Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2016 N 16АП-9/2016 ПО ДЕЛУ N А61-2764/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. по делу N А61-2764/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года,
полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 декабря 2015 года по делу N А61-2764/2015,
по заявлению Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа,
к Управлению федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Алан - 7", Администрация местного самоуправления г. Владикавказ,
о признании незаконными пунктов 2 и 3 решения по делу N АМЗ 06-06/14 от 11.06.2015, (судья Коптева М.Б.),
при участии в судебном заседании:
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС - Торчинова И.В. по доверенности от 14.02.2016,
от общества с ограниченной ответственностью "Алан - 7" - Туаев С.Г. лично (предъявлен паспрорт); Бодзиев Р.А. по доверенности от 07.07.2015,

установил:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа (далее - КЖКХЭ АМС г. Владикавказа, Комитет) обратился в Арбитражный суд РСО - Алания с заявлением о признании незаконными пунктов 2 и 3 решения по делу N АМЗ 06-06/14.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа о признании незаконным пунктов 2 и 3 решения Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания по делу N АМЗ 06-06/14 от 11.06.2015, отказано.
Решение мотивированно тем, что заявитель нарушил требования по рассмотрению заявок на участие в конкурсе и порядок проведения конкурса в частях, установленные п. 70 и п. 84 Правил проведения конкурса, не разместил протокол, и что УФАС России по РСО - Алания правомерно установило указанные нарушения.
Не согласившись с принятым решением, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что имело место приостановление торгов, потому не было оснований размещать протокол.
До начала судебного заседания от Управления федеральной антимонопольной службы по РСО - Алания поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, также просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 декабря 2015 года по делу N А61-2764/2015, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
15.04.2015 г. Комитетом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления многоквартирными домами (далее -МКД) на территории г. Владикавказа РСО - Алания (далее - Извещение), а также Конкурсная документация по указанному Конкурсу, утвержденная заместителем председателя Комитета (далее - Конкурсная документация).
Согласно Конкурсной документации, предметом Конкурса является право заключения договоров управления МКД в г. Владикавказе, расположенными по следующим адресам: ул. Гугкаева 4 корп. 1 (лот N 7); ул. Гугкаева 22 корп. 4 (лот N 9); ул. Гугкаева 26 корп. 1 (лот N 10); пр. Коста 267 (лот N 72); пр. Коста 272 (лот N 75); пр. Коста 273 (лот N 76); пр. Коста 294 (лот N 92); пр. Коста 281 корп. 1 (лот N 78); пр. Коста 282 корп. 1 (лот N 79); пр. Коста 282 корп. 2 (лот N 80); ул. Кесаева 137 (лот N 32); ул. Леваневского 275 (лот N 40); ул. Леваневского 279 корп. 4 (лот N 43); ул. Леонова 5 корп. 1 (лот N 47); ул. Леонова 5 корп. 2 (лот N 48); ул. Леонова 11 корп. 3 (лот N 55); ул. Московская 9 (лот N 57); ул. Московская 27 корп. 2 (лот N 63); ул. Московская 27 корп. 3 (лот N 64); ул. 50 лет Октября 6 (лот N 1).
05.06.2015 г. в УФАС по РСО - Алания поступила жалоба ООО "Алан-7" на действия организатора Конкурса - Комитета ЖКХЭ АМС г. Владикавказа при проведении Конкурса.
Из жалобы следует, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов была размещена документация по Конкурсу, согласно которой на торги выставлены МКД, с собственниками которых были заключены договора управления с ООО "Алан-7".
Согласно извещению о проведении Конкурса, заявки на участие в Конкурсе принимались до 26.05.2015 г., дата проведения и вскрытия конвертов и рассмотрения заявок, а также проведение конкурса должны были состояться 26 мая 2015 года.
ООО "Алан-7" неоднократно письменно информировал АМС г. Владикавказа и Комитет (письма N 1 от 08.05.2015 г., N 3 от 19.05.2015 г., N 4 от 19.05.2015 г., N 6 от 19.05.2015 г., N 9 от 22.05.2015 г., N 10 от 22.05.2015 г.) о том, что на основании протокола N 2 от 24.04.2015 г. общего собрания собственников помещений МКД в форме заочного голосования было принято решение избрать форму управления МКД - управление управляющей организацией. Также было принято решение заключить договора на управление МКД с ООО "Алан-7", соответственно, с 24.04.2015 г. Все письма были отправлены с приложениями копий протоколов и договоров, по 21-у МКД, расположенному по следующим адресам: ул. Гугкаева 4 корп. 1; ул. Гугкаева 22 корп. 4; ул. Гугкаева 26 корп. 1; пр. Коста 267; пр. Коста 272; пр. Коста 273; пр. Коста 294; пр. Коста 281 корп. 1; пр. Коста 282 корп. 1; пр. Коста 282 корп. 2; ул. Кесаева 137; ул. Леваневского 275; ул. Леваневского 279 корп. 4; ул. Леонова 5 корп. 1; ул. Леонова 5 корп. 2; ул. Леонова 11 корп. 3; ул. Московская 9; ул. Московская 27 корп. 2; ул. Московская 27 корп. 3; ул. 50 лет Октября 6.
На момент рассмотрения жалобы (11.06.2015) в нарушение п. 70 и п. 84 Правил проведения конкурса Комитетом протокол рассмотрения заявок и протокол конкурса не размещены, в то время как должны были быть размещены 26.05.2015.
Решением комиссии Северо-Осетинского УФАС России по делу N АМЗ-06-06/14 от 11.06.2015 КЖКХЭ АМС г. Владикавказа признано нарушившим пункты 70 и 84 Правил проведения конкурса при проведении Конкурса по лотам N N 1, 7, 9, 10, 32, 40, 43, 47, 48, 55, 57, 63, 64, 72, 75, 76, 78, 79, 80, 92.
Пунктом 3 решения по делу N АМЗ-06-06/14 от 11.06.2015 УФАС по РСО - Алания указало, что в связи с тем, что по делу N АМЗ 05-06/15 АМС г. Владикавказа уже выдано предписание N АМЗ 05-06/2015 от 11.06.2015 о прекращении нарушений порядка организации и проведения торгов при проведении Конкурса, предписание по итогам рассмотрения дела N АМЗ 06-06/15 Комитету ЖКХЭ АМС г. Владикавказа не выдавать.
Не согласившись с решением УФАС по РСО - Алания от 20.05.2014 по делу N 04-08/04-04-14 заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию МКД орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (часть 4.1 статьи 161 ЖК РФ).
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД утверждены Постановлением Правительства РФ N 75 от 06.02.2014 года (Правила).
Согласно пункту 3 Правил проведения конкурса, конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД проводится, если:
1) собственниками помещений в МКД не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в МКД общее собрание по вопросу выбора способа управления МКД не проводилось или решение о выборе способа управления МКД не было принято;
- по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу выбора способа управления МКД повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления МКД не было принято;
2) принятое собственниками помещений в МКД решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в МКД не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в МКД не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления МКД, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления МКД, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию МКД.
При этом, согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ, договор управления МКД заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению МКД в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в МКД с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
При непосредственном управлении МКД собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Согласно пункту 39 Правил проведения конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления МКД или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Согласно пункту 70 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия принимает решение о признании претендента участником конкурса или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 18 Правил проведения конкурса. Конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, который подписывается присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Текст указанного протокола в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте организатором конкурса.
Согласно пункту 84 Правил проведения конкурса, текст протокола конкурса размещается на официальном сайте организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией в течение 1 рабочего дня с даты его утверждения.
Довод заявителя о том, что конкурс не был проведен на момент вынесения решения УФАС по РСО - Алания, а именно 11.06.2015, в связи с приостановлением конкурса по жалобе ООО "Алан-7" судом не принимается, в связи со следующим.
Согласно части 11 статьи 18.1 Федерального закона N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган в течение трех рабочих дней со дня ее поступления направляет заявителю, организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Жалоба ООО "Алан-7" на действия организатора торгов - Комитета, при проведении открытого конкурса на право заключения договоров управления несколькими МКД в г. Владикавказ РСО - Алания (извещение N 060415/4310714/01, размещенное на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов), была подана в УФАС по РСО - Алания 05.06.2015 г., а уведомление о приостановлении торгов направлено и получено Заявителем 09.06.2015 года.
Согласно представленному в материалы дела извещению о проведении Конкурса, заявки на участие в Конкурсе принимались до 26.05.2015 г., дата проведения и вскрытия конвертов и рассмотрения заявок, так же как и проведения конкурса - 26.05.2015 года.
Суд первой инстанции верно указал, что на день подачи жалобы ООО "Алан-7" в УФАС по РСО - Алания должны были состояться как рассмотрение заявок на участие в Конкурсе, так и сам Конкурс.
Однако, 26.05.2015 года, Комитетом протокол рассмотрения заявок и протокол Конкурса на официальном сайте не размещены (26.05.2015), что является нарушением порядка проведения конкурса в частях, установленных пунктами 70 и 80 Правил проведения конкурса.
Данный факт подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что антимонопольный орган правомерно установил нарушение Комитетом при проведении оспариваемого Конкурса пунктов 70 и 80 Правил проведения конкурса.
Довод апелляционной жалобы о том, что имело место приостановление торгов, потому не было оснований размещать протокол - отклоняется.
Дата проведения конкурса (вскрытие конвертов, рассмотрение заявок) - 26 мая 2015 года. На эту дату решения о приостановлении торгов не имеется. Препятствий для рассмотрения заявок, утверждения протокола и его опубликования не имелось.
Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что оспариваемый акт антимонопольного органа вынесен уполномоченным органом, соответствует нормам Закона о защите конкуренции, а потому в удовлетворении требований заявителя о признании пунктов 2 и 3 оспариваемого решения незаконным следует отказать. Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 декабря 2015 года по делу N А61-2764/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 03 декабря 2015 года по делу N А61-2764/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)