиду того, что проживающая в качестве члена семьи А.В. - К. (мать супруги) является пенсионером по старости (80 лет), не имеют правового значения, поскольку не представлены доказательства, что ответчики состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 01.03.2005 г., в связи с чем положения ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР вопреки доводам апелляционной жалобы на нее не распространяются. При этом, согласно выписке из поквартирной карточки ООО "ГУЖФ" Обособленное подразделение "Самарское", К. зарегистрирована в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после увольнения А.В. с военной службы ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права при разрешении данного спора судом применены верно, правовых оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, в апелляционной жалобе ответчика не приведено.
Ввиду отказа прокурора Волжского района Самарской области от апелляционного представления, апелляционное производство по представлению подлежит прекращению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 326 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Волжского районного суда Самарской области от 08 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В., А.Т.Э., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, А.Я., А.Ю., К. - без удовлетворения.
Апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора Волжского района Самарской области прекратить.
Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)