Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-8707/2017

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N 33а-8707/2017


Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего И.А.Чемякиной
судей О.Ю.Поздняковой, Е.П.Иском
при секретаре Е.В.П
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 ноября 2017 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о признании нормативного правового акта недействующим в части,
по апелляционному представлению и.о. прокурора г.Хабаровска Степанищева В.Н. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 31 августа 2017 года.
Заслушав доклад судьи Иском Е.П., пояснения помощника прокурора г.Хабаровска Д.О., представителей администрации г.Хабаровска А.В., Д.А. судебная коллегия
установила:

30.03.2017 Администрацией города Хабаровска принято постановление N 978 "Об утверждении Порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы" в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Формирование современной городской среды" на 2017 год." (Далее постановление N 978, Порядок).
Постановление N 978 опубликовано в газете "Хабаровские Вести" 31.03.2017ш N 46 (3453).
Пункт 3.1 Порядка устанавливает, что от имени заинтересованных лиц предложение о включении дворовой территории в муниципальную программу (далее - заявка) по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку, с приложением документов согласно пункту 3.2 настоящего Порядка представляют:
- - управляющие организации;
- - товарищества собственников жилья (ТСЖ);
- - товарищества собственников недвижимости (ТСН);
- - жилищно-строительные кооперативы (ЖСК);
- - жилищные кооперативы (ЖК);
- - организации, осуществляющие содержание и ремонт при непосредственном способе управления.
Прокурор г.Хабаровска обратился в Центральный районный суд г.Хабаровска с административным исковым заявлением к администрации г.Хабаровска о признании недействующим п. 3.1 Порядка.
В обоснование заявленных требований указал, что установленный перечень лиц, имеющих право обратиться с предложением о включении дворовой территории, не соответствует понятию заинтересованных лиц, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. N 169, ограничивает права собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, а также права собственников помещений многоквартирных домов, избравших непосредственный способ управления.
Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы" противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. N 169 в части определения лиц, имеющих право на участие в конкурсном отборе.
Просил признать недействующим п. 3.1 Порядка, утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 30.03.2017 г. N 978 и обязать администрацию г. Хабаровска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести п. 3.1 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц в соответствие с действующим законодательством.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 31 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном представлении и.о. прокурора г.Хабаровска Степанищев В.Н. с постановленным по делу решением не согласен, полагает, что оно постановлено при неправильном применении норм материального права. Указывает, что установленный администрацией города Хабаровска перечень лиц, имеющих право обратиться с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу, не соответствует понятию заинтересованных лиц, установленному Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. N 169, ограничивает права собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, а также права собственников помещений многоквартирных домов, избравших непосредственный способ управления. Считает, что в оспариваемом пункте Порядка учтены не все способы управления многоквартирными домами, в соответствии с позицией Минстроя России, а также установленных Жилищным кодексом РФ способов выражения воли собственников помещений в многоквартирном доме в отношении общего имущества, что не соответствует положениям ч. 3 ст. 164 ЖК РФ. Указание суда на то, что на дату поступления административного иска мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов завершены, а Постановление N 978, реализовано, не соответствуют обстоятельствам дела. По состоянию на 31.08.2017 г. в рамках реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов завершены работы по 51 заявке из 57 поступивших, по 6 многоквартирным домам устраняются замечания, выявленные в ходе приемки выполненных работ. Кроме того, срок муниципальной программы "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы" не истек. Просил решение Центрального районного суда от 31.08.2017 г. отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В письменных возражениях представитель администрации г. Хабаровска Афанасьева В.В. полагает, что решение суда является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующего вопросы осуществления мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.04.2017 г. N 5. Полагает, что основания для отмены вынесенного судом решения, отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.
В силу п. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта: г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 25 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм),
Частями 1, 2 ст. 7 Закона N 131 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды" (далее Постановление Правительства РФ N 169) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
Подпунктом "б" п. 12 Постановления Правительства РФ N 169 определено разработать, утвердить и опубликовать не позднее 1 апреля 2017 г. (не позднее 1 июня 2017 г. - в отношении субъектов Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых более 1) порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 год исходя из даты представления таких предложений и при условии их соответствия установленным требованиям, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в виде протоколов общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ N 169, Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.03.2017 г. N 61-пр "О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 07.06.2012 г. N 185-пр, постановлением администрации г. Хабаровска от 30.03.2017 г. N 978 утвержден Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением администрации г. Хабаровска от 13.02.2014 г. N 496 в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Формирование современной городской среды" на 2017 год. Установлены сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением администрации города от 13.02.2014 г. N 496, в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Формирование современной городской среды" на 2017 год в период с 01.04.2017 г. по 05.05.2017 г.
С учетом изложенного оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Разделом 2 Порядка закреплено, что используемые в нем понятия применяются в том же значении, что и в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. N 169, в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации: - заинтересованные лица - собственники помещений в многоквартирных домах в лице организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, осуществляющие содержание и ремонт при непосредственном способе управления в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - Организации), собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.
Пунктом 3.1 Порядка установлено, что от имени заинтересованных лиц предложение о включении дворовой территории в муниципальную программу по форме согласно приложению N 2 к настоящему порядку, с приложением документов согласно пункту 3.2 настоящего Порядка представляют: управляющие организации; товарищества собственников жилья (ТСЖ); товарищества собственников недвижимости (ТСН); жилищно-строительные кооперативы (ЖСК); жилищные кооперативы (ЖК); организации, осуществляющие содержание и ремонт при непосредственном способе управления.
Пунктом 3 Правил дано понятие дворовой территории, как совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
В соответствии подп. "е" п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 169 заинтересованные лица определены как собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству.
Оспаривая нормативный правовой акт администрации г.Хабаровска в указанной части, прокурор полагает, что установленный в Порядке перечень лиц, имеющих право обратиться с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу, не соответствует понятию заинтересованных лиц, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169: ограничивает права собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, а также права собственников помещений многоквартирных домов, избравших непосредственный способ управления таким домом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Постановление N 978 от 30.03.2016 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В оспариваемом пункте Порядка учтены все способы управления многоквартирными домами, в соответствии с позицией Минстроя России, а также установленные Жилищным кодексом РФ способы выражения воли собственников помещений в многоквартирном доме в отношении общего имущества. Постановление N 978 на дату поступления административного иска 05.06.2017 г. реализовано, мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов завершены.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства территории городского округа является вопросом местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов издают муниципальные правовые акты.
Обязательства муниципальных образований в целях получения субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрены в пункте 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 169.
Непосредственно в подпункте "б" пункта 12 Правил установлена обязанность разработать, утвердить и опубликовать не позднее 01.04.2017 г. порядок и сроки представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о выключении дворовой территории в муниципальную программу на 2017 г.
Из приведенного правового регулирования следует, что во исполнение полномочия, установленного вышеуказанным нормативным положением федеральных Правил, администрация в праве была разработать и утвердить Порядок предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в муниципальную программу "Повышение качества жилищно-коммунального хозяйства на 2014-2020 годы", который содержит оспариваемый пункт 3.1, в том числе в части определения лиц, которые подают предложения.
Оспариваемый пункт 3.1 Порядка в действующей редакции сформулирован в соответствии с нормативными положениями Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 169, в том числе с учетом норм ЖК РФ.
Пунктом 3.1 Порядка определены лица, которые вправе действовать от имени заинтересованных лиц, в том числе, от имени собственников помещений многоквартирного дома в соответствии с действующим жилищным законодательством.
По смыслу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, разрешение вопросов пользования общим имуществом возложено на организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома.
Согласно разъяснениям Минстроя России подтверждением предложений собственников помещений в многоквартирных домах, зданий, сооружений о включении дворовых территорий в программу должно стать наличие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего решения, предусмотренные подп. "б" п. 12 Правил.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что установленный администрацией города Хабаровска перечень лиц, имеющих право обратиться с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу, не соответствует понятию заинтересованных лиц, установленному Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 г. N 169, ограничивает права собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, а также права собственников помещений многоквартирных домов, избравших непосредственный способ управления, судебной коллегией также не принимаются. Данные доводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Оспариваемым п. 3.1 Порядка предусмотрено, что от имени заинтересованных лиц предложение о включении дворовой территории в муниципальную программу представляют, в том числе, товарищества собственников недвижимости (ТСН), организации, осуществляющие содержание и ремонт при непосредственном способе управления. Иных способов управления действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, понятие заинтересованных лиц, приведенное в Постановлении Правительства РФ N 169, не является аналогичным понятию лиц, имеющих право обратиться с предложением о включении дворовой территории в муниципальную программу, поскольку в силу приведенных норм Жилищного кодекса решение вопросов благоустройства дворовых территорий возложено на организации, в управлении которых находятся многоквартирные дома.
Административным истцом не представлено доказательств нарушения прав, указанных лиц оспариваемыми положениями нормативного правового акта.
Таким образом, осуществляя в пределах своей компетенции правовое регулирование отношений в рамках реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, орган местного самоуправления руководствовался приведенными нормами Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ N 169.
Оспариваемый в п. 3.1 Порядка, утвержденного постановлением N 978 не противоречит приведенному правовому регулированию, имеющему большую юридическую силу и не нарушает прав собственников зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, а также прав собственников помещений многоквартирных домов.
Доводы апелляционного представления по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оснований, предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 31 августа 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г.Хабаровска к администрации г.Хабаровска о признании нормативного правового акта недействующим в части - оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г.Хабаровска - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
И.А.ЧЕМЯКИНА
Судьи
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА
Е.П.ИСКОМ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)