Судебные решения, арбитраж
Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Оспариваемым актом и действиями, налоговый орган исключил товарищество из ЕГРЮЛ, считая его недействующим.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Шкрылевой Татьяны Валентиновны, заинтересованного лица - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2017 (судья Бутенко З.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-613/2017, установил следующее.
Шкрылева Т.В. обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения инспекции от 06.05.2016 N 1355, действия по внесению записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), возложении обязанности восстановить запись в ЕГРЮЛ.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.05.2017, признаны незаконными решение инспекции от 06.05.2016 N 1355, действия инспекции по внесению записи от 29.08.2016 об исключении юридического лица - ТСЖ "Созидатель" из ЕГРЮЛ, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). На инспекцию возложена обязанность принять решение об аннулировании записи об исключении юридического лица - ТСЖ "Созидатель" из ЕГРЮЛ от 29.08.2016 и внести в ЕГРЮЛ запись о восстановлении в ЕГРЮЛ записи о ТСЖ "Созидатель", как действующем юридическом лице.
В кассационной жалобе инспекция просит решение от 10.03.2017 и постановление от 30.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что инспекцией, порядок, сроки и действия, предусмотренные положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, предшествующие исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, соблюдены в полном объеме. Судами не установлено нарушение норм закона, которое допущено инспекцией при принятии решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при внесении записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не учтен факт неоднократных нарушений налогового законодательства допущенных ТСЖ "Созидатель". Регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ правомерно исключил недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения соответствующей записи.
В отзыве на кассационную жалобу Шкрылева Т.В. указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ТСЖ "Созидатель" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2002 администрацией города Ростова-на-Дону, регистрационный номер, присвоенный до 01.07.2002-2280-КР, дата присвоения основного государственного регистрационного номера 1026103168068 02.12.2002, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Инспекция 06.05.2016 приняла решение N 1355 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ТСЖ "Созидатель".
В ЕГРЮЛ 06.05.2016 внесены сведения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, ГРН 2166196512898. Инспекция 29.08.2016 внесла запись ГРН 2166196958277 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего деятельность на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Считая незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявитель обратился в суд.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В силу положений статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона N 129-ФЗ единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Суды установили, что в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 06.05.2016 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и до фактического исключения из реестра (29.08.2016), ТСЖ "Созидатель" осуществляло деятельность, что подтверждается протоколами общего собрания ТСЖ "Созидатель" от 09.07.2015 N 1/15, от 29.07.2015 N 2/15, договором на управление МКД ООО "УК "ЮГ-ТТ" от 01.08.2015, соглашением о расторжении договора от 21.09.2015, договором управления МКД от 21.09.2015 N 6 с ООО "УК "Военвед", актом осмотра объекта МКД по ул. М. Горького 214/101 от 22.09.2015, договором N 7 управления МКД с ООО "УК "Ростов-Дом" от 21.09.2016, перепиской с коммерческими организациями и органами государственной власти.
Данные обстоятельства инспекцией не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
ТСЖ "Созидатель" является некоммерческой организацией.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к некоммерческой относится организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. По смыслу пункта 3 статьи 3 указанного Закона открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.
В этой связи факт отсутствия у ТСД "Созидатель" как некоммерческой организации открытых в банках счетов не может служить достаточным основанием для вывода о наличии у него одного из признаков недействующего юридического лица, а, следовательно, и для исключения его из ЕГРЮЛ.
Факт непредставления налоговой отчетности, послуживший одним из оснований для принятия оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий, заявителем не отрицается.
Непредставление налоговой отчетности влечет за собой привлечение виновного юридического лица к ответственности за налоговое правонарушение, но не влечет само по себе признание юридического лица недействующим.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к верному выводу о том, что инспекция, установив наличие формальных признаков недействующего юридического лица на основании соответствующих справок, не учла специфику деятельности ТСЖ "Созидатель" и цели его создания и с учетом того, что в период, предшествующий исключению из государственного реестра, ТСЖ "Созидатель" вело хозяйственную деятельность, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 по делу N А53-613/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2017 N Ф08-6689/2017 ПО ДЕЛУ N А53-613/2017
Требование: О признании недействительным решения и незаконными действий налогового органа, обязании внести сведения в ЕГРЮЛ.Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обстоятельства: Оспариваемым актом и действиями, налоговый орган исключил товарищество из ЕГРЮЛ, считая его недействующим.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2017 г. по делу N А53-613/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Улько Е.В., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Шкрылевой Татьяны Валентиновны, заинтересованного лица - Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2017 (судья Бутенко З.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-613/2017, установил следующее.
Шкрылева Т.В. обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения инспекции от 06.05.2016 N 1355, действия по внесению записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), возложении обязанности восстановить запись в ЕГРЮЛ.
Решением суда первой инстанции от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.05.2017, признаны незаконными решение инспекции от 06.05.2016 N 1355, действия инспекции по внесению записи от 29.08.2016 об исключении юридического лица - ТСЖ "Созидатель" из ЕГРЮЛ, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). На инспекцию возложена обязанность принять решение об аннулировании записи об исключении юридического лица - ТСЖ "Созидатель" из ЕГРЮЛ от 29.08.2016 и внести в ЕГРЮЛ запись о восстановлении в ЕГРЮЛ записи о ТСЖ "Созидатель", как действующем юридическом лице.
В кассационной жалобе инспекция просит решение от 10.03.2017 и постановление от 30.05.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что инспекцией, порядок, сроки и действия, предусмотренные положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, предшествующие исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, соблюдены в полном объеме. Судами не установлено нарушение норм закона, которое допущено инспекцией при принятии решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и при внесении записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не учтен факт неоднократных нарушений налогового законодательства допущенных ТСЖ "Созидатель". Регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ правомерно исключил недействующее юридическое лицо из государственного реестра путем внесения соответствующей записи.
В отзыве на кассационную жалобу Шкрылева Т.В. указала на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что ТСЖ "Созидатель" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.06.2002 администрацией города Ростова-на-Дону, регистрационный номер, присвоенный до 01.07.2002-2280-КР, дата присвоения основного государственного регистрационного номера 1026103168068 02.12.2002, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Инспекция 06.05.2016 приняла решение N 1355 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ТСЖ "Созидатель".
В ЕГРЮЛ 06.05.2016 внесены сведения о предстоящем исключении недействующего юридического лица, ГРН 2166196512898. Инспекция 29.08.2016 внесла запись ГРН 2166196958277 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, фактически прекратившего деятельность на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Считая незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, заявитель обратился в суд.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Согласно части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В силу положений статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона N 129-ФЗ единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Суды установили, что в период, предшествующий 12 месяцам до дня принятия решения от 06.05.2016 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ и до фактического исключения из реестра (29.08.2016), ТСЖ "Созидатель" осуществляло деятельность, что подтверждается протоколами общего собрания ТСЖ "Созидатель" от 09.07.2015 N 1/15, от 29.07.2015 N 2/15, договором на управление МКД ООО "УК "ЮГ-ТТ" от 01.08.2015, соглашением о расторжении договора от 21.09.2015, договором управления МКД от 21.09.2015 N 6 с ООО "УК "Военвед", актом осмотра объекта МКД по ул. М. Горького 214/101 от 22.09.2015, договором N 7 управления МКД с ООО "УК "Ростов-Дом" от 21.09.2016, перепиской с коммерческими организациями и органами государственной власти.
Данные обстоятельства инспекцией не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
ТСЖ "Созидатель" является некоммерческой организацией.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к некоммерческой относится организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. По смыслу пункта 3 статьи 3 указанного Закона открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным.
В этой связи факт отсутствия у ТСД "Созидатель" как некоммерческой организации открытых в банках счетов не может служить достаточным основанием для вывода о наличии у него одного из признаков недействующего юридического лица, а, следовательно, и для исключения его из ЕГРЮЛ.
Факт непредставления налоговой отчетности, послуживший одним из оснований для принятия оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий, заявителем не отрицается.
Непредставление налоговой отчетности влечет за собой привлечение виновного юридического лица к ответственности за налоговое правонарушение, но не влечет само по себе признание юридического лица недействующим.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суды пришли к верному выводу о том, что инспекция, установив наличие формальных признаков недействующего юридического лица на основании соответствующих справок, не учла специфику деятельности ТСЖ "Созидатель" и цели его создания и с учетом того, что в период, предшествующий исключению из государственного реестра, ТСЖ "Созидатель" вело хозяйственную деятельность, правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.03.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 по делу N А53-613/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Е.В.УЛЬКО
Е.В.УЛЬКО
Судьи
О.Л.РАССКАЗОВ
И.И.ФЕФЕЛОВА
О.Л.РАССКАЗОВ
И.И.ФЕФЕЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)