Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 18.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-13923/2016

Требование: О признании незаконным решения.

Разделы:
Переустройство и перепланировка жилого помещения; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал, что является собственником квартир. После объединения и изготовления соответствующих документов квартира имеет кадастровый номер. Однако ответчик сначала приостановил государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества, а затем отказал в регистрации права собственности на имущество.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. по делу N 33-13923/16


Судья: Басихина Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Морозовой Д.Х., Акульшиной Т.В.,
при секретаре И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца А* Л.А. по доверенности К* Е.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований А* Л.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - отказать",

установила:

А* Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Росреестра по г. Москве о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве N *** от 25 июня 2015 года.
В обоснование иска указав, что является собственником квартир N 128 и N 129, расположенных по адресу: г. Москва, *** д. 81, корп. 1. После объединения и изготовления соответствующих документов к этому объект - квартира имеет кадастровый номер *** и по БТИ N 129. Однако, ответчик в нарушение действующего законодательства решением от 24 апреля 2014 года сначала приостановил государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимого имущества, а затем решением от 25 июня 2015 года отказал в регистрации права собственности на данное недвижимое имущество.
Основываясь на изложенном, истец просит признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве N *** от 25 июня 2015 года об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, *** д. 81, корп. 1, кв. 128 и 129; обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав истца путем государственной регистрации прекращения права собственности на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, *** д. 81, корп. 1, кв. 128 и 129 в отношении объекта на основании сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости, распоряжении Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 18 декабря 2013 года N ***, акте о завершенном переустройстве от 30 января 2014 года; взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере *** руб.
Представитель истца по доверенности К. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности А.А. в судебное заседание явился, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 102 - 107).
Представители третьих лиц - Государственной жилищной инспекции г. Москвы, ГБУ МосгорБТИ в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель истца А* Л.А. по доверенности К. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного решения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца А* Л.А., представителей третьих лиц Государственной жилищной инспекции г. Москвы, ГБУ МосгорБТИ, извещенных о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом, выслушав представителя истца по доверенности К., представителя ответчика по доверенности А.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что А* Л.А., будучи собственником квартир N 128 и N 129 (***), расположенных по адресу: г. Москва, ул. ***, д. 81, корп. 1, произвела изменения в указанных объектах недвижимости, права на которые подлежат обязательной регистрации в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество (л.д. 18, 19).
Сообщениями ответчика от 24 апреля 2014 года и 25 мая 2015 года государственная регистрация по заявлениям истца от 10 апреля 2015 года N *** об осуществлении регистрационных действий на указанные объекты недвижимости была приостановлена сроком на один месяц, а затем решением от 25 июня 2015 года отказало истцу в государственной регистрации прав на данные объекты (л.д. 11 - 13, 14 - 15, 16 - 17).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований А* Л.А., суд исходил из того, что решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве основано на законе.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В силу п. 1 ст. 13 приведенного выше Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно п. 2 ст. 16 указанного Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Из материалов дела усматривается, что общая площадь принадлежащего на праве собственности истцу недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ***, д. 81, корп. 1, кв. 128, 129 составляет 162,8 кв. м, что на 27,7 кв. м больше площади, заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимости с кадастровым номером *** и по БТИ N 129.
В силу положений ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Постановлением Правительства Москвы от 25 ноября 2011 года N 508-пп "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" утверждены нормативные акты, которыми регламентируется порядок производства и согласования работ по переустройству и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах в частности, требования к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, административный регламент по предоставлению государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах" в городе Москве, требования к составу проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, требования к ведению журнала производства работ, оформлению актов на скрытые работы и осуществлению авторского надзора.
Пунктом п. 1.7.1 утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь, санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Согласно ст. 28 Жилищного кодекса РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Как усматривается из распоряжения жилищной инспекции г. Москвы N *** от 17 октября 2014 года и акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме от 24 ноября 2014 года, на основании указанного распоряжения заявлены работы по горизонтали путем разборки и устройства перегородок, устройства полов, устройства гидроизоляции полов, установки и переустановки сантехнического оборудования (л.д. 20 - 21, 22 - 23).
Таким образом, перепланировка не может быть связана с изменением несущих конструкций и стен, а в случае внесения таких изменений необходимо получение от Мосгосстройнадзора разрешения на строительство, а по окончании работ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При таком положение Управление Росреестра по г. Москве обоснованно исходило из того, что для проведения строительных работ, затрагивающие конструктивные характеристики объекта, требуется соответствующее разрешение в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Наличие таких оснований, освобождающих от получения разрешения на строительство, А* Л.А. не представлено.
Также отсутствуют в деле и доказательства того, что произведенная А* Л.А. реконструкция не затрагивает конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Вместе с тем при изучении архивных документов, описывающих объект недвижимого имущества, имеющийся в материалах ранее представленного регистрационного дела и сведений кадастрового учета, позволило управлению Росреестра по г. Москве сделать однозначный вывод о том, что в данном объекте недвижимого имущества проведены строительные работы, затрагивающие конструктивные характеристики объекта, а именно снесена несущая стена.
Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию истца, изложенную в исковом заявлении, выражают несогласие с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем отвергаются судебной коллегией как несостоятельные.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца А* Х.О. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)