Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что семье гражданина, состоящей на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и проживающей в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, иное жилье не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Федотова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О.В., судей Деменевой Л.С., Коренева А.С. при секретаре В. с участием прокурора Дорофеевой И.П. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах Ш.С. к администрации Тавдинского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения
по апелляционной жалобе ответчика в лице исполняющего обязанности главы администрации Тавдинского городского округа К. на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 30.09.2015
Заслушав доклад судьи Коренева А.С., объяснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Тавдинского районного суда Свердловской области удовлетворены заявленные требования и постановлено: обязать администрацию Тавдинского городского округа предоставить Ш.С. на состав семьи два человека жилое благоустроенное помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, находящееся в черте <...>.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что Тавдинский городской округ является участником Государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП, в соответствии с которой до 2017 года должны быть переселены из аварийных домов граждане, если дом признана аварийным до 01.01.2012. Поскольку многоквартирный дом, в котором проживает Ш.С. и ее сын Ш.А. признан аварийным только в <...> году, срок отселения которого установлен до <...>, соответственно отсутствуют основания для удовлетворения требований. Уровень бюджетной обеспеченности является недостаточным и не позволяет за счет местного бюджета предоставить жилые помещения жильцам, проживающим в этом многоквартирном доме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился только прокурор, другие участники процесса не явились. Материалы дела содержат сведения о надлежащем извещении участников процесса. Так, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено определением от 30.11.2015. Извещение о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам почтовым отправлением 30.11.2015, истец Ш.С. уведомлена телефонограммой от 30.11.2015. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило. Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Постановлением администрации Тавдинского городского округа от <...> N <...> жилой дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу. С учетом постановления от <...> N <...> установлен срок отселения граждан не позднее <...>.
<...> постановлением администрации Тавдинского городского округа Ш.С. и Ш.А. признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке и включены в общий список очередности Тавдинского городского округа.
Ш.С. и ее сын Ш.А. с <...> года проживают в квартире N <...> данного многоквартирного дома, зарегистрированы в ней. Квартира находится в муниципальной собственности.
Сторонами не оспаривается тот факт, что истцы занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.
Таким образом, Ш.С. и Ш.А. проживают на условиях договора социального найма в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания. При этом они признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о необходимости предоставить семье Ш.С. на семью из двух человек (с учетом Ш.А.) на условиях договора социального найма вне очереди благоустроенное помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, находящееся в черте <...>.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о недостаточности бюджетных средств для исполнения требований жилищного законодательства.
Так, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации. Действительно, на территории Свердловской области действует указанная ответчиком Государственная программа, вместе с тем, предоставление жилого помещения истцам не может быть поставлено в зависимость от того, соответствует ли многоквартирный дом требованиям указанной программы или нет, поскольку право на внеочередное предоставления жилого помещения указанной категории лиц не может быть поставлена в зависимость от данного условия.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности полагает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, поскольку при внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма орган местного самоуправления реализует публичную функцию, соответственно, жилое помещение подлежит предоставлению в том размере, который предусмотрен законом.
Так, при определении размера предоставляемого жилого помещения судом не учтены следующие положения закона.
При разрешении заявленных требований о предоставлении жилого помещения на ответчика возлагается обязанность совершить действия по переселению Ш-вых из названной квартиры, что включает в себя действия по освобождению Ш-выми занимаемого ими жилого помещения, то есть выселению из этого жилого помещения, и вселению Ш-вых в жилое помещение, предоставляемое взамен жилого помещения, непригодного для проживания. Соответственно, при разрешении заявленных требований необходимо учитывать положения, содержащиеся в ст. 87, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащиеся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения. Орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, расположенное в пределах границ муниципального образования.
При таких обстоятельствах, является ошибочным вывод суда о необходимости представления жилого помещения семье Ш-вых общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В Тавдинском городском округе норма предоставления составляет <...> кв. м общей площади жилого помещения. Несмотря на то, что резолютивная часть судебного решения вопреки требованию о ясности судебного решения не содержит указания на размер предоставляемого жилого помещения, из содержания решения следует, что общая площадь предоставляемого жилого помещения должна составлять не менее <...> кв. м.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, о необходимости изменения решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Ш. взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Поскольку общая площадь квартиры, занимаемой Ш-выми, составляет <...> кв. м, соответственно, на ответчика подлежит возложению обязанность по предоставлению на условиях договора социального найма жилого помещения общей площадью не менее <...> кв. м.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 30.09.2015 изменить, указать о предоставлении Ш.С. и Ш.А. жилого помещения общей площадью не менее <...> кв. м.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
А.С.КОРЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-19818/2015
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Прокурор указал, что семье гражданина, состоящей на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и проживающей в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, иное жилье не предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 декабря 2015 г. по делу N 33-19818/2015
Судья Федотова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О.В., судей Деменевой Л.С., Коренева А.С. при секретаре В. с участием прокурора Дорофеевой И.П. рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах Ш.С. к администрации Тавдинского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения
по апелляционной жалобе ответчика в лице исполняющего обязанности главы администрации Тавдинского городского округа К. на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 30.09.2015
Заслушав доклад судьи Коренева А.С., объяснения прокурора, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
решением Тавдинского районного суда Свердловской области удовлетворены заявленные требования и постановлено: обязать администрацию Тавдинского городского округа предоставить Ш.С. на состав семьи два человека жилое благоустроенное помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, находящееся в черте <...>.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что Тавдинский городской округ является участником Государственной программы Свердловской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1330-ПП, в соответствии с которой до 2017 года должны быть переселены из аварийных домов граждане, если дом признана аварийным до 01.01.2012. Поскольку многоквартирный дом, в котором проживает Ш.С. и ее сын Ш.А. признан аварийным только в <...> году, срок отселения которого установлен до <...>, соответственно отсутствуют основания для удовлетворения требований. Уровень бюджетной обеспеченности является недостаточным и не позволяет за счет местного бюджета предоставить жилые помещения жильцам, проживающим в этом многоквартирном доме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился только прокурор, другие участники процесса не явились. Материалы дела содержат сведения о надлежащем извещении участников процесса. Так, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено определением от 30.11.2015. Извещение о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам почтовым отправлением 30.11.2015, истец Ш.С. уведомлена телефонограммой от 30.11.2015. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Свердловского областного суда. Заявлений и ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило. Судебная коллегия не находит оснований для отложения судебного разбирательства и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 этой же статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Постановлением администрации Тавдинского городского округа от <...> N <...> жилой дом по адресу: <...> признан аварийным и подлежащим сносу. С учетом постановления от <...> N <...> установлен срок отселения граждан не позднее <...>.
<...> постановлением администрации Тавдинского городского округа Ш.С. и Ш.А. признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке и включены в общий список очередности Тавдинского городского округа.
Ш.С. и ее сын Ш.А. с <...> года проживают в квартире N <...> данного многоквартирного дома, зарегистрированы в ней. Квартира находится в муниципальной собственности.
Сторонами не оспаривается тот факт, что истцы занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.
Таким образом, Ш.С. и Ш.А. проживают на условиях договора социального найма в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания. При этом они признаны малоимущими и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о необходимости предоставить семье Ш.С. на семью из двух человек (с учетом Ш.А.) на условиях договора социального найма вне очереди благоустроенное помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, находящееся в черте <...>.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о недостаточности бюджетных средств для исполнения требований жилищного законодательства.
Так, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации. Действительно, на территории Свердловской области действует указанная ответчиком Государственная программа, вместе с тем, предоставление жилого помещения истцам не может быть поставлено в зависимость от того, соответствует ли многоквартирный дом требованиям указанной программы или нет, поскольку право на внеочередное предоставления жилого помещения указанной категории лиц не может быть поставлена в зависимость от данного условия.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности полагает необходимым проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, поскольку при внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях социального найма орган местного самоуправления реализует публичную функцию, соответственно, жилое помещение подлежит предоставлению в том размере, который предусмотрен законом.
Так, при определении размера предоставляемого жилого помещения судом не учтены следующие положения закона.
При разрешении заявленных требований о предоставлении жилого помещения на ответчика возлагается обязанность совершить действия по переселению Ш-вых из названной квартиры, что включает в себя действия по освобождению Ш-выми занимаемого ими жилого помещения, то есть выселению из этого жилого помещения, и вселению Ш-вых в жилое помещение, предоставляемое взамен жилого помещения, непригодного для проживания. Соответственно, при разрешении заявленных требований необходимо учитывать положения, содержащиеся в ст. 87, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащиеся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения. Орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, расположенное в пределах границ муниципального образования.
При таких обстоятельствах, является ошибочным вывод суда о необходимости представления жилого помещения семье Ш-вых общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В Тавдинском городском округе норма предоставления составляет <...> кв. м общей площади жилого помещения. Несмотря на то, что резолютивная часть судебного решения вопреки требованию о ясности судебного решения не содержит указания на размер предоставляемого жилого помещения, из содержания решения следует, что общая площадь предоставляемого жилого помещения должна составлять не менее <...> кв. м.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, о необходимости изменения решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Ш. взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Поскольку общая площадь квартиры, занимаемой Ш-выми, составляет <...> кв. м, соответственно, на ответчика подлежит возложению обязанность по предоставлению на условиях договора социального найма жилого помещения общей площадью не менее <...> кв. м.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 30.09.2015 изменить, указать о предоставлении Ш.С. и Ш.А. жилого помещения общей площадью не менее <...> кв. м.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.КОНСТАНТИНОВА
Судьи
Л.С.ДЕМЕНЕВА
А.С.КОРЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)