Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Баканова В.В., Бабиной О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1916/2016 (Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭнергоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 29.01.2016 N ПР-295/4.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЭнергоРесурс" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на то, что оспоренным предписанием обществу предложено устранить нарушение, выразившееся в применении повышающего коэффициента при начислении платы за отопление в жилом доме, в связи с необходимостью применения положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
При этом инспекция ссылается на пп."б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 гг. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2012 N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах" (далее - Постановление N 766-п) в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 1017-п. Однако, как указывает заявитель, пп."б" п. 1 Постановления N 857 утратил силу в связи с изданием Правительством Российской Федерации Постановления от 10.09.2013 N 795, а потому вынесенные во исполнение этой нормы нормативные правовые акты Правительства Оренбургской области (Постановление N 766-п и Постановление N 1017-п) в соответствующей части также утратили силу.
Поддержанный судом первой инстанции вывод инспекции о том, что в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за отопление принято решение сохранить порядок, предусмотренный п. п. 15 - 28 Правил N 307 с использованием нормативов потребления, действовавших по состоянию на 30.06.2012, то при расчете подлежат применению базовые нормативы, по мнению заявителя, является несостоятельным, поскольку самого понятия "базовый норматив" и формулы его расчета в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) не содержится. Как указывает заявитель, постановлением Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 686-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 686-п) в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 07.07.2015 N 527-п установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях с повышающими коэффициентами, и эти нормативные акты являются действующими, а потому применение таких коэффициентов при исчислении платы за отопление произведено обществом на законных основаниях.
Отзыв на апелляционную жалобу инспекцией не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО "ЭнергоРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.08.2012 за основным государственным регистрационным номером 1125658026042, осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) и оказывает коммунальную услугу - отопление, в том числе, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Комсомольская, 17.
В связи с поступлением в инспекцию обращения жителя указанного жилого дома по вопросу начисления платы за отопление, на основании распоряжения от 26.01.2016 N 295 инспекцией в период с 27.01.2016 по 29.01.2016 проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 29.01.2016 N А-295/4.
Актом проверки зафиксировано нарушение обществом п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил N 306, Правил N 307, Постановления N 857 и Постановления N 766-п ввиду начисления платы за отопление за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года с применением повышающего коэффициента.
По итогам указанного контрольного мероприятия инспекцией заявителю выдано предписание от 29.01.2016 N ПР-295/4, которым предписано в срок до 15.03.2016 устранить указанное нарушение, привести начисление платы за отопление в указанном жилом доме в соответствие с действующим законодательством, а именно: начисленную плату за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года с применением повышающего коэффициента необходимо скорректировать (уменьшить на величину повышающего коэффициента), начисление платы за январь - апрель 2016 года производить без применения повышающего коэффициента.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (п. 2 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области о 15.02.2010 N 25-ук).
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен в ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утратили силу с 01.07.2016), в соответствии с п. 19 которых, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к этим Правилам.
Подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми под нормативом потребления коммунальной услуги понимается определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (включая тепловую энергию), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
При этом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по следующей формуле:
N{\sub о = Q{\sub о / S{\sub об * n{\sub от,
где:
- Q{\sub о - суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал);
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
- n{\sub от - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 344 Правила N 306 были дополнены п. 3 (1), в соответствии с которым при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу лишь с 01.07.2016.
При этом, пунктом 42 (1) Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 (2) и 2 (3) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Повышающие коэффициенты, соответствующие коэффициентам, установленным Правилами N 306. установлены также постановлением Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 686-п
Таким образом, определение норматива потребления с учетом указанного повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, при наличии технической возможности их установки.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 (в редакции, действовавшей до 21.09.2013) установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 гг. с учетом в том числе следующей особенности: разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г. (пп."б" п. 1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в том числе в подпункте "б" пункта 1 этого постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354 (п. 2).
На основании этого постановления Правительством Оренбургской области принято постановление от 10.09.2012 N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах", в соответствии с п. 1 которого установлена обязанность применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правила N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 10117-п в Постановление N 766-п внесены изменения путем исключения слов "в 2012-2014 годах".
В отношении особенностей определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции даны разъяснения в письме от 18.03.2015 N 7288-ач/04. В частности указанным органом разъяснено, что "повышенные нормативы" потребления коммунальной услуги по отоплению устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации только при утверждении им "базового норматива", рассчитанного в соответствии с Правилами N 306. В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15 - 28 Правил N 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы.
Поскольку в настоящем случае Правительством Оренбургской области установлена обязанность применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правила N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, применение при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению повышенных нормативов потребления (нормативов, рассчитанных с учетом повышающего коэффициента) является неправомерным. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает необходимым также отметить правильность вывода суда первой инстанции о том, что утрата силы пп."б" п. 1 Постановления N 857 не привела к отмене действия принятого на основании этой нормы постановления Правительства Оренбургской области N 766-п (в редакции Постановления N 1017-п).
Материалами дела подтверждено, что в нарушение приведенных выше нормативных требований заявителем при начислении платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года применялся повышающий коэффициент (подтверждается копиями счетов на оплату и не оспаривается самим обществом).
В этой связи оспоренное предписание инспекции, содержащее требование об устранении указанного нарушения следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1916/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 12.08.2016 N 7649 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2016 N 18АП-11451/2016 ПО ДЕЛУ N А47-1916/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. N 18АП-11451/2016
Дело N А47-1916/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Баканова В.В., Бабиной О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1916/2016 (Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭнергоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, уполномоченный орган) о признании недействительным предписания от 29.01.2016 N ПР-295/4.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЭнергоРесурс" обжаловало его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на незаконность оспоренного предписания. Обращает внимание на то, что оспоренным предписанием обществу предложено устранить нарушение, выразившееся в применении повышающего коэффициента при начислении платы за отопление в жилом доме, в связи с необходимостью применения положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
При этом инспекция ссылается на пп."б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 гг. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 857), постановление Правительства Оренбургской области от 10.09.2012 N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах" (далее - Постановление N 766-п) в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 1017-п. Однако, как указывает заявитель, пп."б" п. 1 Постановления N 857 утратил силу в связи с изданием Правительством Российской Федерации Постановления от 10.09.2013 N 795, а потому вынесенные во исполнение этой нормы нормативные правовые акты Правительства Оренбургской области (Постановление N 766-п и Постановление N 1017-п) в соответствующей части также утратили силу.
Поддержанный судом первой инстанции вывод инспекции о том, что в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за отопление принято решение сохранить порядок, предусмотренный п. п. 15 - 28 Правил N 307 с использованием нормативов потребления, действовавших по состоянию на 30.06.2012, то при расчете подлежат применению базовые нормативы, по мнению заявителя, является несостоятельным, поскольку самого понятия "базовый норматив" и формулы его расчета в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) не содержится. Как указывает заявитель, постановлением Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 686-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области" (далее - Постановление N 686-п) в редакции Постановления Правительства Оренбургской области от 07.07.2015 N 527-п установлены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях с повышающими коэффициентами, и эти нормативные акты являются действующими, а потому применение таких коэффициентов при исчислении платы за отопление произведено обществом на законных основаниях.
Отзыв на апелляционную жалобу инспекцией не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ООО "ЭнергоРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.08.2012 за основным государственным регистрационным номером 1125658026042, осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии) и оказывает коммунальную услугу - отопление, в том числе, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме по адресу: Оренбургская область, г. Кувандык, ул. Комсомольская, 17.
В связи с поступлением в инспекцию обращения жителя указанного жилого дома по вопросу начисления платы за отопление, на основании распоряжения от 26.01.2016 N 295 инспекцией в период с 27.01.2016 по 29.01.2016 проведена внеплановая документарная проверка общества, результаты которой отражены в акте проверки от 29.01.2016 N А-295/4.
Актом проверки зафиксировано нарушение обществом п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил N 306, Правил N 307, Постановления N 857 и Постановления N 766-п ввиду начисления платы за отопление за октябрь, ноябрь и декабрь 2015 года с применением повышающего коэффициента.
По итогам указанного контрольного мероприятия инспекцией заявителю выдано предписание от 29.01.2016 N ПР-295/4, которым предписано в срок до 15.03.2016 устранить указанное нарушение, привести начисление платы за отопление в указанном жилом доме в соответствие с действующим законодательством, а именно: начисленную плату за отопление за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года с применением повышающего коэффициента необходимо скорректировать (уменьшить на величину повышающего коэффициента), начисление платы за январь - апрель 2016 года производить без применения повышающего коэффициента.
Считая это предписание незаконным, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (п. 2 Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области о 15.02.2010 N 25-ук).
Таким образом, оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен в ст. 157 ЖК РФ, в соответствии с частью 1 которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утратили силу с 01.07.2016), в соответствии с п. 19 которых, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к этим Правилам.
Подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 установлено, что размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T, (1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в соответствии с которыми под нормативом потребления коммунальной услуги понимается определяемый в соответствии с этими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (включая тепловую энергию), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
При этом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (Гкал в месяц на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома) определяется по следующей формуле:
N{\sub о = Q{\sub о / S{\sub об * n{\sub от,
где:
- Q{\sub о - суммарный за отопительный период расход тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах или индивидуальных приборов учета в жилых домах (Гкал);
- S{\sub об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах или общая площадь жилых домов (кв. м);
- n{\sub от - период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 344 Правила N 306 были дополнены п. 3 (1), в соответствии с которым при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формуле 5 с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4; с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5; с 2017 года - 1,6.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов 15 - 28 Правил N 307 (в части, касающейся расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к Правилам N 307 (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утратили силу лишь с 01.07.2016.
При этом, пунктом 42 (1) Правил N 354 установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При наличии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 (2) и 2 (3) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом повышающего коэффициента.
Повышающие коэффициенты, соответствующие коэффициентам, установленным Правилами N 306. установлены также постановлением Правительства Оренбургской области от 17.08.2012 N 686-п
Таким образом, определение норматива потребления с учетом указанного повышающего коэффициента обусловлено отсутствием коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, при наличии технической возможности их установки.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 (в редакции, действовавшей до 21.09.2013) установлено, что Правила N 354 в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 гг. с учетом в том числе следующей особенности: разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г. (пп."б" п. 1). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в том числе в подпункте "б" пункта 1 этого постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами N 354 (п. 2).
На основании этого постановления Правительством Оренбургской области принято постановление от 10.09.2012 N 766-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах", в соответствии с п. 1 которого установлена обязанность применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правила N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2014 N 10117-п в Постановление N 766-п внесены изменения путем исключения слов "в 2012-2014 годах".
В отношении особенностей определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах своей компетенции даны разъяснения в письме от 18.03.2015 N 7288-ач/04. В частности указанным органом разъяснено, что "повышенные нормативы" потребления коммунальной услуги по отоплению устанавливаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации только при утверждении им "базового норматива", рассчитанного в соответствии с Правилами N 306. В случае если органом государственной власти субъекта Российской Федерации при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению принято решение о применении (сохранении) порядка, предусмотренного пунктами 15 - 28 Правил N 307, с использованием нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших на 30 июня 2012 года, то при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяются базовые нормативы.
Поскольку в настоящем случае Правительством Оренбургской области установлена обязанность применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению Правила N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012, применение при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению повышенных нормативов потребления (нормативов, рассчитанных с учетом повышающего коэффициента) является неправомерным. Изложенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании закона.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает необходимым также отметить правильность вывода суда первой инстанции о том, что утрата силы пп."б" п. 1 Постановления N 857 не привела к отмене действия принятого на основании этой нормы постановления Правительства Оренбургской области N 766-п (в редакции Постановления N 1017-п).
Материалами дела подтверждено, что в нарушение приведенных выше нормативных требований заявителем при начислении платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года применялся повышающий коэффициент (подтверждается копиями счетов на оплату и не оспаривается самим обществом).
В этой связи оспоренное предписание инспекции, содержащее требование об устранении указанного нарушения следует признать выданным заявителю при наличии законных оснований.
Соответствие оспоренного предписания закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании такого предписания недействительным.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано обоснованно.
Распределение судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из результатов рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 11.07.2016 по делу N А47-1916/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 12.08.2016 N 7649 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
О.Е.БАБИНА
В.В.БАКАНОВ
Е.В.БОЯРШИНОВА
Судьи
О.Е.БАБИНА
В.В.БАКАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)