Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано восстановить холодное водоснабжение в связи с отключением от холодного водоснабжения добросовестных потребителей коммунальных услуг и нарушением прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (ИНН 2320210667, ОГРН 1132337000157), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Жуковой В.К. (доверенность от 05.02.2017), рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2017 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-42894/2016, установил следующее.
ООО "Сочиводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 16.11.2016 N 001095.
Решением суда от 17.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2017, заявленные требования удовлетворены. С инспекции в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и является неисполнимым. Инспекция не доказала, что именно общество виновато в отсутствии водоснабжения в доме по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, а именно: перекрыло задвижки на водопроводном вводе.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.02.2017 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, допустило нарушение пункта 121, пункта 1 Раздела 1 Приложения 1 требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившихся в нарушении прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителями, полностью выполняющими обязательства, установленные законодательством Российской Федерации, выразившиеся в нарушении режима предоставления водоснабжения. Инспекция в ходе проверки установила, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению не предоставляется без указания действий по перекрытию движения воды.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 14.11.2016 N 3440 инспекция провела внеплановую выездную проверку общества по вопросу предоставления коммунальных услуг по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, в ходе которой установила нарушение обществом правил предоставления коммунальных услуг, выразившиеся в нарушении режима предоставления холодного водоснабжения, а именно: отключение от холодного водоснабжения добросовестных потребителей коммунальных услуг, а также нарушении прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества (акт проверки от 16.11.2016 N 003817).
По результатам проверки инспекция выдала обществу предписание от 16.11.2016 N 001095, которым установила для общества обязанность в срок до 30.11.2016, восстановить холодное водоснабжение.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества, признав предписание недействительным.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 8, 9 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила), основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации). Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. В соответствии с пунктами 11, 12 Правил в случае, если заявка абонента отвечает требованиям Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров.
Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В силу пункта 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2016 N 83 (далее - технические условия подключения), для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Как установлено судебными инстанциями, объект водопользования, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, построен в 2008 году (технический паспорт данного жилого дома от 18.12.2009, инвентарный N 45721) и подключен к городским сетям холодного водоснабжения и водоотведения самовольно, а именно без оформления разрешительной документации на подключение. Оплата за подачу холодного водоснабжения производилась по единой квитанции от имени Водопьянова О.В. по показаниям общего счетчика. Договор на водоснабжение указанного объекта с собственниками либо с управляющей организацией не заключался.
В соответствии с пунктом 81 Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства в соответствии со сроками, процедурами и требованиями к представляемым документам, установленными названными Правилами для заключения договора водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Указанные договоры заключаются при наличии у абонента документов, подтверждающих права на земельный участок, разрешения на строительство объекта, включая технические условия подключения объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющие максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения) в порядке, установленном техническими условиями подключения).
Условия и срок действия таких договоров определяются в соответствии с соглашением сторон.
В случае заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод в точке присоединения этого объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и контрольные канализационные колодцы.
Режим подачи воды и приема сточных вод может отличаться от режима, указанного в технических условиях подключения, и определяется в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения строящегося объекта на период строительства.
После ввода в эксплуатацию объекта строительства договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются организацией водопроводно-канализационного хозяйства с лицом, обладающим законными правами на объекты капитального строительства, подключенные к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В этом случае заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке и сроки, которые установлены названными Правилами.
Как видно из материалов дела, общество и застройщик заключили договор на отпуск воды от 27.09.2007 N 74897, в соответствии с которым общество производит отпуск воды до земельного участка до дома N 40 по ул. Измайловской в г. Сочи без ввода в дом.
С заявлением о выдаче технических условий на подключение двух многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 а, ул. Измайловская, д. 40 б, гр. Панфилова Л. Н обратилась в общество лишь 24.08.2016.
12 сентября 2016 года гр. Панфиловой Л.Н. выданы технические условия N 01.6.2-08/120916/14 на подключение двух многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 а, ул. Измайловская, д. 40 б, в соответствии с заявленной величиной нагрузки потребляемых коммунальных ресурсов.
Как установлено судом, технологическое присоединение с учетом технических условий до настоящего времени не осуществлено, доказательства заключения договора, необходимого для обеспечения холодного водоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 б, в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу норм статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из разъяснений, изложенных в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Как верно указали суды, в связи с тем, что общество фактически в течение длительного времени (с 2008 года) оказывало услуги по подаче водоснабжения в указанные многоквартирные дома и принимало платежи от жильцов от имени Водопьянова О.В. по единой квитанции по показаниям общего счетчика, между ним и жильцами вышеуказанного дома сложились фактические отношения по водоснабжению.
Вместе с тем, суды учли показания представителя общества из которых следует, что подача воды по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, не прекращалась. Однако, в связи с разницей в диаметре труб (врезка в существующий водовод диаметром 100 мм осуществлена трубой диаметром 25-20 м) и увеличением количества потребителей, вода в указанные дома в дневное время не поступает, а поступает только в ночное время. Для нормального обеспечения водоснабжения необходимо заменить трубы на диаметр 100 мм. При этом работы должны выполнять собственники помещений домов после получения технических условий.
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что общество не ограничивало и не прекращало водоснабжение в указанный дом путем перекрытия задвижки на водопроводном вводе с опломбировкой (подтверждается актом проверки инспекции от 16.11.2016 N 003817). Инспекция не представила в материалы дела опровергающие данные обстоятельства. В акте проверки зафиксировано лишь отсутствие воды в водопроводе, однако данный факт ни как не связан с перекрытием обществом задвижек на водопроводном вводе. Из изложенного следует, что инспекция не доказала противоправные действия общества.
Суды установили, что постановлением инспекции от 22.12.2016 N 001402 прекращено производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представитель инспекции подтвердил наличие данного постановления.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества, признав недействительным предписание инспекции от 16.11.2016 N 001095.
Доводы инспекции выводы судов не опровергают, заявлены без учета принципа обязательности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по делу N А32-42894/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.09.2017 N Ф08-5866/2017 ПО ДЕЛУ N А32-42894/2016
Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым актом обществу предписано восстановить холодное водоснабжение в связи с отключением от холодного водоснабжения добросовестных потребителей коммунальных услуг и нарушением прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2017 г. по делу N А32-42894/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании надлежаще извещенного о времени и месте его проведения заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Сочиводоканал" (ИНН 2320210667, ОГРН 1132337000157), при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Жуковой В.К. (доверенность от 05.02.2017), рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2017 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-42894/2016, установил следующее.
ООО "Сочиводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 16.11.2016 N 001095.
Решением суда от 17.02.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2017, заявленные требования удовлетворены. С инспекции в пользу общества взыскано 3 тыс. рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и является неисполнимым. Инспекция не доказала, что именно общество виновато в отсутствии водоснабжения в доме по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, а именно: перекрыло задвижки на водопроводном вводе.
Инспекция обратилась в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 17.02.2017 и постановление апелляционной инстанции от 21.06.2017, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, допустило нарушение пункта 121, пункта 1 Раздела 1 Приложения 1 требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, выразившихся в нарушении прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителями, полностью выполняющими обязательства, установленные законодательством Российской Федерации, выразившиеся в нарушении режима предоставления водоснабжения. Инспекция в ходе проверки установила, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению не предоставляется без указания действий по перекрытию движения воды.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 14.11.2016 N 3440 инспекция провела внеплановую выездную проверку общества по вопросу предоставления коммунальных услуг по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, в ходе которой установила нарушение обществом правил предоставления коммунальных услуг, выразившиеся в нарушении режима предоставления холодного водоснабжения, а именно: отключение от холодного водоснабжения добросовестных потребителей коммунальных услуг, а также нарушении прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества (акт проверки от 16.11.2016 N 003817).
По результатам проверки инспекция выдала обществу предписание от 16.11.2016 N 001095, которым установила для общества обязанность в срок до 30.11.2016, восстановить холодное водоснабжение.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось с заявлением в суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили требования общества, признав предписание недействительным.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 8, 9 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила), основанием для заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является заявка абонента на заключение такого договора, подписанная абонентом или уполномоченным им лицом, действующим от имени абонента на основании доверенности (далее - заявка абонента), либо предложение о заключении договора от организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации после выбора такой организации). Заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. В соответствии с пунктами 11, 12 Правил в случае, если заявка абонента отвечает требованиям Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня получения заявки абонента или представления им сведений и документов в полном объеме направляет абоненту в 2 экземплярах проекты соответствующих договоров, отвечающие условиям типовых договоров.
Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор. Договор считается заключенным со дня получения организацией водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организацией) подписанного абонентом договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не установлено настоящими Правилами или соответствующим договором.
В силу пункта 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2016 N 83 (далее - технические условия подключения), для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Как установлено судебными инстанциями, объект водопользования, расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, построен в 2008 году (технический паспорт данного жилого дома от 18.12.2009, инвентарный N 45721) и подключен к городским сетям холодного водоснабжения и водоотведения самовольно, а именно без оформления разрешительной документации на подключение. Оплата за подачу холодного водоснабжения производилась по единой квитанции от имени Водопьянова О.В. по показаниям общего счетчика. Договор на водоснабжение указанного объекта с собственниками либо с управляющей организацией не заключался.
В соответствии с пунктом 81 Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства в соответствии со сроками, процедурами и требованиями к представляемым документам, установленными названными Правилами для заключения договора водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Указанные договоры заключаются при наличии у абонента документов, подтверждающих права на земельный участок, разрешения на строительство объекта, включая технические условия подключения объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющие максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения) в порядке, установленном техническими условиями подключения).
Условия и срок действия таких договоров определяются в соответствии с соглашением сторон.
В случае заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод в точке присоединения этого объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и контрольные канализационные колодцы.
Режим подачи воды и приема сточных вод может отличаться от режима, указанного в технических условиях подключения, и определяется в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения строящегося объекта на период строительства.
После ввода в эксплуатацию объекта строительства договор холодного водоснабжения, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются организацией водопроводно-канализационного хозяйства с лицом, обладающим законными правами на объекты капитального строительства, подключенные к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В этом случае заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке и сроки, которые установлены названными Правилами.
Как видно из материалов дела, общество и застройщик заключили договор на отпуск воды от 27.09.2007 N 74897, в соответствии с которым общество производит отпуск воды до земельного участка до дома N 40 по ул. Измайловской в г. Сочи без ввода в дом.
С заявлением о выдаче технических условий на подключение двух многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 а, ул. Измайловская, д. 40 б, гр. Панфилова Л. Н обратилась в общество лишь 24.08.2016.
12 сентября 2016 года гр. Панфиловой Л.Н. выданы технические условия N 01.6.2-08/120916/14 на подключение двух многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 а, ул. Измайловская, д. 40 б, в соответствии с заявленной величиной нагрузки потребляемых коммунальных ресурсов.
Как установлено судом, технологическое присоединение с учетом технических условий до настоящего времени не осуществлено, доказательства заключения договора, необходимого для обеспечения холодного водоснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 б, в материалах дела отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу норм статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из разъяснений, изложенных в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", следует, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В абзаце 10 пункта 2 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" разъяснено, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Как верно указали суды, в связи с тем, что общество фактически в течение длительного времени (с 2008 года) оказывало услуги по подаче водоснабжения в указанные многоквартирные дома и принимало платежи от жильцов от имени Водопьянова О.В. по единой квитанции по показаниям общего счетчика, между ним и жильцами вышеуказанного дома сложились фактические отношения по водоснабжению.
Вместе с тем, суды учли показания представителя общества из которых следует, что подача воды по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Измайловская, д. 40 Б, не прекращалась. Однако, в связи с разницей в диаметре труб (врезка в существующий водовод диаметром 100 мм осуществлена трубой диаметром 25-20 м) и увеличением количества потребителей, вода в указанные дома в дневное время не поступает, а поступает только в ночное время. Для нормального обеспечения водоснабжения необходимо заменить трубы на диаметр 100 мм. При этом работы должны выполнять собственники помещений домов после получения технических условий.
Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о том, что общество не ограничивало и не прекращало водоснабжение в указанный дом путем перекрытия задвижки на водопроводном вводе с опломбировкой (подтверждается актом проверки инспекции от 16.11.2016 N 003817). Инспекция не представила в материалы дела опровергающие данные обстоятельства. В акте проверки зафиксировано лишь отсутствие воды в водопроводе, однако данный факт ни как не связан с перекрытием обществом задвижек на водопроводном вводе. Из изложенного следует, что инспекция не доказала противоправные действия общества.
Суды установили, что постановлением инспекции от 22.12.2016 N 001402 прекращено производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представитель инспекции подтвердил наличие данного постановления.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования общества, признав недействительным предписание инспекции от 16.11.2016 N 001095.
Доводы инспекции выводы судов не опровергают, заявлены без учета принципа обязательности исполнения вступившего в законную силу судебного акта, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы инспекции отсутствуют. Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 по делу N А32-42894/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)