Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Винниковым А.В.
при участии:
от заявителя: Чеготова Е.В. (доверенность от 13.12.2016)
от заинтересованного лица: Крупенькина В.В. (доверенность от 01.03.2017)
от 3-го лица: Юсупова М.В. (доверенность от 26.09.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23116/2017) Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017 по делу N А56-39798/2017 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
заинтересованное лицо: администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
3-е лицо: ЗАО "Русская сказка"
о признании недействительным разрешения на строительство,
Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным разрешения на строительство от 21.11.2013 N RU47504308-61, выданного Администрацией муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество "Русская сказка" (далее - Общество).
Решением от 03.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, требования удовлетворить, полагая ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске Комитетом трехмесячного срока, установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ. По мнению подателя жалобы, указанный срок следует исчислять с 24.04.2017 - дата отказа Администрации исполнить предписание Комитета от 10.04.2017 N 08-ЕЧ/2017 об устранении нарушения законодательства о градостроительной деятельности с требованием об отмене выданного Обществу оспариваемого разрешения на строительство.
Общество, Администрация возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.11.2013 Администрация выдала ЗАО "Русская сказка" разрешение на строительство N RU47504308-61 объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом и здание административно-хозяйственного назначения. I этап строительства. Многоквартирный жилой дом" на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0711004:68 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, ул. Озерная, участок 10, корпус 1.
Полагая, что разрешение выдано Администрацией незаконно, при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на ноябрь 2013) выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство, выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 названного Кодекса.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ.
В соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ к извещению о начале работ прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.11.2013 Комитет получил от ЗАО "Русская сказка" извещение N 1/11-10-13 о начале строительства многоквартирного дома по указанному адресу с приложением копии оспариваемого разрешения и положительных заключений негосударственной экспертизы.
Распоряжением Комитета от 25.11.2013 N 550 назначены должностные лица Комитета для осуществления регионального государственного строительного надзора при строительстве указанного многоквартирного дома, что свидетельствует о получении Комитетом извещения о начале работ в установленном порядке, в том числе о получении проектной документации на спорный дом.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора (далее - Порядок), в соответствии с которым Комитетом разработана программа проведения проверок объекта от 20.12.2013, что не могло быть осуществлено Комитетом без проектной документации, в ходе проведения проверок Обществу предлагалось представить необходимые для проведения проверок документы, в том числе проектная документация, при этом, предписаний об устранении нарушений, в том числе в связи с непредставлением требуемых документов, не выносилось.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитетом пропущен установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд, поскольку Комитет как орган, осуществляющий государственный строительный надзор, с 25.11.2013 года Комитет мог и должен был ознакомиться с проектной документацией и выявить указанные в настоящем заявлении нарушения, допущенные, по мнению Комитета, при выдаче оспариваемого разрешения на строительство.
Пропуск установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что пунктом 31 раздела 2 Положения о Комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42 (далее - Положение N 42) к полномочиям данного органа отнесено принятие решений о прекращении действия разрешений на строительство, в том числе разрешений, выданных органами местного самоуправления до вступления в силу областного закона.
Таким образом, при наличии к тому оснований Комитет может прекратить действие выданного Администрацией разрешения на строительство.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017 по делу N А56-39798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2017 N 13АП-23116/2017 ПО ДЕЛУ N А56-39798/2017
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2017 г. N 13АП-23116/2017
Дело N А56-39798/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Винниковым А.В.
при участии:
от заявителя: Чеготова Е.В. (доверенность от 13.12.2016)
от заинтересованного лица: Крупенькина В.В. (доверенность от 01.03.2017)
от 3-го лица: Юсупова М.В. (доверенность от 26.09.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23116/2017) Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017 по делу N А56-39798/2017 (судья Галкина Т.В.), принятое
по заявлению Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области
заинтересованное лицо: администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
3-е лицо: ЗАО "Русская сказка"
о признании недействительным разрешения на строительство,
установил:
Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительным разрешения на строительство от 21.11.2013 N RU47504308-61, выданного Администрацией муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Закрытое акционерное общество "Русская сказка" (далее - Общество).
Решением от 03.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, требования удовлетворить, полагая ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске Комитетом трехмесячного срока, установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ. По мнению подателя жалобы, указанный срок следует исчислять с 24.04.2017 - дата отказа Администрации исполнить предписание Комитета от 10.04.2017 N 08-ЕЧ/2017 об устранении нарушения законодательства о градостроительной деятельности с требованием об отмене выданного Обществу оспариваемого разрешения на строительство.
Общество, Администрация возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 21.11.2013 Администрация выдала ЗАО "Русская сказка" разрешение на строительство N RU47504308-61 объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом и здание административно-хозяйственного назначения. I этап строительства. Многоквартирный жилой дом" на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0711004:68 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Новое Девяткино, ул. Озерная, участок 10, корпус 1.
Полагая, что разрешение выдано Администрацией незаконно, при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований судом отказано правомерно.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на ноябрь 2013) выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 названного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, наличия разрешения на строительство, выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 названного Кодекса.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ.
В соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ к извещению о начале работ прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.11.2013 Комитет получил от ЗАО "Русская сказка" извещение N 1/11-10-13 о начале строительства многоквартирного дома по указанному адресу с приложением копии оспариваемого разрешения и положительных заключений негосударственной экспертизы.
Распоряжением Комитета от 25.11.2013 N 550 назначены должностные лица Комитета для осуществления регионального государственного строительного надзора при строительстве указанного многоквартирного дома, что свидетельствует о получении Комитетом извещения о начале работ в установленном порядке, в том числе о получении проектной документации на спорный дом.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 утвержден Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора (далее - Порядок), в соответствии с которым Комитетом разработана программа проведения проверок объекта от 20.12.2013, что не могло быть осуществлено Комитетом без проектной документации, в ходе проведения проверок Обществу предлагалось представить необходимые для проведения проверок документы, в том числе проектная документация, при этом, предписаний об устранении нарушений, в том числе в связи с непредставлением требуемых документов, не выносилось.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Комитетом пропущен установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд, поскольку Комитет как орган, осуществляющий государственный строительный надзор, с 25.11.2013 года Комитет мог и должен был ознакомиться с проектной документацией и выявить указанные в настоящем заявлении нарушения, допущенные, по мнению Комитета, при выдаче оспариваемого разрешения на строительство.
Пропуск установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что пунктом 31 раздела 2 Положения о Комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42 (далее - Положение N 42) к полномочиям данного органа отнесено принятие решений о прекращении действия разрешений на строительство, в том числе разрешений, выданных органами местного самоуправления до вступления в силу областного закона.
Таким образом, при наличии к тому оснований Комитет может прекратить действие выданного Администрацией разрешения на строительство.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2017 по делу N А56-39798/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА
И.А.ТИМУХИНА
Судьи
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Е.В.ЖИЛЯЕВА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ
Е.В.ЖИЛЯЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)