Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.02.2016 N 11АП-18698/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25019/2015

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 февраля 2016 г. по делу N А55-25019/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" - Жемчуева Я.И. (доверенность от 11.01.2016 N 3),
представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2015 года по делу N А55-25019/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830), Самарская область, г. Тольятти,
к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (далее - заявитель, общество, ООО "УК N 2 ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - жилищная инспекция, ГЖИ Самарской области) о признании недействительным предписания от 25.06.2015 N ТАвз-214831 (т. 1 л.д. 2-4).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2015 по делу N А55-25019/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 205-209).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 4-6).
Жилищная инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя жилищной инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области на основании распоряжения от 27.05.2015 N ТАвз-214831 руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области Абриталина А.А. (т. 1 л.д. 44-46), по обращению гражданина от 05.05.2015 N 7922-ц, проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК N 2 ЖКХ" с целью осуществления государственного надзора по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу - электроснабжение в многоквартирном жилом доме (далее - МКД) по адресу: г. Тольятти, б-р. Буденного, д. 5, находящегося в управлении и обслуживаемого ООО "УК N 2 ЖКХ".
Распоряжение о проведении внеплановой документарной проверке юридического лица и запрос о предоставлении информации были своевременно направлены заказным письмом с уведомлением и получены заявителем, о чем свидетельствуют уведомления о вручении с отметками в получении, что подтверждается материалами дела.
Согласно информации, представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" (исх. N 1421 от 18.06.2015), в многоквартирном доме по адресу: г. Тольятти, б-р. Буденного, д. 5, установлены приборы учета электроэнергии, объектами учета которых являются квартиры и места общего пользования.
По результатам проверки государственной жилищной инспекцией Самарской области составлен акт от 25.06.2015 N ТАвз-214831 (т. 1 л.д. 37-42).
По факту выявленного нарушения жилищной инспекцией выдано ООО "УК N 2 ЖКХ" предписание от 25.06.2015 N ТАвз-214831 в трехмесячный срок устранить выявленные нарушения (т. 1 л.д. 25-26).
Не согласившись с вынесенным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 161 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
В соответствии с пунктами 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее "Правила N 354").
Как следует из материалов проверки, к рассматриваемым правоотношениям подлежит применению порядок расчета платы за коммунальные услуги, установленный Правилами N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Если многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета объема коммунальных услуг, объем коммунальных услуг на общедомовые нужды в соответствии с пунктом 44 Правил N 354, определяется как разница между общим расходом, который был зафиксирован этим прибором, и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях дома. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "УК N 2 ЖКХ" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресу: г. Тольятти, б-р. Буденного, д. 5, что также подтверждается представленными заинтересованным лицом суду материалами внеплановой, документарной проверки, что не оспаривается заявителем.
Суд первой инстанции установил, что согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с мая 2014 года по май 2015 года выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р Буденного, д. 5 (по кв. 2, 22, 23, 45, 46, 167) порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 Правил N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу распределения объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения управляющей компанией, не представлено.
Согласно представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации по порядку начисления платы за коммунальные услуги (исх. N 1421 от 18.06.2015) и платежным документам на оплату жилищно-коммунальных услуг за период май 2014 года - май 2015 года, выставляемым потребителям, проживающим по адресу: г. Тольятти, б-р. Буденного, д. 5 (по кв. 2, 22, 23, 46, 167) при определении объемов ООО "УК N 2 ЖКХ" используется общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества дома (для начисления ОДН на электроэнергию) - 4144,9 кв. м, а согласно представленного технического паспорта на МКД по адресу г. Тольятти, б-р. Буденного, д. 5, общая площадь коридоров и мест общего пользования для начисления на ОДН составляет - 1314,1 кв. м. При этом, как следует из представленной ООО "УК N 2 ЖКХ" информации положительный объем на ОДН (электроэнергия) не превышает нормативов потребления установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197. Порядок начисления платы на коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды обществом осуществляется без учета ограничений, установленных в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197.
При этом, в соответствии с пунктом 36 Правил N 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Данное положение также разъяснено в Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19.
В целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, которые вступили в силу с 01.06.2013.
Согласно указанным изменениям распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Приказом Министерства энергетики, и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 27 Приложения к Правилам N 306 приведен перечень помещений, не являющийся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в Техническом паспорте МКД), который включает площади межквартирных лестничных площадок, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащие отдельным собственникам.
Конкретизация понятия общего имущества исключает возможность необоснованно изменять состав общей площади - всех жилых и нежилых помещений и обеспечивает тем самым определенность указанных показателей и, соответственно, всей формулы.
Следовательно, при установлении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжении общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, должна определяться аналогичным образом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии в Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197 указания на состав помещений, являющихся общим имуществом в доме, площади, которых учтены при установлении нормативов.
Данный вывод подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ 13-205 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.02.2015 по делу N А55-17191/2014.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что информация, применяемая ООО "УК N 2 ЖКХ" при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги является недостоверной, а порядок расчета за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не соответствует требованиям пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку распределение между потребителями объемов коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды осуществляется без учета ограничений, установленных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.08.2012 N 197, что является нарушением установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и данным Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области порядка начисления платы за коммунальные услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку апеллянта на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.05.2015 N 13813-ОД/04.
Данное письмо не является нормативно-правовым актом.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ООО "УК N 2 ЖКХ" в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы настоящего дела надлежащих доказательств подтверждающих незаконность предписания жилищной инспекции от 25.06.2015 N ТАвз-214831.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы общества, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения обществу заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 10.12.2015 N 3350 государственная пошлина в сумме 3000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "УК N 2 ЖКХ" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 10.12.2015 N 3350 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2015 года по делу N А55-25019/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2 жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1066320068924, ИНН 6321165830), Самарская область, г. Тольятти, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 10 декабря 2015 года N 3350 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
А.Б.КОРНИЛОВ
С.Т.ХОЛОДНАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)