Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
- от заявителя муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания" (ИНН 6677001948, ОГРН 1126677001770): представители не явились;
- от заинтересованного Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2016 года по делу N А60-49806/2015,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
признании недействительным предписания,
Муниципальное унитарное предприятие "Режевская теплосетевая регенерирующая компания" (далее - заявитель, МУП "РТРК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 09.07.2015 N 29-07-19/262 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "РТРК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания; при этом отмечает, что с сентября 2015 года система теплоснабжения передана Администрации Режевского городского округа, в связи с чем предприятие не осуществляет поставку тепловой энергии потребителям города и не производит начисление платы за отопление и горячее водоснабжение; не имеет возможности произвести корректировку платы за услугу "отопление" за 2013-2015 г.г., решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 по делу N А60-39850/2015 в отношении МУП "РТРК" введена процедура банкротства, начисление платежей прекращено. Также заявитель указывает, что расчеты изначально производились исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии, в связи с чем оснований для корректировки не имеется.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением (вх. N 8321 от 15.04.2015) на основании приказа от 08.06.2015 N 29-07-16/218 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 11.06.2015 по 09.07.2015 проведена внеплановая документарная проверка деятельности МУП "РТРК" по предоставлению коммунальных услуг потребителям жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина, д. 10, корп. 1.
В ходе проверки установлено, что начисление платы за услугу отопление в 2014, 2015 годах произведено не исходя из значения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год; не произведена корректировка платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2013, 2014, 2015 годы, является нарушением ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 2, подп. 3 п. 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (акт проверки от 09.07.2015 N 29-07-17/262).
По результатам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес МУП "РТРК" направлено предписание от 09.07.2015 N 29-07-19/262 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, согласно которому предписано в срок до 01.10.2015:
1) обеспечить в 2015-2016 году соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из значения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год. В последующие периоды производить начисление платы за услугу "отопление" в соответствии с действующим законодательством;
2) обеспечить соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014, 2015 годы и провести корректировку платы исходя из фактически потребленного объема тепловой энергии. В последующие периоды производить начисление платы за услугу "отопление" в соответствии с действующим законодательством.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, МУП "РТРК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Согласно подп. "а" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу "отопление" в жилых помещениях определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам:
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N 1, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии.
При этом в соответствии с тем же подп. "б" п. 21 Правил N 307 исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле:
S
i
P = P x ---- - P (8)
o2.i k.пр S fn.i
D
где:
- P{\sub k.ПР - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Из содержания приведенных норм права следует, что размер платы за коммунальную услугу "отопление" в жилых помещениях может определяться по формуле N 1 исходя из норматива потребления тепловой энергии только при отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета. Кроме того, такой способ может применяться в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год. В остальных случаях при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета размер платы за коммунальную услугу "отопление" в жилых помещениях должен определяться по формуле (7) с ежегодной корректировкой по формуле (8).
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым узлом коммерческого учета тепловой энергии; индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии в доме отсутствуют. Следовательно, размер платы за отопление отдельных помещений в данных жилых домах должен определяться по формуле (7). При этом исполнитель коммунальных услуг обязан один раз в год производить корректировку размера платы по формуле (8).
При этом в силу п. 21 Правил N 307 исполнитель услуг не освобождается от начисления платы по среднемесячному объему и от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление", в частности, в случае некорректной работы общедомового прибора в отдельные месяцы.
Поскольку в 2013, 2014, 2015 годах предприятие обладало сведениями об объемах потребления тепловой энергии за 2013 и 2014 годы, зафиксированных УКУТ, то Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области верно указал, что начисление платы за услугу отопления в 2014 и 2015 годах должно быть произведено исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей ежегодной корректировкой исходя из фактического потребления и начисления.
В ходе проверки установлено, что с января 2013 года по октябрь 2013 года и февраль 2014 года начисление платы за услугу "отопление" проводилось исходя из норматива потребления тепловой энергии, а с ноября 2013 года по май 2015 года исходя из фактического объема потребленного ресурса по показаниям узла учета, то есть не исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Ссылки МУП "РТРК" на то, что в 2013, 2014, 2015 году расчет платы за отопление производился исходя из фактического потребления тепловой энергии и оснований для корректировки не имеется, судом отклоняются по следующим основаниям.
Из содержания акта проверки следует, что Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в ходе проверки также установлено, что за ноябрь и декабрь 2013 года, 2014 год, с января по май 2015 года потребленное многоквартирным домом количество тепловой энергии для целей отопления 1291,0 Гкал, что подтверждается копиями карточек регистрации параметров на узле учета (на сумму 1 8883 944, 25 руб.), в то время как собственникам помещений предъявлена плата за 1331,057 Гкал (на сумму 1 949 888,78 руб.). Доказательств обратного заявителем не представлено.
Смысл корректировки заключается в том, чтобы определить разницу между размером платы за тепловую энергию, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пропорционально доле жилого помещения в общей площади дома), и общим размером начисленных за год платежей за упомянутую услугу.
Следовательно, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области правильно указал на необходимость обеспечить соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014, 2015 годы и провести последующую корректировку платы исходя из фактически потребленного объема тепловой энергии.
Ссылки МУП "РТРК" на то, что с сентября 2015 года система теплоснабжения передана Администрации Режевского городского округа, в связи с чем предприятие не осуществляет поставку тепловой энергии потребителям города и не производит начисление платы за отопление и горячее водоснабжение; не имеет возможности произвести корректировку платы за услугу "отопление" за 2013-2015 г.г., решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 по делу N А60-39850/2015 в отношении МУП "РТРК" введена процедура банкротства, начисление платежей прекращено, судом апелляционной инстанции отклоняются как не свидетельствующие о незаконности предписания, выданного 09.07.2015, то есть до возникновения указанных обстоятельств.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2016 года по делу N А60-49806/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2016 N 17АП-4089/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-49806/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. N 17АП-4089/2016-АК
Дело N А60-49806/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
- от заявителя муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания" (ИНН 6677001948, ОГРН 1126677001770): представители не явились;
- от заинтересованного Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131): представители не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 февраля 2016 года по делу N А60-49806/2015,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
признании недействительным предписания,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Режевская теплосетевая регенерирующая компания" (далее - заявитель, МУП "РТРК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 09.07.2015 N 29-07-19/262 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП "РТРК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на неисполнимость оспариваемого предписания; при этом отмечает, что с сентября 2015 года система теплоснабжения передана Администрации Режевского городского округа, в связи с чем предприятие не осуществляет поставку тепловой энергии потребителям города и не производит начисление платы за отопление и горячее водоснабжение; не имеет возможности произвести корректировку платы за услугу "отопление" за 2013-2015 г.г., решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 по делу N А60-39850/2015 в отношении МУП "РТРК" введена процедура банкротства, начисление платежей прекращено. Также заявитель указывает, что расчеты изначально производились исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии, в связи с чем оснований для корректировки не имеется.
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением (вх. N 8321 от 15.04.2015) на основании приказа от 08.06.2015 N 29-07-16/218 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в период с 11.06.2015 по 09.07.2015 проведена внеплановая документарная проверка деятельности МУП "РТРК" по предоставлению коммунальных услуг потребителям жилого дома по адресу: Свердловская область, г. Реж, ул. Калинина, д. 10, корп. 1.
В ходе проверки установлено, что начисление платы за услугу отопление в 2014, 2015 годах произведено не исходя из значения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год; не произведена корректировка платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из фактического объема потребленной тепловой энергии за 2013, 2014, 2015 годы, является нарушением ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. "б" п. 21, подп. 2, подп. 3 п. 2 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (акт проверки от 09.07.2015 N 29-07-17/262).
По результатам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес МУП "РТРК" направлено предписание от 09.07.2015 N 29-07-19/262 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, согласно которому предписано в срок до 01.10.2015:
1) обеспечить в 2015-2016 году соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" исходя из значения среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2014 год. В последующие периоды производить начисление платы за услугу "отопление" в соответствии с действующим законодательством;
2) обеспечить соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014, 2015 годы и провести корректировку платы исходя из фактически потребленного объема тепловой энергии. В последующие периоды производить начисление платы за услугу "отопление" в соответствии с действующим законодательством.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, МУП "РТРК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", признаны утратившими силу Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, за исключением пунктов в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов приложения N 2 к указанным Правилам, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Согласно подп. "а" п. 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу "отопление" в жилых помещениях определяется в соответствии с подп. 1 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
P{\sub o.i = S{\sub i x N{\sub t x T{\sub T (1)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- N{\sub t - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с подп. "б" п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и/или общих (квартирных) приборов учета в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам:
P{\sub o.i = S{\sub i x V{\sub t x T{\sub T (7)
где:
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- V{\sub t - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- T{\sub T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле N 1, то есть исходя из норматива потребления тепловой энергии.
При этом в соответствии с тем же подп. "б" п. 21 Правил N 307 исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 по формуле:
S
i
P = P x ---- - P (8)
o2.i k.пр S fn.i
D
где:
- P{\sub k.ПР - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- S{\sub i - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S{\sub D - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- P{\sub fn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Из содержания приведенных норм права следует, что размер платы за коммунальную услугу "отопление" в жилых помещениях может определяться по формуле N 1 исходя из норматива потребления тепловой энергии только при отсутствии коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета. Кроме того, такой способ может применяться в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год. В остальных случаях при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета размер платы за коммунальную услугу "отопление" в жилых помещениях должен определяться по формуле (7) с ежегодной корректировкой по формуле (8).
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован общедомовым узлом коммерческого учета тепловой энергии; индивидуальные (квартирные) приборы учета тепловой энергии в доме отсутствуют. Следовательно, размер платы за отопление отдельных помещений в данных жилых домах должен определяться по формуле (7). При этом исполнитель коммунальных услуг обязан один раз в год производить корректировку размера платы по формуле (8).
При этом в силу п. 21 Правил N 307 исполнитель услуг не освобождается от начисления платы по среднемесячному объему и от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление", в частности, в случае некорректной работы общедомового прибора в отдельные месяцы.
Поскольку в 2013, 2014, 2015 годах предприятие обладало сведениями об объемах потребления тепловой энергии за 2013 и 2014 годы, зафиксированных УКУТ, то Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области верно указал, что начисление платы за услугу отопления в 2014 и 2015 годах должно быть произведено исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей ежегодной корректировкой исходя из фактического потребления и начисления.
В ходе проверки установлено, что с января 2013 года по октябрь 2013 года и февраль 2014 года начисление платы за услугу "отопление" проводилось исходя из норматива потребления тепловой энергии, а с ноября 2013 года по май 2015 года исходя из фактического объема потребленного ресурса по показаниям узла учета, то есть не исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Ссылки МУП "РТРК" на то, что в 2013, 2014, 2015 году расчет платы за отопление производился исходя из фактического потребления тепловой энергии и оснований для корректировки не имеется, судом отклоняются по следующим основаниям.
Из содержания акта проверки следует, что Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в ходе проверки также установлено, что за ноябрь и декабрь 2013 года, 2014 год, с января по май 2015 года потребленное многоквартирным домом количество тепловой энергии для целей отопления 1291,0 Гкал, что подтверждается копиями карточек регистрации параметров на узле учета (на сумму 1 8883 944, 25 руб.), в то время как собственникам помещений предъявлена плата за 1331,057 Гкал (на сумму 1 949 888,78 руб.). Доказательств обратного заявителем не представлено.
Смысл корректировки заключается в том, чтобы определить разницу между размером платы за тепловую энергию, определенным исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пропорционально доле жилого помещения в общей площади дома), и общим размером начисленных за год платежей за упомянутую услугу.
Следовательно, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области правильно указал на необходимость обеспечить соблюдение порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" за 2013, 2014, 2015 годы и провести последующую корректировку платы исходя из фактически потребленного объема тепловой энергии.
Ссылки МУП "РТРК" на то, что с сентября 2015 года система теплоснабжения передана Администрации Режевского городского округа, в связи с чем предприятие не осуществляет поставку тепловой энергии потребителям города и не производит начисление платы за отопление и горячее водоснабжение; не имеет возможности произвести корректировку платы за услугу "отопление" за 2013-2015 г.г., решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 по делу N А60-39850/2015 в отношении МУП "РТРК" введена процедура банкротства, начисление платежей прекращено, судом апелляционной инстанции отклоняются как не свидетельствующие о незаконности предписания, выданного 09.07.2015, то есть до возникновения указанных обстоятельств.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, так как были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции; данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 февраля 2016 года по делу N А60-49806/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Режевская теплосетевая регенерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)