Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 N 04АП-5546/2017 ПО ДЕЛУ N А58-3173/2017

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. по делу N А58-3173/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2017 года по делу N А58-3173/2017 (суд первой инстанции - Собардахова В.Э.),

установил:

Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ОГРН 1021400967092, ИНН 1433000147, далее - заявитель, общество) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее - ответчик, Минфин) о признании недействительным пунктов 3 и 5 предписания от 19.04.2017 N 16-1-19/499 (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2017 года по делу N А58-3173/2017 заявленные требования удовлетворены.
Пункты 3 и 5 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2017 года N 16-1-19/499 признаны недействительными.
Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению ответчика, снабжение населения в п. Заря и в п. Алмазный технической водой к холодному водоснабжению в рамках предоставления коммунальных услуг не относится, коммунальной услугой не является, соответственно субсидированию на возмещение недополученных доходов по оказанным коммунальным услугам не подлежит.
Кроме того, судом не принято во внимание, что объемы поставки коммунальных услуг УК "Капитал сервис" (ООО), МБО "Вилюй", МКУ "КИО" в отсутствие каких-либо оснований были включены в акты по поставке коммунальных услуг, осуществляемой Обществом.
Общество в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.09.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Минфином в период с 08.02.2017 по 01.03.2017 была проведена выездная проверка общества по вопросам обоснованности предоставления государственных средств и их использования в рамках государственных программ Республики Саха (Якутия) за период 2015-2016 годов. Проверка проводилась в отношении структурного подразделения общества - Предприятия тепловодоснабжения (ПТВС), основным видом деятельности которого являлось производство и поставка коммунальных ресурсов потребителям на территории Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
19 апреля 2017 года Минфином составлен акт выездной проверки (далее - акт проверки) и вынесено предписание N 16-1-19/499 (далее - предписание) в соответствии с которым общая сумма установленных нарушений составила 28 964 509,80 рублей, в том числе финансовых нарушений при расходовании средств, которые подлежат восстановлению в размере 12 051 141,72 рублей в виде неправомерного расходования бюджетных средств.
Так, Минфином установлено, что в нарушение п. п. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК России), п. 5.4.1. и 5.4.4.2 Порядка предоставления субсидий организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) от 16.04.2015 N 112 (далее - порядок предоставления субсидий), государственным казенным учреждением РС (Я) "Агентство субсидий РС (Я)" (далее - агентство) предоставлена субсидия в общей сумме 10 418 006,32 рублей из государственного бюджета РС (Я) в отсутствие подписания актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) с УК "Капитал сервис" (ООО), МБО "Вилюй", МКУ "Комитет имущественных отношений", в том числе:
- - за 1 полугодие 2015 года - 2 225 421,48 рублей;
- - за 2 полугодие 2015 года - 3 384 872,20 рублей;
- - за 1 полугодие 2016 года - 4 807 712,64 рублей.
В нарушение п. п. 2 п. 2 ст. 78 БК России и п. п. "а" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 1.2 Порядка предоставления субсидий Заявителю необоснованно предоставлена субсидия на возмещение затрат по поставке потребителям в п. Алмазный и п. Заря технической воды, не относящейся к коммунальным услугам, в том числе:
- - за 1 полугодие 2015 года - 451 944,55 рублей, из них: п. Алмазный - 284 259, 52 рублей, п. Заря - 167 685,03 рублей;
- - за 2 полугодие 2015 года - 1 полугодие 2016 года - 1 181 190,85 рублей, из них: п. Алмазный - 756 302, 31 рублей, п. Заря - 424 888,54 рублей.
19 апреля 2017 года Минфином выдано предписание N 16-1-19/499, в соответствии с пунктами 3 и 5 Предписания заявителю предписано в срок до 01.07.2017 года восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства неправомерно предоставленной субсидии в сумме 12 051 141,72 рублей и представить в Минфин информацию о принятых мерах по устранению нарушений.
Общество, полагая указанное предписание (пункты 3 и 5) незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона РС (Я) от 5 декабря 2013 г. 1235 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электричество и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение" возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат исполнителям коммунальных услуг, заключившим договоры энергосбережения, и ресурсоснабжающим организациям в виде компенсации выпадающих доходов, возникших в связи с установлением льготных тарифов, осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном уполномоченным органом.
В данном случае предоставление субсидии осуществляется на основании Порядка предоставления субсидии организациям на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги, утвержденного постановлением Правительства РС (Я) N 112 от 16.04.2015 (далее - Порядок N 112).
Согласно пунктам 2.1, 3.1 Порядка N 112 целью предоставления субсидии является возмещение недополученных доходов организациям в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги населению, проживающему в жилищном фонде.
По мнению ответчика, снабжение заявителем населения в п. Заря и в п. Алмазный технической водой к холодному водоснабжению в рамках предоставления коммунальных услуг не относится, коммунальной услугой собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не является, соответственно субсидированию на возмещение недополученных доходов по оказанным коммунальным услугам в соответствии с Порядком N 112 не подлежит.
Суд апелляционной инстанции полагает такой довод ошибочным в силу следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно ст. 3 Закона РС (Я) от 5 декабря 2013 г. 1235 N 25-V право на льготные тарифы имеют физические лица, проживающие в жилищном фонде и приобретающие, в том числе услуги по водоснабжению и водоотведению - в отношении тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Согласно пункту 20 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно договорам оказания услуг водоснабжения, заключенным заявителем с гражданами-потребителями, и соответствующим актам соответствующих муниципальных образований предусмотрено снабжение потребителей (физических лиц) технической водой, поскольку иной технической возможности водоснабжения в указанных населенных пунктах не имеется.
Таким образом, подача технической воды является коммунальной услугой холодного водоснабжения.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что органом, уполномоченным в сфере регулирования тарифов Республики Саха (Якутия) - Государственным комитетом по ценовой политике РС (Я) (далее - Комитет), в том числе на период 2015-2016 годов, были установлены экономически обоснованные тарифы на воду, поставляемую потребителям - физическим лицам и соответствующие льготные тарифы для потребителей, находящихся в п. Заря и в п. Алмазный Мирнинского района.
Так, постановлением Комитета от 28.05.2014 N 59 "Об утверждении льготных тарифов для населения МО "Мирнинский район" РС (Я) на услуги отопления, водоснабжения и водоотведения" был утвержден льготный тариф на холодное водоснабжение для ПТВС в п. Заря в размере 49,64 руб. / м{\super 3 и аналогичный льготный тариф в п. Алмазный в размере 48,27 руб. / м{\super 3.
Таким образом, заявитель, являясь ресурсоснабжающей организацией, обязан применять при расчетах с потребителями - физическими лицами, которые относятся к льготной категории потребителей, вышеуказанный льготный тариф, утвержденный Комитетом.
Оснований не применять утвержденные в установленном порядке тарифы для населения у заявителя не имеется.
Одновременно со льготными тарифами Комитетом также на период 2015-2016 годов утверждались экономически обоснованные тарифы на воду, поставляемую заявителем (в том числе и на техническую).
В частности, постановлением Комитета от 17.12.2014 N 340 "Об утверждении тарифов на техническую воду, поставляемую структурными подразделениями АК "АЛРОСА" (ПАО) потребителям РС (Я) в 2015 году" были утверждены соответствующие экономически обоснованные тарифы, в том числе, на 1 полугодие 2015 года пунктом 2.2.1. ПТВС (п. Заря) для категории потребителей "население" в размере - 85,02 руб. / м{\super 3 и пунктом 4.2.1 (п. Алмазный) в размере - 56,22 руб. / м{\super 3.
Согласно примечанию к вышеуказанному постановлению, население, проживающее в жилищном фонде, оплачивает услуги водоснабжения в соответствии со льготным тарифом, устанавливаемым на основании Закона РС (Я) от 05.12.2013 1235-3 N 25-V "О льготных тарифах на сжиженный газ, электрическую и тепловую энергию (мощность), водоснабжение и водоотведение".
Таким образом, вывод Минфина о том, что в нарушение п. п. 2 п. 2 ст. 78 БК России и п. п. "а" п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, пункта 1.2 Порядка предоставления субсидий заявителю необоснованно предоставлена субсидия на возмещение затрат по поставке потребителям в п. Алмазный и п. Заря технической воды, не относящейся к коммунальным услугам, признается судом апелляционной инстанции неправомерным.
Выездной проверкой также установлено, что за проверяемый период в нарушение пунктов 5.4.1., 5.4.4.2. Порядка N 112 акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) в утвержденной форме, являющиеся в соответствии с пунктом 5.4.1. Порядка N 112 единственным документом, подтверждающим факт поставки ресурсов (услуг), с тремя организациями, осуществляющими начисление платы, в том числе с УК "Капитал сервис" (ООО), МБО "Вилюй" - общежития, МКУ "КИО" - общежития, не были подписаны и не были направлены Заявителем в Агентство. Проверкой установлено, что начисление субсидии в отсутствие подписанных в установленном порядке актов составило 10 418 006,32 рублей.
В соответствии с пунктом 5.4.1. Порядка N 112 в подтверждение факта поставки ресурсов (услуг) подписывается акт о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) по утвержденной форме.
Согласно пункту 5.4.3. Порядка N 112 обязательными сторонами подписания актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги, подтверждающих факт поставки и предоставляемых организациями в ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" (далее - Агентство), являются: организация-поставщик коммунальных ресурсов, организация, осуществляющая начисление платы льготным категориям потребителей и муниципальное образование.
Пунктами 5.4.4.1., 5.4.4.2. Порядка N 112 установлено, что поставщики коммунальных ресурсов (услуг) (Заявитель) составляют, подписывают и направляют в установленные сроки акты организациям, осуществляющим начисление платы льготным категориям потребителей, затем муниципальным образованиям.
Подписанные всеми сторонами акты предоставляются в Агентство в установленный срок. В соответствии с пунктом 5.4.10. Агентство на основании полученных актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) производит начисление субсидии за отчетный период, подлежащей оплате в течение десяти рабочих дней после получения и проверки акта о начислении.
В соответствие с пунктом 5.4.5. Порядка N 112 в случае уклонения или немотивированного отказа сторон от подписания акта в сроки, указанные в пунктах 5.4.4.2, 5.4.4.4 указанного Порядка, организация вправе представить в Агентство акт без подписи уклонившейся стороны. При этом обязательным требованием является наличие отметки о получении акта на рассмотрение со стороны, подписывающей акт, с указанием даты получения и подписи с расшифровкой ответственного, принявшего документ, либо уведомление оператора почтовой связи о доставке акта до ответственной стороны. Коммунальные услуги (ресурсы), указанные в данном акте, считаются оказанными организацией и принятыми исполнителем, потребителем и подлежат оплате в соответствии с условиями Соглашения, подписанного между Агентством и организациями.
В соответствии с пунктом 7.1. Порядка N 112 Агентство и органы государственного финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателями, в том числе на предмет соответствия данных актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) фактическим поставкам.
Приказом Министерства ЖКХ РС (Я) от 14.06.2012 N 251-п утвержден административный регламент Агентства по предоставлению субсидии на возмещение недополученных доходов организациям, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с государственным регулированием тарифов (далее - Регламент), в соответствии с которым работники Агентства проверяет полноту, качество и достаточность документов (материалов), в т.ч. акта о фактической поставке коммунальных услуг.
Так согласно п. 3.6.2. при предоставлении акта о фактической поставке коммунальных услуг в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.6.10 Регламента специалистами отдела по работе с юридическими лицами Агентства проверяется фактическое исполнение оказанных услуг за отчетный период.
Таким образом, Агентство перечисляет субсидии ресурсоснабжающим организациям только после выполнения ими всех условий, предусмотренных вышеуказанными нормативными документами, и после соответствующей проверки их сотрудниками Агентства.
Судом установлено, что Агентство перечисляло средства субсидии в соответствии с положениями Порядка на основании полученных актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) без каких-либо возражений.
Кроме того, согласно п. 5.3.3 Порядка предоставления субсидий текущее финансирование организации приостанавливается в случае непредставления актов о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги (ресурсы) в сроки, указанные в пункте 5.4.4.5 настоящего Порядка - до представления согласованных в установленном порядке актов Агентству.
Как следует из Акта проверки, Агентство за соответствующие периоды времени перечисляло заявителю субсидии, при этом фактов приостановления финансирования не установлено.
Кроме того, из материалов дела следует, что заявителем были предоставлены Минфину в рамках направления возражений к Акту проверки в соответствии с п. 67 Порядка осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю и контролю в сфере закупок в Республике Саха (Якутия), утвержденному Указом Президента РС (Я) от 04.04.2014 N 2557, подписанные акты о начислении платы льготной категории потребителей за оказанные услуги, об отсутствии которых указано в предписании.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 августа 2017 года по делу N А58-3173/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
В.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)