Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием обществу предложено произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, а также осуществить начисление платы за горячее водоснабжение в соответствии с формулой, применяемой в случаях установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Квартал": Кудрявцевой О.Н. (дов. от 15.09.2017 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Ивановской Т.Б. (дов. N 205-и от 31.08.2017 г.);
- рассмотрев 17 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Квартал"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 г.,
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-1856/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВАРТАЛ" (ИНН 5001105206; 143900, Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, д. 3, пом. 1)
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ИНН 5018092629; 143409, Московская область, г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, дом 25)
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее - ООО "Квартал", общество, заявитель) является лицензированной управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 102.
По обращению жителя многоквартирного дома в соответствии с распоряжением от 18 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-01-2016 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, ответчик) в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки выявлено нарушение пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, а именно: в многоквартирном доме N 102 по ул. Трубецкая расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится не по формуле 23 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-01-2016 г.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-01-2016 следующего содержания: "Всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 102 по улице Трубецкая города Балашиха Московской области произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение с 01 мая 2016 г. в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, а также с 01 января 2017 г. осуществлять начисление платы за горячее водоснабжение по формуле 23 Приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Срок исполнения предписания установлен до 20 января 2017 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "Квартал" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным предписания от 28 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-1-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Квартал" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Квартал" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в рассматриваемом случае при расчетах за горячее водоснабжение с жителями многоквартирного жилого дома подлежит применению формула 23 приложения N 2 к Правилам.
При этом судами установлено, что в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 102, установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для города Балашиха, утвержден Постановлением Администрации городского округа Балашиха от 30 ноября 2009 г. N 952/1-ПА.
Формула 20, как следует из текста приложения N 2 к Правилам, может использоваться только в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем ее использование является неправомерным.
Установив тот факт, что заявитель при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жителям указанного выше многоквартирного жилого дома не использовал формулу N 23 (приложение N 2 к Правилам), суды пришли к выводу о законности выданного обществу предписания.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г. по делу N А41-1856/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Квартал" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2017 N Ф05-13435/2017 ПО ДЕЛУ N А41-1856/17
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оспариваемым предписанием обществу предложено произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, а также осуществить начисление платы за горячее водоснабжение в соответствии с формулой, применяемой в случаях установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2017 г. по делу N А41-1856/17
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ООО "Квартал": Кудрявцевой О.Н. (дов. от 15.09.2017 г.);
- от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": Ивановской Т.Б. (дов. N 205-и от 31.08.2017 г.);
- рассмотрев 17 октября 2017 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Квартал"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 г.,
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.
по делу N А41-1856/17
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КВАРТАЛ" (ИНН 5001105206; 143900, Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, д. 3, пом. 1)
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (ИНН 5018092629; 143409, Московская область, г. Красногорск, ул. Братьев Горожанкиных, дом 25)
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Квартал" (далее - ООО "Квартал", общество, заявитель) является лицензированной управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 102.
По обращению жителя многоквартирного дома в соответствии с распоряжением от 18 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-01-2016 Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция, ответчик) в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований законодательства по вышеуказанному адресу.
В ходе проверки выявлено нарушение пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, а именно: в многоквартирном доме N 102 по ул. Трубецкая расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится не по формуле 23 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-01-2016 г.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 28 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-01-2016 следующего содержания: "Всем собственникам и нанимателям многоквартирного дома N 102 по улице Трубецкая города Балашиха Московской области произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение с 01 мая 2016 г. в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, а также с 01 января 2017 г. осуществлять начисление платы за горячее водоснабжение по формуле 23 Приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Срок исполнения предписания установлен до 20 января 2017 г.
Считая свои права нарушенными, ООО "Квартал" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании недействительным предписания от 28 ноября 2016 г. N 08ОГ/25-4776-1-2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 г., оставленным без изменения постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Квартал" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не поступил.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Квартал" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила).
В приложении N 2 к вышеназванным Правилам содержатся формулы для расчета платы за различные виды коммунальных услуг, в том числе за горячее водоснабжение в зависимости от вида жилого дома, жилого помещения и иных обстоятельств.
В соответствии с пунктом 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в рассматриваемом случае при расчетах за горячее водоснабжение с жителями многоквартирного жилого дома подлежит применению формула 23 приложения N 2 к Правилам.
При этом судами установлено, что в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 102, установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для города Балашиха, утвержден Постановлением Администрации городского округа Балашиха от 30 ноября 2009 г. N 952/1-ПА.
Формула 20, как следует из текста приложения N 2 к Правилам, может использоваться только в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем ее использование является неправомерным.
Установив тот факт, что заявитель при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению жителям указанного выше многоквартирного жилого дома не использовал формулу N 23 (приложение N 2 к Правилам), суды пришли к выводу о законности выданного обществу предписания.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 мая 2017 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2017 г. по делу N А41-1856/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Квартал" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)