Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2017 N 13АП-5337/2017 ПО ДЕЛУ N А21-6857/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2017 г. N 13АП-5337/2017

Дело N А21-6857/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Дейкун А.А.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5337/2017) ООО "Жилкомсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2017 по делу N А21-6857/2016 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Жилкомсервис"
к ГЖИ (служба) Калининградской области
3-е лицо: АО "Янтарьэнергосбыт"
об оспаривании предписания
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" (ОГРН 1103914000486, ИНН 3909001279, место нахождения: 238710, Калининградская обл., г. Неман, ул. Советская, д. 23; далее - заявитель, ООО "Жилкомсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции (службе) Калининградской области (ОГРН 1023901020021, ИНН 3906042319, место нахождения: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4; далее - ГЖИ, Инспекция, Служба) о признании недействительным предписания от 22.07.2016 N 1002/П-3203 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (ОГРН 1083925011422, ИНН 3908600865, место нахождения: Калининград, ул. Дарвина, д. 10).
Решением суда от 24.01.2017 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что у ООО "Жилкомсервис" имеется заключенный с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения. Кроме того, податель жалобы полагает, что нарушение порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) Общество не допускало, поскольку счета выставлены ресурсоснабжающей организацией, соответственно, на ООО "Жилкомсервис" незаконно возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за электроэнергию.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением жильца многоквартирного дома (далее - МКД) N 9 по ул. Совхозной пос. Мичуринский Неманского района о нарушении управляющей компанией его прав в части начисления платы за коммунальную услугу Службой был издан приказ N 2469/ЖСА от 12.07.2016 о проведении внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований установленных нормативно-правовыми актами, нарушении прав потребителей.
По результатам проверки составлен акт N 2469/ЖСА от 22.07.2016, которым зафиксировано нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011, пункта 4 пп. д), ж) Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 416 от 15.05.2013, ч. 2, 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 3 пп. а), б) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1110 от 28.10.2014.
22.07.2016 ООО "Жилкомсервис" выдано предписание по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства N 1002/П-3203, в котором указано в срок до 01.10.2016:
- - произвести перерасчет размера платы за электроэнергию на ОДН за май, июнь 2016 года по кв. 5 МКД N 9 по ул. Совхозной;
- - заключить договор энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с договором управления МКД.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в МКД, в котором не созданы ТСЖ, ЖСК и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 ЖК РФ (на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД (далее - Правила N 416).
Пунктом 4 Правил N 416 предусмотрено, что управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов:
д) организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе:
- - заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
- - осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
ж) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе:
- - начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- - оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
- - осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида.
Как следует из материалов дела, управление спорным МКД осуществляется Обществом на основании договора управления МКД от 01.10.2013, в силу которого ООО "Жилкомсервис" является исполнителем коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, следить за состоянием общедомового прибора учета коммунального ресурса, производить начисление и перерасчет платежей за коммунальные услуги.
Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, ООО "Жилкомсервис" не заключило с ресурсоснабжающей организацией договор энергоснабжения.
Из материалов дела следует, что 30.09.2014 между ООО "Жилкомсервис" и ОАО "Янтарьэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 1701/22 (далее - Договор энергоснабжения). При этом договор энергоснабжения на каждый МКД в отдельности между сторонами не заключался, ООО "Жилкомсервис" направило в адрес ресурсоснабжающей организации список домов, в которые необходимо осуществлять поставку электроэнергии.
Согласно пункту 1.2 Договора энергоснабжения гарантирующий поставщик ОАО "Янтарьэнергосбыт" обязуется поставлять ООО "Жилкомсервис" электрическую энергию в отношении МКД, указанных в Приложении N 2.
Перечень точек поставки, по которым производится расчеты за поданную электроэнергию (Приложение N 2), является неотъемлемой частью Договора энергоснабжения.
01.07.2015 ООО "Жилкомсервис" направило в адрес ОАО "Янтарьэнергосбыт" письмо со списком домов, для их включения в договор энергоснабжения N 1701/22, в котором указан спорный дом. В свою очередь, ОАО "Янтарьэнергосбыт" после получения указанного письма начало осуществлять поставку электрической энергии для нужд МКД.
Учитывая изложенное, следует признать ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Жилкомсервис" не исполнило предусмотренную законодательством обязанность по заключению с ресурсоснабжающей организацией договора о приобретении электрической энергии.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, предписание в части обязания Общества заключить договор с ресурсоснабжающей организацией фактически не нарушает прав заявителя, поскольку на момент проверки в Инспекцию не были представлены необходимые документы, в том числе приложения к указанному договору, подтверждающие заключение договора купли-продажи электроэнергии в отношении спорного МКД.
Запрошенный ГЖИ в приказе от 12.07.2016 N 2469 в рамках проводимой проверки договор энергоснабжения МКД с приложениями к нему ООО "Жилкомсервис" не предоставлен, в связи с чем наличие такого договора позволяет не исполнять данную часть предписания, выданного Инспекцией по имевшимся у нее в распоряжении и представленным заявителем документам (информации).
Ссылки подателя жалобы на то, что неправомерное начисление подлежащий оплате электроэнергии произвело ОАО "Янтарьэнергосбыт", не могут быть признаны состоятельными, поскольку Общество является исполнителем коммунальных услуг в управляемом им МКД, именно на нем лежит обязанность по выставлению потребителям этих услуг платежных документов в соответствии с Правилами N 354, а не на ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, апелляционная коллегия обращает внимание на противоречивую позицию подателя жалобы, который, с одной стороны, утверждает о том, что договор с ресурсоснабжающей организацией в отношении спорного МКД Обществом был заключен, однако при этом не может пояснить, по каким причинам при наличии заключенного с ОАО "Янтарьэнергосбыт" договора управляющая компания не выставляла жильцам дома счета за потребленную электроэнергию на ОДН. На незаконность выставления счетов жильцам дома ресурсоснабжающей организацией указано также в постановлении мирового судьи Неманского судебного участка Калининградской области от 31.08.2016 по делу N 5-547/2016.
Согласно пункту 44 Правил N 354 (в редакции, действующей с 30.06.2016 по дату вынесения предписания) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в МКД, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в МКД, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
Таким образом, в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 Обществу необходимо провести общее собрание собственников и принять решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Общество не отрицает, что при наличии договора энергоснабжения начисления, произведенные в отношении данного дома, за ОДН обязана производить управляющая компания, что, собственно, признавалось заявителем в переписке с ресурсоснабжающей организацией (письмо от 07.06.2016 исх. N 934).
В силу вышеизложенного предписание Службы в данной части направлено на устранение нарушения жилищного законодательства и прав жильцов, выдано надлежащему по указанным нормам права субъекту исполнения, способному, в том числе в рамках соответствующих механизмов, установленных договором энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, восстановить в конечном счете права жильца перерасчетом размера платы.
При таких обстоятельствах, по мнению апелляционной коллегии, оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу.
Доводы подателя жалобы о том, что из-за особенностей планировки и схемы электроснабжения спорного МКД все источники электроэнергии в местах общего пользования подключены к индивидуальным приборам учета, в связи с чем отдельное выставление счетов за электроэнергию на ОДН фактически приведет к двойной оплате собственниками помещений электроэнергии на ОДН, голословны и не подтверждены соответствующими доказательствами, а кроме того, сделаны без учета положения пункта 44 Правил.
Учитывая изложенное, обжалуемое предписание правомерно признано судом первой инстанции законным и обоснованным, не нарушающим права и законные интересы Общества. Имеющимся в деле доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2017 по делу N А21-6857/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Е.А.СОМОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)